Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Применение визуально-когнитивного подхода на уроках геометрии в 7 классе

Дата публикации: 2023-07-13 12:55:19
Статью разместил(а):
Буга Анастасия Григорьевна

Применение визуально-когнитивного подхода на уроках геометрии в 7 классе

Автор: Буга Анастасия Григорьевна

ФГКОУ «Нахимовское ВМУ МО РФ»

 

Аннотация: В статье рассматривается возможность применения визуально-когнитивного подхода на уроках геометрии в 7 классе, который опирается на потенциал визуального мышления. Представлены основные положения методики обучения геометрии с применением визуально-когнитивного подхода. 

Ключевые слова: логическое мышление, визуальное мышление, правое и левое полушария головного мозга, когнитивно-визуальный подход, визуально-когнитивный подходы, информатизация образования.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Введение единого государственного экзамена показало, что уровень геометрического образования в школе существенно снизился. Геометрия становится все менее популярной у большинства обучающихся. Но «изучение геометрии формирует не только специальные геометрические знания учащихся, но и играет огромную роль в умении логически мыслить и доказательно обосновывать истинность утверждений в любой сфере деятельности» [5]. Поэтому необходимо вернуть интерес обучающихся к предмету геометрии. 

Какие же для этого использовать ресурсы, методику обучения? Какой при этом выбрать подход? Например, если применять современные интерактивные технологии на уроках геометрии, то у обучающихся развивается визуальное мышление, формируется интерес к самообразованию. При этом продуктивность использования систем динамической геометрии подтверждается различными российскими и зарубежными исследованиями [7].

Разумеется, нельзя забывать о возможных негативных последствиях чрезмерного привлечения таких средств обучения. Необходимо проверять целесообразность использования современных технологий на каждом конкретном уроке и применять их лишь в том случае, когда с поставленной задачей не может справиться обычная доска.

Поскольку главная задача динамических систем – развитие как визуального мышления, так и мышления в целом, – выполняется, то это один из лучших способов визуализировать информацию. И особое внимание при этом необходимо уделить геометрии 7 класса, когда обучающиеся впервые сталкиваются с большим объёмом геометрической информации. 

В современном образовании установилось новое направление в подходах к обучению. Всё больше внимания уделяется потребностям и способностям обучающегося, развитию его личности. И сущность обучения заключается теперь не в том, чтобы передать информацию от учителя к обучающемуся. Это «особый случай общения между теми, кто имеет знания и опыт, и теми, кто их приобретает» [3]. Заметим, что по ФГОС, задача учителя – создать оптимальные условия для организации самостоятельной деятельности обучающихся. Для этого необходимо «подобрать» наиболее эффективный подход к обучению, направленный не только на приобретение ЗУН, но и на выработку у обучающегося потребности удовлетворять тягу к познанию нового.

Одним из таких подходов, наиболее удачных, на наш взгляд, является когнитивно-визуальный подход, основателем которого является В.А. Далингер. Он обращает наше внимание на то, что «до 80 % информации человек получает через зрительный канал» [2], работа которого осуществляется благодаря правому полушарию головного мозга. Сегодня процесс обучения математике основывается на использовании логического мышления (за которое отвечает левое полушарие) через теоретические знания, которые передаются обучающемуся с помощью речи или текста. В результате возникает несоответствие между методами обучения и способностями большинства обучающихся.

Применение когнитивно-визуального подхода, который опирается на потенциал визуального мышления, позволяет применять наглядность в процессе обучения, обеспечивая лёгкость и простоту получения знаний, а также рост интереса обучающихся к изучаемому предмету. 

Что касается обучения геометрии, особенно в 7 классе, то для соразмерной деятельности правого и левого полушарий нужно учитывать, что изучаемый материал должен визуально сохранять целостность познания. Это значит, что на уроках геометрии наглядность необходима не только при знакомстве с новым материалом, но при решении задач. Их важно выстраивать, балансируя между логическим и образным мышлением, причем необходимо больший акцент сделать именно в пользу визуализации, так как визуальное мышление – это вид образного мышления, который имеет большое значение для развития креативного подхода к решению задач – с помощью визуальных приёмов. 

В результате мы можем сделать вывод, что в начале изучения геометрии важно сохранять и укреплять идею развития визуального мышления. Для этого лучше всего применим когнитивно-визуальный подход. Причём ведущую роль при этом должно играть визуальное мышление, сопровождаемое соответствующими рассуждениями, – тем самым оно позволяет обучающимся самостоятельно изучать учебный материал.

Вот почему, по нашему мнению, более соответствующим понятием будет «визуально-когнитивный подход» – это образовательная технология, в которой первостепенное значение имеют ресурсы визуального мышления; этот подход основан на активном применении всех преимуществ визуализации при изучении материала и направлен на совершенствование наглядно-образного мышления, чтобы достичь высокого уровня восприятия информации через ее визуализацию и, стало быть, облегчить процесс познания материала в целом.

Нужно отметить, что не последнюю роль в данном подходе играет интуиция. Это определено скоростью интуитивного мышления, отсутствием в нём рассуждений и слов. Поэтому интеллектуальная деятельность при данном подходе больше активизируется от зрительного восприятия (функция которого в этом случае – главный источник информации), которое стимулирует познавательные процессы.

Отметим, что в 2016 году стартовал проект «Современная цифровая образовательная среда», который призывает «… привести образовательные программы в соответствие с нуждами цифровой экономики, широко внедрить цифровые инструменты учебной деятельности» [4].

Сегодня компьютерная техника есть в наличии во всех учебных заведениях, каждый учитель обладает ИКТ-компетенциями, в его распоряжении разнообразные электронные ресурсы и методические и дидактические материалы по обучению геометрии с применением ИКТ. Поэтому сейчас мы можем наблюдать переход от информатизации образования, которую можно считать завершённой, к новому этапу – цифровизации, которая проявляется в новых способах и методах обучения: электронное обучение, виртуальная реальность, дистанционное обучение, life-long-learning, геймификация и пр.

Заметим, что на данном этапе развития цифровизации образования необходимо преодолеть определенные трудности. Теперь учитель должен обладать уже более современными компетенциями. Он становится консультантом, к которому обучающийся обращается за помощью при самостоятельном изучении материала. Для этого педагог должен овладевать всё новыми и новыми электронными средствами.

Для обучения геометрии таких средств существует множество. Принцип наглядности на уроках геометрии успешно воплотить можно с помощью интерактивных геометрических сред. Это эффективное средство для реализации визуально-когнитивного подхода.

Итак, какова же методика обучения геометрии с применением визуализации материала. Как было сказано ранее, больших результатов в её разработке добился В.А. Далингер. Он выделяет три основных этапа зрительного восприятия: изучение информационной конструкции (выстраивание материала); создание новых устойчивых образов на основе полученной информации; исследовательская практика, опирающаяся на любой из представленных образов (формула, рисунок, фрагмент текста и т. д.). В этом случае восприятие материала на интуитивном уровне достигает понимания, проникновения в сущность [1]. 

Методика обучения геометрии с применением визуально-когнитивного подхода содержит следующие положения.

Данная методика направлена на развитие визуального мышления, использование зрительных образов и освоение приёмов их толкования. Реализуется методика с помощью интерактивных геометрических сред. Визуальная интерпретация геометрических понятий, утверждений, свойств и задач должна позволять моментально привлечь и заострить внимание обучающихся на главных этапах освоения информации, важных моментах в решении и т.д. Визуальное восприятие должно быть основано на выработке устойчивых зрительных образов, способствовать самостоятельному формированию этих процессов во время изучения геометрического материала. Выборка устойчивых образов направлена на оперативное создание взаимосвязей с абстрактными геометрическими понятиями. Визуализация должна выполнять не столько иллюстративную функцию наглядности, сколько познавательную, выдвигая на первый план развивающую функцию обучения.

 

Список литературы:

1. Далингер В.А. Обучение математике на основе когнитивно-визуального подхода / Вестник Брянского государственного университета. – 2011. – № 1. – С. 299-305.

2. Далингер В.А. Когнитивно-визуальный подход и его особенности в обучении математике / Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета», 2006.

3. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. – М.: Педагогика, 1989. – 159 с.

4. Кашина Е.А. Прогнозирование структуры интегрированного курса информатики : дис. … канд. пед. наук. – Екатеринбург: Урал. Пед. Ун-т, 1997. – 187 с.

5. Потоскуев Е.В. О роли геометрии и проблемах при ее изучении в средней и высшей школе / Математика. – 2010. – № 21. – С. 3–7.

6. Сафуанов Р.М., Лехмус М.Ю., Колганов Е.А. Цифровизация системы образования / Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономика. – 2019. – № 2 (28). – С. 108-113.

7. Ширикова Т.С. Проблема сближения содержания школьного курса математики с передовыми рубежами науки. Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова. – Архангельск. – 2012. – № 3. – С. 141-145.

 

. . . . .