Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Развитие творческих способностей учащихся при изучении английского языка с использованием цифровых технологий

Дата публикации: 2023-07-12 21:58:44
Статью разместил(а):
Лысенко Елена Васильевна

Развитие творческих способностей учащихся при изучении английского языка с использованием цифровых технологий

Автор: Лысенко Елена Васильевна 

ГБОУ "Школа № 471 Выборгского района Санкт-Петербурга"

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о том, как развивать творческие способности у учащихся, используя современные информационные технологии на уроках в процессе обучения английскому языку. 

Ключевые слова: технологии, информация, мышление, способности.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Современная наука не стоит на месте, и педагогика не является исключением. Новые знания требуют новых форм представления учебного материала. Одной из таких форм  в образовании могут стать проекты и мультимедийные презентации.

Современные информационные технологии являются одним из основных компонентов активизации познавательной деятельности в обучении английскому языку. Если информация не воспринята, то она не может быть понята, усвоена, не может стать достоянием учащегося. При активизации познавательной деятельности на уроках учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. 

На развитие творческих способностей учащихся ориентирует и национальная доктрина образования Российской Федерации, утверждающая положение о разностороннем и своевременном развитии творческих способностей и формировании навыков самообразования детей и молодежи.

Разработка теоретических и практических аспектов творческого развития и саморазвития личности имеет многовековую историю. Идеи развития творческих способностей человека выдвигались в античную эпоху (Сократ, Платон, Аристотель, Плутарх, Гераклит, Квинтилиан), в эпоху Возрождения идеалом образования являлось развитие человека, разностороннее проявление его способностей (Э. Роттердамский, Т. Мор, Ж.-Ж.Руссо). В XVII -XVIII веках наметился этап генерирования новых педагогических идей, особое внимание уделялось развитию творческих способностей (И. Г. Песталоцци, Гербарт, Д. Фребель, А. Дистервег). В XX в. проблема развития творческих способностей актуализировалась в работах Г.С. Альтшуллера, П.Р. Атутова, Ю.К. Бабанского, В.С. Библера, А. Г. Ковалева, Н. В. Кузьминой, Т. В. Кудрявцева, Ю. Н. Кулюткина, И. Я. Лернера, А. М. Матюшкина, В. Н. Пушкина, Н. К. Сергеева, М.Н. Скаткина, В.А. Сластенина, В.С. Сухомлинского и др.

При активизации познавательной деятельности одной из наиболее действенных технологий являются ИКТ и интерактивный метод обучения. Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала; повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки исследовательской деятельности; обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Одной из эффективных технологий обучения иностранному языку является метод проекта, т.е. такая организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в творческом процессе планирования и самостоятельном выполнении практических заданий Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества. Резервы развивающего обучения раскрываются наиболее плотно, если этому способствуют благоприятный психологический климат на уроке и адекватное поведение как речевого партнера и старшего помощника. Для многих педагогов этот метод стал уже привычным и в настоящее время получил очень широкое распространение в обучение. 

В методике преподавания английского языка метод проекта занимает особое место, так как способствует развитию исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления; воспитывает способность к обучению и рассуждению. На своих уроках, а также во внеурочной деятельности я использую возможности технологии проектного обучения, так как это позволяет мне наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, то есть реализовать личностно – ориентированный подход в обучении, планировать деятельность по формированию основных видов УУД. Уроки с применением проектной деятельности являются увлекательными, яркими, запоминающимися.

Метод проектов - это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Существует несколько классификаций проектов: информационный, исследовательский, практико- ориентированный, творческий, ролевой. По  форме это может быть: репортаж, видеофильм, телепрограмма, инсценировка, стенгазета, интервью с известной личностью. Продолжительность  проекта тоже может быть разная, от мини ( в течении одного урока) до долгосрочного ( выполнение до года). По профилю знаний, проекты могут быть в рамках одного предмета - монопроект  или в рамках нескольких предметов -  межпредметные. По характеру контактов, проекты могут быть: внутриклассными, внутришкольными, региональными и международными. По числу участников: личностными, парными и групповыми.

Этапы подготовки можно выделить следующие:

1. Планирование работы над проектом ( определение темы, его цели и задачи).

2. Поисковый этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения знаний).

3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений и навыков).

4. Презентация полученных результатов ( этап анализа исследовательской деятельности школьников).

5. Защита проекта ( проходит с использованием компьютера и мультимедийного проектора или интерактивной доски, которая стала неотъемлемой частью современной школы.

Пройдя все этапы подготовки проекта от поиска материала до защиты проекта, учащиеся развивают исследовательские умения и творческие способности. 

Моими учащимися были созданы проекты: «Мой питомец» (начальная школа), «Знаменитые заповедники России», «Граффити как вид искусства», «Популярные виды спорта среди подростков» и другие. Проектная деятельность способствует повышению качества образования, результативности учебного процесса и стимулирует учащихся к изучению предмета.

Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта (английская пословица гласит: "Я услышал - и забыл, я увидел - и запомнил").

Практика показала, что при условии систематического использования в воспитательно-образовательном процессе мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по развитию познавательных и творческих  способностей детей особенно младшего школьного возраста значительно повышается. Презентации так же способствуют повышению мотивации к работе на уроке за счет привлекательности компьютера и мультимедийных эффектов. Слайды должны быть синхронизированы с речью педагога. Она должна дополнять, иллюстрировать речь педагога, при этом она не должна становиться главной частью образовательной деятельности. Можно использовать музыкальное сопровождение там, где не предусмотрено речевое. Полученные знания дольше остаются в памяти и легче восстанавливаются для применения после повторения. Презентация несет в себе образный тип информации более доступный для школьника.

Принимая во внимание все выше сказанное, можно сделать вывод, что компьютерные технологии должны органично встраиваться в систему работы педагога, не заменяя непосредственного межличностного общения с детьми и их родителями и познания всего нового через непосредственный контакт с окружающим, а только лишь помогая решать поставленные образовательные задачи.

 

Список литературы:

  1. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М., 1979.
  2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. N 751.
  3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
  4. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности. М.Учитель, 2000.

 

. . . . .