Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Развитие функциональной грамотности на уроках английского языка

Дата публикации: 2023-08-13 16:12:38
Статью разместил(а):
Летова Наталья Владимировна

Развитие функциональной грамотности на уроках английского языка

Автор: Летова Наталья Владимировна

ГБОУ "Гимназия № 3 "Ломоносовская гимназия", Санкт-Петербург

 

Прежде чем начать обсуждение данной темы, хотелось бы еще раз напомнить о самом понятии функциональная грамотность.

Итак, функциональная грамотность обучающихся – это способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Функциональная грамотность включает овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.

Немного из истории …

Понятие «функциональная грамотность» было введено ЮНЕСКО в 1957 году. Функциональная грамотность понималась как «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и удовлетворения житейских проблем». Это уровень грамотности человека, который делает возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении. 

Особенности предложенного ЮНЕСКО понятия:

• Направленность на решение бытовых проблем;

• Основное содержание – базовый уровень навыков чтения и письма.

Цель – возможность решения стандартных стереотипных задач. Применялось в основном к взрослому населению, которое нуждалось в формировании элементарной грамотности.

Современная трактовка понятия функциональная грамотность.

Леонтьев А.А.: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А.А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.].

Современный словарь методических терминов и понятий: ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ - Способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, Ф.г. есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде» [Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 448 с., С. 342].

Почему тема функциональной грамотности стала настолько актуальной в наши дни? Дело в том, что модернизация современного образования обозначила новые приоритеты в области школьного образования, соответствующие мировым тенденциям. России нужны современно образованные, нравственно воспитанные, предприимчивые люди, умеющие самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Школа должна привить необходимые навыки учебного труда, так как в будущем придется осваивать разные профессии.

Зачем нужна функциональная грамотность в школе?

В документах понятие «функциональная грамотность» впервые появилось в ФГОС среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 апреля 2012 г. № 413).

Какие из представленных элементов включает в себя функциональная грамотность?

Традиционно функциональная грамотность делится на такие составляющие, как:

· читательская,  

· математическая,  

· естественно-научная,  

· финансовая грамотность;  

· глобальные компетенции и креативное мышление. 

Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах.

Функциональная грамотность помогает детям применять полученные в школе знания и навыки в жизни и может служить гарантом их социальной успешности. Именно она позволяет человеку «нормально существовать в мире людей, понимать, что происходит, не быть обманутым, принимать разумные и обоснованные решения». 

На самом же деле в мире происходят глобальные процессы, и мир кардинально меняется. И чтобы жить в этой сложной реальности, школьникам потребуются новые навыки, знания и умения. 

Рассмотрим причины для необходимых изменений. 

  1. Инновации в науке и технике. Создание искусственного интеллекта, поднимают фундаментальные вопросы метафизики и морали: «что есть человеческое?».
  2. Социальные изменения. На планете продолжает расти, миграция, урбанизация. Культурное, национальное многообразие меняет сообщества, страны и их культуру. Увеличивается неравенство. Никто не знает, какие профессии будут нужны в будущем, какие навыки потребуются современным школьникам для построения своего будущего. Но для укрепления их позиции в будущем школа должна обучить их функциональной грамотности.
  3. Финансовые изменения. С появлением глобальной экономики, возникают новые вопросы о защите конфиденциальности и кибербезопасности.

Президент Российской Федерации В.В. Путин четко определил «… школа должна идти в ногу со временем, а где-то и опережать его, чтобы готовить ребят к динамичной, быстро меняющейся жизни, учить их овладевать новыми знаниями и умениями, свободно, творчески мыслить …»

Функциональная грамотность - это способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений

Основные черты функционально-грамотной личности: 

  • это человек самостоятельный, познающий;
  • это человек, умеющий жить среди людей в соответствии с общественными ценностями, это человек, обладающий определенными качествами, ключевыми компетенциями, способный к самоопределению, самосовершенствованию, и умеющий работать на результат;
  • умеющий решать любые возникающие в жизни задачи;
  • самостоятельно открывать новое;
  • выбирать главное и интересное;
  • способного вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Индикаторы функциональной грамотности: 

  • коммуникативная грамотность - это совокупность коммуникативных знаний, умений и навыков, позволяющих человеку в письменной и устной форме правильно общаться, независимо от обстоятельств;
  • информационная грамотность - это способность к поиску, агрегации, проверке достоверности и анализу информации;
  • общеполитическая грамотность - это уровень обществоведческих знаний, умений и навыков политической деятельности;
  • компьютерная грамотность - это владение минимальным набором знаний и навыков работы на компьютере, использования средств вычислительной техники; понимание основ информатики и значения информационной технологии в жизни общества;
  • общая грамотность - это степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке;
  • бытовая грамотность - это уровень владения знаниями и навыками в определённой области, а также способность их применять на практике;
  • грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях - это умения оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности;
  • грамотность при овладении иностранными языками - это владение иностранным языком на достаточном уровне и быть знакомым с культурой его носителя;

Роль английского языка в современном мире.

Количество людей (носителей), для которых английский является родным, составляет порядка 600 млн. человек. Количество людей, которые говорят на английском, составляет более 1,5 млрд. человек. Английский язык изучают почти 300 млн. китайцев (сравнимо с населением США);

В Японии школьники средних учебных учреждений учат английский на протяжении 6 лет; Во Франции практически 85% учащихся предпочитает изучение английского языка;

В 90 странах мира английский язык - второй государственный, либо широко изучается.

В Швеции, Норвегии и Дании английский язык является обязательным для изучения.

С учетом того, что мир постоянно совершенствуется, причем во всех направлениях (технологии, бизнес, IT-индустрия и другие), английский язык стал обязательным «атрибутом» для каждого специалиста в своей отрасли. В современном мире незнание английского буквально отрезает вас от многих достижений цивилизации. Вы ограничиваете себя сравнительно небольшим информационно-языковым куполом вместо того, чтобы мыслить более глобально. Опять же, большая часть информации в интернете - на английском (более 54%). Международный язык позволяет получить достойное образование в престижном университете, работу мечты и полноценное общение с иностранцами из любого уголка планеты.

Основная цель учителя создать такую учебную ситуацию, которая спровоцирует ученика на спонтанную речь. Практическая задача состоит в том, чтобы ученик мог общаться в социальных сетях, заказать билет, сделать заказ в кафе, заполнить анкету, общаться в путешествии, ориентироваться за рубежом, участвовать в конкурсах и т.д.

На уроках иностранного языка мы используем знания, полученные учащимися на уроках литературы, географии, истории, биологии, ОБЖ, предметов деятельного цикла - музыки, изобразительного искусства. Необходимо учить детей извлекать и применять на уроках иностранного языка информацию, полученную при изучении данных предметов. Это помогает ученикам строить для себя общую картину мира, и вырабатывать собственное отношение ко всему происходящему. Таким образом, мы интегрируем воспитательный компонент в содержание предмета.

Цель формирования функциональной грамотности на уроках английского языка.

Основной целью формирования ФГ на уроках английского языка является совершенствование иноязычной компетенции, способности и готовности школьников использовать язык для решения коммуникативных задач. Основная задача обучения иностранным языкам - развитие у учащихся всех видов речевой деятельности: чтения, письма, диалогической и монологической речи.

Содержание формирования функциональной грамотности

на уроках английского языка:

  • овладение грамотной устной и письменной речью;
  • способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации;
  • умение самостоятельно формулировать проблему.

Интерактивные методы такие как: деловые и ролевые игры, дискуссии, мозговой шторм, взаимообучение, исследования, проекты, использование ИКТ, песни, аудиозаписи, драматизация, мультфильмы позволяют моделировать реальные жизненные ситуации и проблемы для совместного решения, способствовать долгосрочным навыкам и умениям, выработке общих ценностей, создать атмосферу сотрудничества, взаимодействия, осваивать учебное содержание не только через информацию, но через чувства и действия.

 Среди основных принципов интерактивного обучения выделяют:

  • диалогическое взаимодействие;
  • работу в малых группах на основе кооперации и сотрудничества;
  • активно-ролевую (игровую) организацию обучения;
  • тренинговую организацию учебного процесса.

Читательская грамотность - базовое направление функциональной грамотности.

В формировании функциональной грамотности учащихся способствуют задания с использованием сплошных и несплошных текстов. Мы чаще всего используем сплошные тексты. Важно соблюдать некоторые правила отбора сплошных текстов к заданиям на функциональное чтение:

  • текст должен быть интересен;
  • текст должен содержать неизвестную, но актуальную информацию;
  • уровень трудности текста должен соответствовать возрасту обучающегося, при необходимости нужно адаптировать текст;
  • незнакомые слова должны быть представлены в сносках;
  • объем текста не должен превышать норму;
  • шрифт должен помогать легко читать текст;
  • текст должен развивать кругозор;
  • текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами;
  • иллюстрации должны не отвлекать, а помогать разобраться в содержании текста;
  • текст должен быть структурирован;
  • содержание текста должно опираться на жизненный опыт ребенка.

Задания по работе с текстом могут быть следующие:

  • Найти ответы на предложенные вопросы.
  • Подтвердить правильность или ложность утверждений, либо выявить, что это в тексте не упомянуто.
  • Составить предложения по порядку.
  • Найти соответствия.
  • Выполнить задание на множественный выбор.
  • Подобрать подходящий заголовок к каждому из абзацев.
  • Вставить подходящее по смыслу слово или предложение, попущенное в тексте.
  • Выбрать предложения со следующими словами/ грамматическими явлениями идиоматическими выражениями и так далее.
  • Прочесть описание внешности, места события, иллюстрации, отношения кого-либо к чему-либо.
  • Догадаться о значении слова или слов по контексту, какой из предложенных переводов слова наиболее точно отражает его значение в данном контексте.
  • Предложить, как будут развиваться события во второй главе следующей части текста.
  • Прочитать отрывок и пересказать его.
  • Восполнить недостающую информацию.

Заключение.

Формирование функциональной грамотности учеников — задача каждого современного педагога. Это непростой и сложный процесс, где от роли и поведения самого учителя требуется креативность и творческое мышление, использование инновационных форм и методов обучения. Успешное освоение компонентов функциональной грамотности поможет воспитать инициативную, самостоятельную, социально ответственную личность, которая способна адаптироваться и находить свое место в постоянно меняющемся мире. Применяя задания на формирование функциональной грамотности, учитель повышает мотивацию учащихся, развивает творческие способности, расширяет кругозор, помогает осознать ценности современного мира. Это все необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом.

 

Литература: 

  1. Письменная Л., Янкевич М. Культура. Работа со сплошным текстом.
  2. Рождественская Л., Логвина И. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителей. Курс для учителей русского языка как родного.

 

. . . . .