Использование коммуникативной методики на уроках английского языка в средней школе
Использование коммуникативной методики на уроках английского языка в средней школе
Автор: Рукосуева Юлия Сергеевна
МАОУ "СШ № 147", г. Красноярск
Аннотация: Данная статья посвящена использованию коммуникативной методики обучения английскому языку в средней школе. Также в статье анализируются основные принципы коммуникативной методики и их применение.
Ключевые слова: коммуникативная методика, английский язык, средняя школа.
Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.
Использование коммуникативной методики обучения иностранному языку приобретает всё большую популярность среди преподавателей и родителей обучающихся. Большинство родителей и преподавателей имеют в желаемом результате обучения свободное общение ребенка с носителем языка и отсутствие языковых барьеров при осуществлении коммуникации. В связи с этим, многие отдают предпочтение коммуникативному методу, ведь 60-70% урока отдаются для обучения и тренировке устной речи. Однако, это не просто разговоры, не имеющие под собой цели и смысла, а структурированные и специально подготовленные упражнения связанные с использование устной речи, грамматики и лексики. Также ошибочно мнение, что при использовании данной методики не учитываются письменные навыки и чтение. Данное утверждение неверно, так как истинной целью обучения является всесторонне развитый индивид, способный к коммуницированию и владеющий всеми аспектами: аудирование, чтение, письмо, говорение.
Рассмотрим основные принципы коммуникативной методики:
-
Ученик начинает говорить на английском с первого занятия;
-
Accurancy and Fluency-грамотная и беглая речь;
-
Использование аутентичных пособий;
-
Преподаватель проходит с учеником три стадии обучения: вовлечение, изучение, использование [1].
Рассмотрев данные принципы, стоит обратить внимание на практическое применение каждого из них в средней школе. Большинство учеников имеют разные познавательные возможности и стремления, а также отличаются по степени обученности. Опираясь на первый принцип коммуникативной методики можно сказать, что практика говорения может быть затруднена на первых уроках. Однако, базовые знания, усвоенные в начальной школе, сохраняются в пассивной форме долгое время. Успевающие обучающиеся и неуспевающие могут дополнить друг и являться опорой при построении фраз. При диалоге или дискуссии могут быть выявлены и исправлены ошибки, а также сформированы шаблоны и фразы-клише, являющиеся помощью для неуспевающих.
При анализировании второго принципа стоит отметить, что грамотная и беглая речь возможна только при большом количестве повторений и практики, а также при усвоении грамматических правил. Примером может послужить урок-игра по теме “Достопримечательности Великобритании” с использованием грамматики, а именно Present Perfect. Учащиеся были поделены на команды и получили во владении 4 карточки, относящиеся к разным достопримечательностям страны. Их главной задачей было собрать группу, относящуюся к одному из направлений: музыканты, книги, здания. Дети, усвоившие грамматическую тему, смогли быстрее составить предложения и собрать карточки, чем дети показывающие неудовлетворительный результат в учебе. В связи с этим стоит отметить, что при разной успеваемости будет усиливаться разница между обучающимися при использовании коммуникативной методики.
Третьим принципом является использование аутентичных пособий, что в данный момент является невозможным в общеобразовательном учреждении( далее- ОУ), т.к. основным принципом работы в ОУ является единообразие и все УМК должны проходить строгий отбор и соответствовать заявленным требованиям. В данном случае аутентичные пособия не всегда могут быть признаны уместными.
Последним принципом является прохождение всех этапов работы учителя и ученика совместно. Первый этап - вовлечение, является основным, т.к. именно в этот момент ученик сосредотачивается на теме урока и вовлекается в деятельность. Главной трудностью является подобрать необходимый материал для работы, который сможет заинтересовать подростка. Следующим этапом является обучение. Данный этап осложняется тем, что интерес обучающегося может быть утерян и новый материал не будет воспринят, что приведет к проблемам на этапе отработки знаний.
Таким образом, мы видим, что коммуникативная методика имеет ряд достоинств и недостатков. Стоит отметить, что использование коммуникативной методики зависит от мастерства и опыта учителя, а также степени обученности учеников и их познавательной активности.
Литература:
Колкер Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку. - М., 2000.