Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Экспертиза образовательной среды (социально-воспитательная работа)

Дата публикации: 2023-09-13 12:37:04
Статью разместил(а):
Тарасова Екатерина Михайловна

Экспертиза образовательной среды

ГАПОУ МО «Мурманский педагогический колледж»

(Социально-воспитательная работа)

Автор: Тарасова Екатерина Михайловна

ГАПОУ МО «Мурманский педагогический колледж»

 

Аннотация: В статье рассматриваются основные критерии экспертизы образовательной среды педагогического колледжа по направлению «социально-воспитательная работа». Даются рекомендации по усовершенствованию образовательного пространства.

Ключевые слова: социально-воспитательная работа, образовательная среда, критерии эффективности.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Радикальные изменения, происходящие во всех сферах общест­венно-политической и государственной жизни России, имеют важней­шие последствия для развития в настоящее время. В Рос­сии заново происходит формирование гражданского общества, складывается обнов­ленная система ценностей, интегрирующая традиционные ориентации российской культуры, идеалы социальной справедливости, ценности прав и свобод личности. В обществе формируется новый подход к образовательной системе и воспитанию студенческой молодежи.

Изменения в жизни современного общества России повлекли за собой ряд сложнейших проблем, затронувших молодежь в целом, и студенчество в частности. К числу таких проблем относятся: кри­зис системы образования и воспитания, трансформация традиционных институтов социализации и механизмов социально-культурной преемственности. Это значительно усложнило процесс адаптации молодого поколения в современных условиях, а также поиск социально приемлемых и оптимальных форм самореализации личности.

Как отмечает Н.А. Осипенкова, процесс формирования личности в образовательной среде, ее социальная адаптация во многом определяется концепцией воспитательной работы, характером и организацией социально-воспитательной деятельности, степенью вовлеченности в нее обучающихся. Социально-воспитательная деятельность в педагогическом колледже является необходимым звеном в интеграции личности в среду.

На этапе вхождения в колледж студенты наиболее пластичны, открыты, восприимчивы к усвоению системы ценностей и установок, их адаптивная возможность обострена ситуацией новизны, ожиданиями, осознанием нового социального статуса. Вовлечение студентов в социально-воспитательную деятельность дает им возможность наиболее полно использовать образовательный и адаптационный потенциал образовательной организации [1].

В широком смысле слова социально-воспитательная деятельность охватывает образование, науку, искусство, социально-политическую сферу, то есть профессиональную и непрофессиональную деятельность, в которой идет воспроизводство культуры [1].

Черник В.Э., анализируя идеи выдающихся психологов Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна, которые рассматривали творческую самодеятельность, самостоятельность как определяющий фактор в личностном становлении и развитии, отмечает, что будущему учителю необходимо приобрести собственный опыт организации творческих дел, в которых определился бы его собственный профессиональный образ [2].

Исходя из этого, основная задача колледжа – создать условия, позволяющие приобрести это умение. Студенту важно прожить свой процесс становления и приспособления к будущей профессии, приобретая собственный опыт социально-воспитательной деятельности, которая в условиях образовательной организации будет прекрасным ресурсом формирования профессионализма будущего учителя и воспитателя.

С целью определения уровня эффективности образовательной среды Мурманского педагогического колледжа по направлению «Социально-воспитательная работа» была проведена экспертиза образовательной среды учреждения.

В качестве основы экспертизы образовательной среды была использована система психодиагностических параметров, разработанная для анализа отношений (Мясищев, Ломов, Дерябо, Ясвин).

В качестве основных параметров экспертизы выступали:

· широта образовательной среды;

· интенсивной;

· степень осознаваемости;

· эмоциональность образовательной среды;

· социальная активность.

В качестве первого параметра экспертизы рассматривалась широта образовательной среды, которая служит структурно-содержательной характеристикой, показывающей, какие субъекты, объекты, процессы и явления включены в данную образовательную среду.

Критериями широты образовательной среды по направлению «Социально-воспитательная работа» являются (см. таблицу 1).

Таблица 1. Критерии широты образовательной среды Мурманского педагогического колледжа по направлению «СВР».

Критерии

Баллы

1

Выход в образовательные учреждения

1,25

2

Путешествия

0

3

Посещение учреждений культуры

1,25

4

Гости

1,05

5

Возможности выбора воспитательных микросред

0,5

 

Анализ таблицы показал, что по критериям «Выход в образовательные учреждения» и «Посещение учреждений культуры» среда педагогического колледжа набрала наибольшее количество баллов (1,25), в связи с тем, что выходы в учреждения стали неотъемлемой частью образовательно-воспитательного процесса. С целью формирования компетентностей будущих специалистов, студентов необходимо вовлекать в непосредственную практическую деятельность, которую невозможно организовать на только территории учреждения.

По критерию «Гости» социально-воспитательная среда МПК набрала 1,05 балла, что обусловлено частотой организованных фестивалей, праздников, конференций с привлечением специалистов и гостей (ветеранов, депутатов, консулов и т.д.), с целью общения студентов с интересными людьми.

Однако, критерию «Возможности выбора воспитательных микросред» соответствует лишь 0,5 балла. Это обусловлено тем, что студенты имеют возможность выбора направления социально-воспитательной работы, но, к сожалению, не часто этим пользуются, предпочитая предоставить этот выбор руководителю социально-воспитательной работы МПК или педагогам.

Таким образом, показателю экспертизы «Широта образовательной среды» соответствует 4,15 баллов, что составляет 66%.

В качестве рекомендаций, по усовершенствованию этого показателя нами предлагается:

· осуществлять взаимосвязь с образовательными учреждениями и общественными организациями не только города Мурманска, но и Мурманской области;

· продолжать работу по привлечению специалистов, принимающих участие в мероприятиях колледжа;

· повышать активности и инициативы студенчества по выбору направлений социально-воспитательной работы (усиление института кураторства и студенческого совета).

Следующим показателем выступала интенсивность образовательной среды, которая является структурно-динамической характеристикой, показывающей степень насыщенности воспитательной среды условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления.

Таблица 2. Критерии интенсивности образовательной среды Мурманского педагогического колледжа по направлению «СВР».

Критерии

Баллы

1

Организация активной деятельности

2,5

По данному показателю среда колледжа набрала максимальное количество баллов (2,5) благодаря тому, что в МПК разработан подробный план Социально-воспитательной работы на год, который содержит разнообразные формы и направления активной деятельности студентов (адаптационная работа, профориентационная работа, студенческое самоуправление, профессионализация, правовое воспитание, волонтерская работа и пр.). План СВР в течение года может дополняться новыми формами работы, в зависимости от пожелания студентов и запроса учреждений.

Таким образом, показателю экспертизы «Интенсивность образовательной среды» соответствует 2,5 балла, что составляет 100%.

Рекомендация: расширять направления социально-воспитательной работы, с учетом современных тенденций в образовании.

Показатель «Осознаваемость образовательной среды» отражает включенность в нее всех субъектов образовательного процесса. Повышению осознаваемости может способствовать наличие традиций и ритуалов в образовательной среде, символики и атрибутики.

Основными критериями выступают следующие показатели (см. таблицу 3).

Таблица 3. Критерии осознаваемости образовательной среды Мурманского педагогического колледжа по направлению «СВР».

№№

Критерии

Баллы

1

Уровень осведомленности об учебном заведении

1

2

Символика

0,3

3

Формирование осознаваемости

0,8

4

Связь с выпускниками

1

5

Активность сотрудников

0,3

6

Активность студентов

1

7

Активность родителей

0,3

Осведомленность об учебном заведении у педагогов и студентов находится на достаточно высоком уровне (1 балл): большинство участников образовательного процесса знакомы с историей и традициями учебного заведения, имеют представление о том, как и когда оно было основано, кто был руководителем и т.д. 

Данная информация размещена на сайте колледжа. Кроме того, в МПК принято торжественно отмечать юбилейные даты и праздники, к которым ведется долговременная подготовка и задействован весь актив колледжа.

Вся проводимая работа дает возможность с уверенностью говорить о высоком уровне критерия «формирование осознаваемости» (0,8 балла) среди студентов и педагогов.

Критерию «Связь с выпускниками» соответствует 1 балл, т.к. многие выпускники продолжают поддерживать контакты с колледжем и охотно оказывают ему различную помощь. Студенты - выпускники, работающие по специальности, выступают руководителями психолого-педагогических практик студентов МПК, участвуют в научно-практических конференциях и семинарах на базе колледжа и др.

Критерии активности рассматриваются по трем направлениям: «Активность сотрудников», «Активность студентов», «Активность родителей». Наибольшее количество баллов набрал критерий «Активность студентов» (1 балл). Многие студенты сами проявляют инициативу в организации и проведении социально-значимых мероприятий, охотно откликаются на просьбы педагогов и администрации колледжа о помощи, заинтересованы в развитии МПК.

Однако, критерии «Активность сотрудников» и «Активность родителей» набрали по 0,3 балла, что говорит о недостаточной заинтересованности педагогов и родителей проблемами Мурманского педагогического колледжа. Лишь немногие педагоги и родители откликаются на просьбы администрации о безвозмездной помощи. Низкая активность родителей, на наш взгляд, объясняется тем, что специфика образовательного процесса не предполагает тесного взаимодействия педагогического состава с родителями студентов. Как правило, к родственникам обращаются лишь в случае трудностей, появляющихся у обучающегося (неуспеваемость, нарекания и пр.).

Критерий «Символика», к сожалению, набрал 0,3 балла. Соответствующая символика (герб, гимн, девиз) имеются у МПК, но они недостаточно включены в социально-воспитательное пространство студенчества. Студенты крайне редко используют символику при организации собственных мероприятий, исключения составляют лишь официальные события.

Таким образом, показателю экспертизы «Осознаваемость образовательной среды» соответствует 4,9 балла, что составляет 50%.

Рекомендации:

· выступить с предложением о разработке гимна и иной атрибутики колледжа: организовать конкурс на лучший герб, гимн и девиз и пр.;

· привлечь педагогов к социально-воспитательной деятельности, за счет усиления института кураторства. С этой целью организовать следующие мероприятия:

- проводить с кураторами специальные тренинги и семинары, на которых информировать о возрастных особенностях студентов, о результатах диагностики их личных особенностей и интересов, о специфике взаимодействия со взрослыми учащимися и эффективных способах воздействия, о новых методах и подходах в области консультирования и поддержки студентов;

- регулярно проводить кураторские совещания с участием администрации образовательного учреждения для прояснения общих трудностей и проблем;

- организовать на базе МПК конференции по вопросам совершенствования работы кураторов и обмену опытом работы в данной области;

- издать памятки и методические рекомендации в помощь куратору с обновленной информацией об особенностях работы со студентами.

· активно привлекать к социально-воспитательной работе преподавательский состав Мурманского педагогического колледжа, разъясняя задачи СВР, акцентируя внимание на основных направлениях работы.

· усилить взаимодействие с родителями студентов через социальные сети для участия в социально-значимых мероприятиях.

Показатель «Эмоциональность образовательной среды» характеризует соотношение в ней эмоционального и рационального компонентов. На показатель эмоциональности может накладывать отпечаток профиль учебного заведения.

Таблица 4. Критерии эмоциональности образовательной среды Мурманского педагогического колледжа по направлению «СВР».

№№

Критерии

Баллы

1

Взаимоотношения в педагогическом коллективе

0,8

2

Взаимоотношения со студентами

2,1

3

Взаимоотношения с родителями

0,4

4

Эмоциональность оформления пространственно-предметной среды

1,8

Администрация и коллектив МПК придает большое значение взаимодействию со студентами, поэтому наибольшее количество баллов набрал критерий «Взаимоотношения со студентами» (2,1 балла). Взаимоотношения студентов и педагогов носят межличностный характер, отличаются искренностью и сопереживанием. Учащиеся имеют возможность обратиться к преподавателям за помощью, в том числе психологической. У студентов есть возможность общаться с педагогами не только на занятиях, но и в неформальной обстановке.

«Взаимоотношения в педагогическом коллективе» колледжа складываются ровно, педагоги чувствуют себя в коллективе психологически комфортно, свободно проявляют свои эмоции, в случае необходимости могут обратиться за помощью и поддержкой к коллегам. Сотрудники часто встречаются в неформальной обстановке как в самом учебном заведении, так и за его пределами. В совокупности данный критерий набрал 0,8 балла.

Критерию «Взаимоотношения с родителями» соответствует 0,4 балла. Родители, безусловно, получают поддержку от администрации и педагогического коллектива колледжа, но только по поводу успехов и неудач их детей. Данное количество баллов, на наш взгляд, является вполне достаточным для этого критерия, т.к. специфика высшего учебного заведения не предполагает межличностного характера взаимоотношений с родителями обучающихся.

«Эмоциональность оформления пространственно-предметной среды» соответствует 1,8 балла. Студенты и педагоги педагогического колледжа могут свободно выражать свои эмоции, принимать участие в оформлении интерьера МПК, организовывать выставки работ, изготавливать стенгазеты, размещать информацию на сайте колледжа.

Таким образом, показателю экспертизы «Эмоциональность образовательной среды» соответствует 5,1 баллов, что составляет 51%.

Рекомендации: активизировать преподавательский состав к участию в оформлении пространственно-предметной среды (оформление стендов, плакатов, информации на сайте колледжа; организация выставок и пр.).

На наш взгляд, усиливать критерии «Взаимоотношения в педагогическом коллективе» и «Взаимоотношения с родителями» не представляется целесообразным, т.к. единственным способом повышения является переход на глубокий интимный уровень, что предполагает выход за рамки профессионального общения. Необходимо уходить от традиций прошлого, т.е. нагружать личными проблемами своих коллег, а родителям - педагогов.

 «Социальная активность образовательной среды» служит показателем ее социально-ориентированного потенциала и экспансии данной образовательной среды в среду обитания.

Основным «продуктом» образовательной среды является социально активные люди, стремящиеся творчески изменять среду обитания, в соответствии с тем ценностными ориентирами, которые усвоили в своей образовательной среде, то есть тот спектр ценностей, который удалось сформировать в процессе обучения в колледже, они и будут формировать у подрастающего поколения.

 Критериями «Социальной активности» выступают следующие показатели, представленные в таблице 5.

Таблица 5. Критерии социальная активность образовательной среды Мурманского педагогического колледжа по направлению «СВР».

№№

Критерии

Баллы

1

Трансляция достижений

1,5

2

Работа со средствами массовой информации

1,5

3

Социальные инициативы

1,5

Критерий «Трансляция достижений» набрал 1,5 балла. Помимо образовательных мероприятий (семинары, конференции, педагогическая практика), на которых обучающиеся могу поделиться накопленным профессиональным опытом, студенты МПК активно принимают участие в различной волонтерской деятельности, основными направлениями которой выступают: детские дома; общественные организации; приют для животных; профориентационная работа и др.

Количество баллов по критерию «Работа со средствами массовой информации» составляет 1,5 балла, т.к. информация о колледже регулярно находит отражение в публикациях в газетах и журналах, новостях местных телеканалов. С целью профориентационной работы ежегодно издается специальный буклет об основных направлениях подготовки МПК и особенностях обучения в нем.

Критерий «Социальные инициативы» набирает 1,5 баллов. Традиционно педагогическом колледже организуется достаточное количество социально-значимых мероприятий, получивших известность за пределами образовательного учреждения.

Таким образом, показателю экспертизы «Социальная активность образовательной среды» соответствует 4,5 балла, что составляет 53%.

Рекомендации:

· активизировать студентов для участия в олимпиадах различного уровня;

· привлекать к участию в социально-значимых мероприятиях студентов других образовательных учреждений, учащихся школ и учреждений дополнительного образования, студенческий городской совет;

· систематизировать работу со средствами массовой информации.

Анализ эффективности образовательной среды Мурманского педагогического колледжа по направлению «Социально-воспитательная работа» показал, что данное направление работы набрало достаточно высокие баллы по всем показателям экспертизы (50% и выше). По нашему мнению, не следует сосредотачивать внимание только на повышении уровня количественных параметров, а обратить внимание на качественную составляющую каждого из критериев.

Проведенная экспертиза позволила разработать рекомендации по каждому показателю, с целью коррекции деятельности по направлению «Социально-воспитательная работа» и определить стратегию ее дальнейшего развития.

 

Литература:

  1. Осипенкова Н.А., Социально-культурная деятельность как фактор социальной адаптации студентов: Дисс… канд. пед. наук. – СПб, 2007. – 313 с.
  2. Черник В.Э. Досуг – время достижений и профессионального становления // Среднее профессиональное образование. – 2009. - №3. – С. 32-34.

  

. . . . .