Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Реализация воспитательного потенциала урока литературы через формирование у учащихся способности к эмпатии

Дата публикации: 2023-09-16 20:35:16
Статью разместил(а):
Есина Ирина Николаевна

Реализация воспитательного потенциала урока литературы через формирование у учащихся способности к эмпатии

 

Автор: Есина Ирина Николаевна

ОГБОУ «Лицей № 9», Белгород

 

Аннотация: В статье рассматриваются методические способы и приемы формирования у учащихся способности к эмпатии в ходе обсуждения рассказа Бориса Екимова «Некому посидеть со старухой». Описаны этапы урока внеклассного чтения, приведены тексты обобщающих бесед учителя, показаны используемые элементы педагогических технологий. Воздействие содержания рассказа на чувства и эмоции детей, анализ эпизодов, работа с лексикой по эмпатии, нестандартный подход к оформлению рабочих записей помогут подвести подростков к осознанию важности сопереживания, понимания, сочувствия в жизни.

Ключевые слова: учащиеся подросткового возраста, урок литературы, художественное произведение, характер героя, жалость, эмпатия личности.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Термин «эмпатия» в психологическом словаре трактуется как «осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека». Соответственно «эмпат» - это человек с развитой способностью к сочувствию, пониманию чужих переживаний.

Учитель литературы формирует нравственные ценности на каждом своем уроке. Без этого преподавать предмет невозможно. Не менее важно средствами предметной деятельности учить детей всему, что положительно влияет на характер, мотивы поступков, взаимоотношения с ровесниками и старшим поколением.

Эмпатия личности в школе - предмет для диагностики и коррекции с помощью специальных методик психолога. Не меньшее положительное воздействие способно оказать построенное учителем в нужном контексте обсуждение прочитанного художественного произведения. В практике преподавания литературы при анализе произведения, как правило, воспитательное воздействие обсуждается на заключительном этапе урока и не всегда это удается сделать глубоко и обстоятельно из-за нехватки времени. Поэтому хочется рассказать об опыте проведения урока, связанного с формированием такого качества личности, как эмпатия.

Рассмотрим, как можно реализовать воспитательный компонент при изучении на уроке внеклассного чтения в 6 классе рассказа Бориса Екимова «Некому посидеть со старухой». Герой произведения из обычного мальчишки становится подростком, умеющим чувствовать чужую боль. Сначала он пожалел заболевшего цыпленка, потом понял, как нуждается в жалости и понимании «баба Мотя», ставшая ненужной взрослым.

Для раскрытия главной идеи учебного занятия использованы следующие методические приемы технологии «Педагогическая мастерская»: отбор содержания осуществлен не только в соответствии с темой занятия, но и с учетом основной идеи; предъявление материала в целостности, затем переход к деталям, элементам, освещающим идею урока; неожиданность отдельных форм работы для данного предмета; разнообразие заданий по формам и видам работы; обязательное обращение к личному опыту учащихся, их эмоционально-чувственной сфере; создание доброжелательной атмосферы; организация диалога; эмоциональное переживание и формирование ценностных отношений к содержанию темы.

Домашнее задание ученики  получают заранее вместе с бланком «Читательский дневник». В нем предлагается выполнить подготовительные задания: 1.записать тематическую лексику для анализа произведения (слова с корнем -добр-, -благ-, -серд-); 2.составить список прочитанных произведений гуманистической направленности и вспомнить их краткое содержание, подобрать синонимы к слову «гуманность»; 3.провести работу с этимологическим словарем (происхождение слова «оскорбить»). Использование такого подхода позволит создать необходимый эмоциональный настрой, сделать акцент на нужные для формирования эмпатии умозаключения.

При анализе идейного содержания рассказа используем прием «Вживания», когда ученики посредством чувственно-образных представлений более глубоко, «изнутри» понимают объект. На уроке литературы это проводится через

- отбор и обсуждение фрагментов, которые способны вызвать у читателя симпатию, жалость, понимание, сочувствие, уважение;

- работу с художественными деталями в «языке» произведения;

- выразительное чтение отрывков и цитат учителем и учащимися.

Примерное содержание аналитического диалога: учитель подчеркивает, что перед читателями герой рассказа - простой мальчишка из поселка, его жизнь мало чем отличается от жизни деревенских сверстников. Он купается в речке, удит рыбу, помогает по хозяйству. Затем задает вопросы:

- Дает ли автор портретное описание Петьки? Почему? Он чем-то выделяется среди своих друзей? (Нет, оно не нужно: он такой, как все.)

- Каким вы его себе представляете? (Вихрастый, загорелый, в веснушках, быстрый, подвижный, ловкий.)

- При каких обстоятельствах герой обращает внимание на цыпленка, которого отсадила мать? (Ждал товарища, без дела зашел на кухню, это третий заболевший цыпленок, мальчик пожалел его, «ему здесь скучно».) Параллельно с анализом заполняется логическая схема, в Читательском дневнике, вносится слово «жалость».

- Как случилось, что герой взял цыпленка на речку? (Было кинулся на кухню, чтобы коробку с цыпленком назад на окно поставить, когда приехал товарищ, но заметил насмешливый взгляд матери - «и возьму!») В схему вносится слово «наперекор».

- Когда герой поступает по-своему, не как все мальчишки, проявляет характер? (Чтение учителем или ребенком фрагмента диалога:

- Чего это?

- Цыпленок.

- Мать, что ль, заставила?..

- Кошке его отдай, скажешь: сдох...

- Погнали.)

Вывод: герой делает выбор. В схему включается слово «выбор» (первый!)

Как продолжалась дружба с цыпленком? (Игры, в которых Петька прятался или убегал от цыпленка, тот тревожился, искал, находил и успокаивался.) В схеме слова «дружба с цыпленком».

Учитель зачитывает отрывок со слов: «С утра цыпленок жил бодро ...» до слов: «Зарой, - скучно сказал Петька». Обсуждаются с учениками вопросы:

Почему мальчишка так реагирует? Вы его осуждаете или оправдываете? В вашей жизни бывали такие ситуации? ( Он реалист, принимает свершившийся факт, не хочет показать своей слабости.) В схеме запись: «не нужен мертвый».

Какую смысловую нагрузку несет вторая часть рассказа?

(Далее начинается главная часть рассказа - кульминация, хотя по объему, по расположению она поначалу (при первом прочтении) такой не казалась.)

Учитель продолжает беседу:

Что говорит автор о бабе Моте в начале ее появления? («Была баба Мотя очень старой и потихоньку из ума выживала».)

Дает ли автор ее полный портрет? Почему? (Автор дает детали: темный платок, длинное синее платье, шаткая походка, сухие плети рук, потому что словом «старость» уже все сказано, это очень емкое слово.)

Какой вы представляете себе старушку? Попробуйте создать ее словесный портрет.

Продолжите предложение: Старость-это ...(морщины, натруженные руки, груз лет, воспоминания ...)

Как взрослые относятся к бабе Моте? («надоела», мать находит причину для отказа: стирать надо.)

Вспомните, от какого слова образовалось слово «оскорбить»? Если забыли, посмотрите в Читательском дневнике. (Принести скорбь.) Чем в рассказе окружающие оскорбляют бабушку? (равнодушием) Почему ни у одного из односельчан не названы имена? (Они одинаково серы и неотзывчивы.)

Прочитайте выразительно отрывок со слов: «А Петька глядел ей вслед ...» до конца произведения. Постарайтесь передать авторское чувство.

Обратите внимание, больной беспомощный цыпленок похож на человека, старая немощная женщина напоминает об умершем цыпленке. Почему? (Автору одинаково дороги и жалки и один, и другой.)

Как бы вы назвали этот последний шаг героя? Запись в схеме: «щемящая боль», главный выбор.

Как баба Мотя называла односельчан? (Люду много, а некому посидеть со старухой.)

Как обратилась старая женщина к мальчику? (Молодой человек) 

Изменился ли герой к концу рассказа? Как вы думаете, какое значение имела в его жизни эта история? (Он повзрослел, после истории с цыпленком стал лучше понимать людей не таких, как он, старших, через понимание научился жалеть, любить их, жертвовать ради других своим удобством, свободным временем. Так происходит становление характера, мальчишка приобретает нравственный опыт.) В схеме появляется запись: жалость-боль.

На этап обобщения отводится больше, чем обычно, времени. Он считается значимым для формирования эмпатии. Сейчас необходимо реконструировать читательский опыт учеников, перевести его в жизненное русло. Учитель может использовать прием «цепь вопросов-раздумий»:

1. Есть ли в вашей семье старые люди?

2. Как к старику относятся взрослые?

3. А как вы относитесь?

4. Хотите ли что-то изменить, исправить свои ошибки в отношениях?

5. А если вы встретите «чужого» пожилого человека, например, на улице?

Теперь дети готовы сделать вывод: эмпатия должна быть действенной. Можно говорить правильные красивые слова, а на деле оставаться холодными и равнодушными, не создавать себе неудобств.

Для закрепления вывода, создания эмоционального отклика на него можно предложить небольшие творческие задания, выполняемые в группах. Одно из них – проект плаката социальной рекламы. Дети предлагают текстовую часть (Не забывай! Протяни руку! Выбор! Чужих стариков не бывает!), описывают изобразительную часть (например, маленькая фигурка старого человека с авоськой и более крупно – подросток, потому что от него зависит, помочь или пройти мимо; пожилая  женщина в инвалидном кресле и рядом с ней – внучка, они беседуют, за окном видны играющие во дворе дети).

Описанный финал урока способствует формированию умения учащихся ориентироваться в системе моральных норм и ценностей.

В качестве домашнего задания можно предложить продумать решение игровых ситуаций:

1. Что было бы, если … (не «прозрел» герой; не умер бы цыпленок; мальчишка пошел бы за всеми равнодушными: товарищами, взрослыми)?

2. Какое бы письмо вы написали герою рассказа?

Подходы к формированию эмпатии через урок литературы, методические приемы, описанные в статье, считаем, необходимо использовать фрагментарно на различных уроках по этому предмету. В условиях эмоционально-интеллектуальной атмосферы, в диалоговом взаимодействии ученики смогут выстраивать собственные положительные ценностно-смысловые приоритеты.

 

Список литературы:

1. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. – М.: Прайм-Еврознак, 2008.- 867 с.

2. Екимов Б.П. Рассказы. М: Сретенский монастырь, 2023. 352 с.

3. Еремина Т.А. Мастерские по литературе. Санкт-Петербург: Паритет, 2014.- 253 с.

4. Добротина И.Н. Читательская грамотность школьника. М.: Вентана-Граф, 2018.- 143 с.

5. Шапошникова В.В. Методическое пособие по литературному анализу в школе. М.: Московский лицей, 2020. 230 с.

. . . . .