Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Проблема изучения массового героизма в годы Великой Отечественной войны на уроках истории

Дата публикации: 2023-08-18 17:16:42
Статью разместил(а):
Лазновская Галина Юрьевна

Проблема изучения массового героизма в годы Великой Отечественной войны на уроках истории

Автор: Лазновская Галина Юрьевна

МОУ «Лицей № 11 Ворошиловского района Волгограда» 

 

Аннотация: Данная статья посвящена проблеме изучения феномена массового героизма в годы Великой Отечественной войны на уроках истории. Автор связывает понятие героизм с духовно-нравственными ценностями и установками в обществе, анализирует истоки советского героизма, также приводит аргументы и примеры, объясняющие неразрывную связь между героями прошлого и настоящего. 

Ключевые слова: Великая Отечественная война, массовый героизм, подвиг, историческая память. 

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО. 

 

В современной историографии существует важная проблема изучения массового героизма в годы Великой Отечественной войны.

Действительно ли героизм был массовым? Может ли героизм вообще быть массовым? Официальная концепция истории Великой Отечественной войны настаивает на понимании героизма как массового явления. Неофициальный взгляд трактует героизм как явление вынужденное, связанное с репрессивными действиями власти, а также пропагандой государственной машины, которая затмила сознание советского человека, заставляя его жертвовать собой.

Можно ли случайно стать героем? Наверное, да. А стать героем из-под палки?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно попытаться понять природу героизма, чем он питается. Что за поколение выросло в Советском Союзе, готовое жертвовать собой и ради чего? 

Герой не сам себя так называет, его называет так общество. Значит, понятие героизма зависит от тех нравственных ценностей, идеалов, традиций, которые присущи данному обществу.  

Героизм – это самоотречение. Неужели акт самоотречения, жертвенность – это феномен только советского военного времени? Изучение предыдущих эпох на уроках истории должно подвести учащихся к осознанию того, что героизм свойствен нашим соотечественникам на всех этапах истории от трудовых подвигов до военных: Евпатий Коловрат, воевода Дмитр, Иван Сусанин, Василиса Кожина, Дарья Севастопольская, Н.И. Пирогов, – вот имена, которые моментально приходят в голову, когда необходимо привести примеры героизма. Это хрестоматийные имена. Но сколько имен история не сохранила! 

Учащимся полезно знать мнение Ю. Лотмана, который исследуя подвиг жен декабристов, пришел к выводу о том, что их акт самоотречения не был исключением, порывом. Их мировоззрение опиралось на определенную систему ценностей, психологическую установку. В русском массовом сознании следование за мужем на каторгу не было чем-то из ряда вон выходящим, а прямо следовало из традиций поведения православной женщины. 

Также и советские граждане опирались на традиции поведения своих предшественников в горькие минуты истории. Когда в русской истории кто-то добровольно сдавался сразу же под напором врага? Город, крепость, народ? Мы знаем о массовом длительном сопротивлении, никто не открывал ворота, как только завидел опасность. Маленький ничем не примечательный городок Козельск сопротивлялся, как известно, 7 недель! Хорошо известна история обороны Смоленска, Троице-Сергиева монастыря в эпоху Смуты, Севастополя в Крымскую войну. Не случайно Дмитрий Сергеевич Лихачев во время блокады пишет работу «Оборона древнерусских городов», столь необходимую в 1941-1942 гг. 

Героизм – это и неприхотливость, умение выдерживать очень сложные условия. Анализируя истоки советского героизма, старшеклассникам стоит обратить внимание на маленький эпизод в фильме «Завтра была война», но весьма характерный: мать предлагает Искре Поляковой поужинать «стаканом молока». Скромность в быту, отсутствие жалоб, стойкость – характерная черта наших соотечественников. Французский публицист А. Леруа-Болье, сравнивая русского, французского, немецкого солдата 19 в., отдавал предпочтение русскому, говоря о таких его качествах, как выносливость, дисциплинированность, сметливость. Искра Полякова в этом смысле не является фанатиком советской системы, она олицетворяет собой поколения непритязательной, неизбалованной комфортом молодежи: от разночинцев и народников до комсомольцев. Она участвует в антифашистском подполье и героически гибнет вместе с матерью как сотни советских граждан.

Советский героизм возник не на пустом месте, он связан с образами Суворова, Кутузова, Богдана Хмельницкого, Александра Невского, в честь которых учредили Ордена в годы Великой Отечественной войны. Он связан с именами великих деятелей культуры (с томиком Пушкина солдаты шли в бой). 

Неужели во время Сталинградской битвы солдаты сражались ожесточенно за каждую улицу, каждый дом, каждый подъезд, каждый лестничный пролет только потому, что боялись расправы заградительных отрядов?  Они отдавали свои жизни, потому что знали: «За Волгой для нас земли нет!». Ребята могут возразить: почему нет земли? Вон ее сколько! Но необходимо объяснять, что земля – это не абстрактное понятие, это Родина, с которой, человек связан пуповиной. Это – язык, на котором сказано первое слово: «Мама». Родина – это мать. Сдать мать врагу невозможно, нельзя, это противоречит человеческой природе. Отдать жизнь за мать, уничтожить врага, который на нее покушается – это святое дело, аксиома, не требующая доказательств и не зависящая от политического режима в стране.  

Фашисты, выжившие в Сталинграде, жаловались на то, что русские «не умеют воевать», они нецивилизованны, пренебрегают правилами ведения боя, переходя в рукопашную схватку. Михаил Паникаха, один из многочисленных героев Великой Отечественной войны и Сталинградской битвы, объятый пламенем, бросился с бутылкой с зажигательной смесью на вражеский танк. И таких как он на войне было много. С точки зрения рациональности, он совершил сумасшедший поступок. Но ведь не только советские солдаты в Сталинграде так действовали. Наполеон в «Войне и мире» горько сетует: русские оскверняют «благородное искусство войны». Ярость, неистовое желание защитить свое родное – это желание любого нормального любящего человека, в какой бы стране и когда бы он не жил. Но для нашей страны образ Родины-Матери, Родины-Женщины, призывающей на защиту, наиболее близок и понятен. С. Есенин писал: 

«Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

 Я скажу: «Не надо рая,

 Дайте родину мою».

У А. Блока: «О Русь моя, Жена моя! ...».

Массовый героизм в СССР – это не миф. Герои Великой Отечественной войны – это не манкурты, родства не помнящие, а братья и сестры по оружию прошлых и настоящих поколений. Александр Пересвет и Зоя Космодемьянская в одном строю плечом к плечу. Им есть, что сказать друг другу. Это люди, обладающие высокой осознанностью, горячим, чутким сердцем, готовые жертвовать собой ради своего Отечества, своих корней и своей свободы. 

Как помочь школьникам осознать историческую природу, истоки советского массового героизма, которые находятся в глубоком прошлом? Для этого им необходимо не только хорошо знать исторические факты. Дети должны уметь ставить себя на место другого, развивать историческую эмпатию, учиться искусству «вчувствования» в историю. Конечно, это чрезвычайно сложно в условиях разной системы воспитания в российских семьях, недостаточного количества часов, отводимых на изучение нашего предмета. 

Посещение мемориальных мест, ретроспективный анализ, встречи с очевидцами событий (например, детьми Сталинграда), работа с документами, фотографиями, воспоминаниями, просмотр лучших советских кинофильмов о войне («Помни имя свое», «Баллада о солдате», «В бой идут одни старики»), чтение произведений художественной литературы – этот тот минимум, который я выполняю со своими учениками как учитель, и, который, надеюсь, позволит нам объективно, насколько это возможно, судить о человеческих поступках на войне.

 

Список литературы:

1. Есенин С. Гой ты, Русь, моя родная.

2. Лотман Ю.М. ДЕКАБРИСТ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ (Бытовое поведение как историко-психологическая категория).

3. Leroye-Beaulieu A. La France. La Russie et L’Europe. P. 1888. P. 103.

 

. . . . .