Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Проектная деятельность на уроках географии

Дата публикации: 2023-09-19 18:58:03
Статью разместил(а):
Агафонова Ирина Николаевна

Проектная деятельность на уроках географии

Автор: Агафонова Ирина Николаевна

МБОУ "ООШ № 37" п. Балакирево, Александровский район, Владимирская область

                                                                                                                                                                                           

 «Учёба, как и всякий труд, теряет свою привлекательность, стоит лишь погаснуть в ней творческому началу». А.С. Макаренко.

Современный урок нельзя рассматривать только как форму передачи содержания образования, его надо оценивать как источник развития школьников, раскрытия их познавательных сил и возможностей, которые проявляются при рациональной организации совместной деятельности учителя и учащихся и становятся необходимым условием формирования когнитивных и коммуникативных компетенций.

К одной из наиболее распространённых инновационных педагогических технологий следует отнести технологию проектов, или метод проектов.

Работа по теме «Проектная деятельность учащихся на уроке географии» мной ведётся не первый год. За это время накоплен достаточный методико-дидактический материал и организационное сопровождение по учебным темам, например, по краеведению (6,8,9 классы), страноведению (7,11 классы), природе материков (7 класс).

В ходе оформления этапов проектной деятельности наибольшую нагрузку учитель испытывает при организации мотивации учащихся на выполнение заданий и планирование их собственных, логически выстроенных действий, особенно у учащихся 6-7-х классов. Для формирования умения работать самостоятельно учащимся 6-х классов предлагается в ходе изучения темы «Виды изображений земной поверхности» создать карту вымышленного острова. Обязательными условиями проекта является нанесение на карту градусной сетки и элементов рельефа. Итогом общей работы и одновременно значимым моментом  мотивации в данной теме становятся: участие в выставке-конкурсе проектов, защита проектов в классе и выступление победителя на школьной конференции.

Если учащиеся 6-7-х классов выбирают тему проекта и форму его выполнения из предложенных в определённом перечне под контролем учителя, то в 8-9-х классах учащимся предоставляется большая самостоятельность в выборе как темы, так и формы выполнения проекта.

Проектная технология обеспечивает возможности: реализовать деятельностный подход в обучении географии; решить проблему базисного сокращения учебного времени по отдельным темам; овладения школьниками методами информационной компетентности; получения опыта участия школьников в общественных экспертизах.

По времени выполнения работа над проектами варьируется от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке, до длительных – продолжительностью от месяца и более.

Основой задачей проекта, по моему видению, является именно формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию. Следовательно, вполне обоснованно, как методически, так и психологически, чтобы все учащиеся работали в разных по продолжительности и сложности  проектах.

Тип учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату. Например, проект по изучению местности может носить исследовательский характер, а быть практико-ориентированный: подготовить учебную лекцию по теме «Горы Земли». Подготовка такого проекта, кроме собственно предметного содержания, будет включать вопросы анализа аудитории, особенностей обращения к ней, то есть развивать в значительной мере коммуникативную и эмоционально-аттракционную компетенции.

Изучая климат и природные зоны в 7 классе, сочиняем рассказы несостоявшихся путешествий. Задание звучит так: «Используя знания, полученные на уроках, с помощью дополнительной литературы, средств массовой информации напишите сочинение на тему «Три дня в Африке» или «Дневник несостоявшегося путешествия». При этом обозначаем психологическую установку, что  текст должен содержать не только описание природы и климата, но и карту материка с маршрутом путешествия. Подобные задания стимулируют воображение, творческую активность, любознательность. А ведь именно любознательный человек способен к саморазвитию.

При изучении географии России упор делаю на практические работы. Некоторые задания предлагаются на дом с дополнительной организационной нагрузкой, например, «Провести исследование реки по плану». За основу беру типовой план, но усложняю его вопросом о заповедниках и обязательным условием: все пункты исследования отобразить на контурной карте. Рассказ о заповедниках учащиеся оформляют в виде презентаций.

В 6-х классах чаще всего применяются игровые и познавательные проекты. Вариантами могут служить: «Путешествие в глубь Земли», «Путешествие на воздушном шаре», «В поисках затонувшего корабля», «По следам великих путешественников».

В 7-х классах предоставляю большую возможность для творческих проектов, например, «Репортаж из джунглей», «По следам Ливингстона», «Страна «Наоборот»».

В 8-9-х классах возникает обширное пространство для творчества и исследований. Могут быть задуманы и реализованы проекты: «Создание экологической карты области», «Этнические традиции народов Поволжья», «Памятники всемирного культурного наследия на территории России».

Не вызывает сомнения необходимость использования современных интерактивных технологий и возможностей Интернет в качестве источника информации доступного каждому. Новизна заключается в ориентации на социальную активность ученика, повышение роли компьютера в овладении учащимися опытом творческой деятельности,  получении последних новостей со всего мира. Учащиеся путешествуют по музеям, интересуются историей, культурой и природой разных стран. Простое перекачивание информации на моих уроках не приветствуется. Я ставлю перед учащимися более сложные содержательные и технологические задачи.

Очень важна и актуальна тема о загрязнении окружающей среды, об экологических проблемах общества. Она нестандартным образом затрагивалась  на мероприятии, проведённом в виде суда над человечеством. Учащиеся 6-9 классов попробовали себя в роли судей, адвокатов, обвиняемых, защитников. Ими были подобраны яркие примеры загрязнения окружающей среды и сделаны соответствующие выводы.

Анализ результатов внедрения в систему преподавания методов проектов позволяет судить об их эффективности. Учащиеся овладевают способами индивидуальной учебной деятельности, учатся работать самостоятельно, планировать свои действия, использовать различные источники учебной информации, формулировать и отстаивать личную точку зрения, проявлять гражданскую позицию, делать обобщения и выводы.

 

Библиографический список:

1. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся»,- Самара, 2010.

2. Горлицкая С.И. История метода проектов. Статья на сайте журнала «Вопросы интернет образования».

3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М.: Аркти, 2011.

 

. . . . .