Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Использование нетрадиционных форм урока при обучении иностранному языку в школе

Дата публикации: 2023-08-11 11:41:54
Статью разместил(а):
Безрукова Ольга Александровна

Использование нетрадиционных форм урока при обучении иностранному языку в школе

Автор: Безрукова Ольга Александровна

МОУ "СОШ № 4", г. Рыбинск

 

Аннотация: В данной статье раскрывается нетрадиционные способы: “изюминки” к изучению иностранного язык. Предлагаются различные варианты проведения урока.

Ключевые слова: иностранный язык, обучение иностранному языку, особенности обучения.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Постоянная тяга к испытанию неизвестного свойственна учителям, которые не удовлетворяются общепринятыми методическими приемами обучения, ставшими общепринятыми на практике. Такие исследователи находятся в поиске оригинальных решений методических задач, нацеленных на мотивирование учащихся к развитию своих способностей к овладению знаниями.

Неоднократно приходится констатировать ставшее популярным утверждение того, что именно самостоятельные усилия по овладению навыками достижения знаниями приводят к успеху. Подавляющее большинство учителей иностранных языков считают, что именно такие знания имеют прочную основу для практической реализации в сфере иноязычного общения.

Нельзя не согласиться, что научить учащихся самостоятельно добывать знания – это трудно, но и захватывающе ценно в силу ожидаемых перспективных результатов. Знания, пришедшие к ученику по своим «выстраданным» каналам, всегда окажутся прочнее по сравнению с установочными оборотами, пассивно заученными в соответствии с учебными программами.

Почувствовать свободу в общении на иностранном языке – значит дать ученику возможность ощутить вкус изюминок, который он никогда не забудет. Такой вкус может быть разнообразным – от ощущения горечи незнания до вдохновенного восприятия сделанных самостоятельных открытий в сфере взаимопонимания.

Такими изюминками, например, могут стать раздаточные дидактические материалы в виде кроссвордов и интеллект-карт. Такие обучающие материалы эффективно способствуют развитию мыслительных способностей учащихся на базе принципа ассоциативных размышлений.

Кроссворды.

Разгадывание кроссвордов является эффективным действием по овладению морфологическими и орфографическими навыками, способствующими смысловому распознаванию слов, как имеющихся в разговорной базе ученика, так и вновь формирующихся незнакомых ранее лексических единиц.

Практика показывает, что регулярное использование кроссвордов в обучающем процессе наилучшим образом способствует отработке языковых коммуникационных навыков через систему адекватных упражнений.

Кроме того, работа с кроссвордами способствует совершенствованию навыков чтения и понимания прочитанного, подсознательно ориентируя учащихся на адекватное использование усвоенного словарного запаса.

Интеллект-карты.

Как правило, интеллект-карты представляют собой модульные лексико-грамматические структуры, ориентирующие учащихся на монологические или диалогические высказывания по определенной теме.

Разумеется, не следует «разжевывать» лексическое наполнение до готовой квинтэссенции в процессе разработки дидактических материалов, а, напротив, предоставить учащемуся шанс видоизменять исходный инфинитивный вариант в правильную, по его мнению, грамматическую форму.

Основное назначение интеллект-карт сводится к тому, чтобы:

- успешно овладевать речевыми навыками непринужденного иноязычного общения;

- научиться избавляться от стеснительности и скованности; обретать уверенность в своих силах;

- укреплять интерес к изучению иностранного языка как доступного коммуникационного средства.

Процесс овладения практическими навыками иноязычного общения станет действительно интересным и познавательным, если включить в него дидактические изюминки, предоставляющие ученикам новые и неизведанные возможности учиться с вдохновением.

"Кубик Блума".

Один из популярных практических приемов "Кубик Блума" -развивающий критическое мышление детей. Разработал метод Бенджамин Блум - американский ученый и психолог - педагог. Он считал, что педагог должен научить ребенка решать проблемы, с которыми придется сталкиваться в жизни.

Бенджамин Блум объединил основные образовательные цели в несколько групп:

- закрепление и анализ полученных знаний;

- эмоциональный отклик учащихся на полученные знания;

- использование полученных знаний на практике.

Этот метод обучает учеников решать проблемные вопросы самостоятельно, опираясь на уже полученные знания и умения, а также используя опыт, наблюдательность, логику и творческое мышление.

Этот метод я ввела в практику и сегодня поделилась опытом применения с коллегами. Каждому педагогу в подарок «кубик Блума» с подсказками и наводящими вопросами: назови, почему, объясни, предложи, придумай, поделись. Педагогу необходимо озвучить тему и подбирает к каждому слову на кубике круг вопросов, который позволит детям повторить и закрепить изученный материал.
Взрослый подбрасывает кубик. Та грань, которая выпала, указывает на тип вопроса, который следует задать детям (то есть вопрос должен начинаться со слова на грани).

Альтернативный вариант - вопросы формулируют сами дети, а затем задают их своим друзьям. Один из них отвечает на вопросы. Если ответ неполный, то друзья могут дополнить его.

Необходимо отметить, что нетрадиционные формы урока английского языка реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или несколько тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. На таких уроках удается достичь разных целей методического, педагогического и психологического характера.

Методически высоко эффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются урок-спектакль, урок-праздник, видеоурок, урок-экскурсия, урок-интервью и другие формы занятий.

Видеоурок.

Важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы, так как овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, весьма трудно. Не менее важным считается приобщение школьников к культурным ценностям народа — носителя языка. В этих целях большое значение имеют аутентичные материалы, в том числе видеофильмы. Их использование активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению изучаемого материала, а также углубляет знание материала, поскольку при этом происходит процесс запоминания. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности.

Урок-спектакль.

Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль. Использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках иностранного языка совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, а также углубляет знание языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания лексики.

Урок-праздник.

Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах и развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.

Урок-экскурсия.

 В наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения иностранного языка. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям о самобытности русской культуры. Принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о родной стране, который позволяет развивать культуру представления родной страны, а также формировать представления о культуре стран изучаемого языка.

Урок-интервью.

Урок-интервью — это своеобразный диалог по обмену информацией. На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме. Оптимальное сочетание структурной повторяемости обеспечивает прочность и осмысленность усвоения. [4, с. 60]. Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему изучению иностранного языка, способствует углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.

Уроки-сказки, уроки-путешествия.

Уроки-сказки, уроки-путешествия опираются на фантазию детей и развивают её. Проведение уроков-сказок возможно в двух вариантах: первый — когда за основу берется народная или литературная сказка, второй — сказка сочиняется самим учителем. Сама форма сказки близка и понятна детям, особенно младшего и среднего возраста, но и старшеклассники с интересом откликаются на такой урок.

Уроки-состязания, викторины.

Уроки-состязания, викторины проводятся в хорошем темпе и позволяют проверить практические умения и теоретические знания большинства школьников по выбранной теме. Игры-соревнования могут быть придуманы учителем или являться аналогом популярных телевизионных конкурсов и состязаний.

Урок-эссе.

Современный подход к изучению иностранного языка предполагает не только получение какой-то суммы знаний по предмету, но и выработку собственной позиции, собственного отношения к прочитанному, к обсуждаемой проблеме: со размышления, сопереживания, сопряжения своего и авторского «я». Словарь кратких литературоведческих терминов трактует понятие «эссе» как разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций.

На уроках иностранного языка ученики анализируют избранную проблему, отстаивают свою позицию. Учащиеся должны уметь критически оценивать прочитанные произведения, в письменном виде излагать мысли по поставленной проблеме, научиться отстаивать свою точку зрения и осознанно принимать собственное решение. Такая форма урока развивает психические функции учащихся, логические и аналитическое мышление и, что немаловажно, умение мыслить на иностранном языке.

Таким образом, названные формы занятий и методы обучения поддерживают интерес учащихся к предмету, повышают мотивацию к учению, способствуют развитию социокультурной компетенции учащихся. У школьников возникает практическая потребность в применении иностранного языка в своей жизни таким образом, чтобы владение языком стало совершенно естественным умением для всех выпускников вне зависимости от того, чем они планируют заниматься в будущем.

 

Список литературы:

1. Владимирова Л.П. Интернет на уроках иностранного языка. // ИЯШ – 2002 г. - №3. С. 39-41. 

2. Елухина Н.В. Роль дискурса в межкультурной коммуникации и методика формирования дискурсивной компетенции. // ИЯШ – 2002 г. - №3. С. 9-13 

3. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - М.: Просвещение, 2018 г. 

4. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов пед. вузов. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2000 г.

5. Сафонова В.П. Современный урок иностранного языка. — М.: Учитель, 2021г.

6. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. — М.: Просвещение, 2015 г.

7. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. — СПб.: Питер, 2014 г.

8. Цели обучения иностранному языку: учебное пособие. / Под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой - Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002 г.

 

. . . . .