Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Особенности реализации ФГОС ООО и СОО на уроках английского языка в центре образования

Дата публикации: 2023-09-22 14:56:07
Статью разместил(а):
Петухова Елена Петровна

Особенности реализации ФГОС ООО и СОО на уроках английского языка в центре образования

Автор: Петухова Елена Петровна

ГБОУ "Центр образования № 195", Санкт-Петербург

 

Аннотация: В этой статье автор даёт обобщенную характеристику структуры современного урока, требований к современному уроку, типов и видов уроков в соответствии с требованиями ФГОС, проводит анализ основных целей обучения английскому языку по ФГОС.

Ключевые слова: структура урока, типы и виды уроков, требования и цели обучения по ФГОС.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Сколько существует образование как отдельная отрасль, столько существуют педагогические инновации, рождаются новые педагогические идеи, возникают технологии, обозначаются подходы.

Мы живем в обществе бурно развивающихся технологий. По статистике, объём цифровой информации удваивается каждые восемнадцать месяцев. Мощный поток её оказывает не только положительное, но и отрицательное воздействие на адресата.  От человека теперь требуется, не столько обладание какой бы то ни было специальной информацией, сколько умение ориентироваться в информационных потоках, быть мобильным, самообучаться, искать и использовать недостающие знания.

Структура современного урока в соответствии с требованиями ФГОС.

Отличительной особенностью Стандартов является их направленность на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции. Такой подход прежде всего направлен на личностно-ориентированное обучение каждого ребенка, которое учитывает его особенности (и физические, и психологические, и умственные) и способствует развитию его как индивидуальной личности, развивает таланты. Поэтому меняются требования к структуре современного урока.

Традиционный урок состоял из четко выделяющихся этапов:

· организационный момент;

· повторение и проверка домашнего задания;

· изучение нового материала;

· закрепление изученного на уроке;

· объяснение домашнего задания;

· оценивание учеников.

Несколько могла отличаться структура уроков в зависимости от типа урока: начало изучения новой темы, практическое занятие, урок контроля знаний и др. Роль учителя заключалась в передаче знаний ученику и контролю усвоения знаний, умений и навыков (ЗУН).

ФГОС требует новой структуры построения урока, основанного на системно-деятельностном подходе. Ученики не должны получать готовые знания, они должны добывать их самостоятельно, совершая универсальные учебные действия. Вот этим действиям их и должен научить педагог.

Структура урока по ФГОС:

Этапы урока

Краткое содержание, действия учеников

Действия учителя

Мотивирование на учебную деятельность

Создание благожелательной атмосферы урока, нацеленности на работу

Настраивает учеников на успешную работу

Актуализация знаний

Повторение пройденного, выполнение заданий. Взаимопроверка и взаимооценивание. Затем ученики получают задание, для решения которого недостаточно имеющихся умений

Консультирует

Целеполагание, постановка проблемы

В совместной работе выявляются причины затруднения, выясняется проблема. Ученики самостоятельно формулируют тему и цель

Подводит учеников к определению границ знания и незнания, осознанию темы, целей и задач урока

Поиск путей решения проблемы

Планирование путей достижения намеченной цели. Осуществление учебных действий по плану. Индивидуальная или групповая работа по решению практических задач

Консультирует

Решение проблемы

Выполняют задание, которое сначала оказалось непосильным для решения Консультирует Коррекция Проверяют решение, выявляют, все ли справились с заданием, формулируют затруднения

Помогает, советует, консультирует

Самостоятельная работа с использованием полученных знаний

Выполнение упражнений по новой теме, самопроверка по эталону

Консультирует

Систематизация знаний

Работа по выявлению связи изученной на уроке темы с изученным ранее материалом, связи с жизнью

Консультирует, направляет

Объяснение домашнего задания

У учеников должна быть возможность выбора домашнего задания в соответствии со своими предпочтениями. Необходимо наличие заданий разного уровня сложности

Разъясняет, предлагает задания на выбор

Оценивание

Учащиеся самостоятельно оценивают работу на (самооценка, взаимооценивание результатов работы одноклассников)

Консультирует, обосновывает оценки

Рефлексия учебной деятельности

Учащиеся называют тему урока, его этапы, перечисляют виды деятельности на каждом этапе, определяют предметное содержание. Делятся мнением о своей работе на уроке

Благодарит учеников за урок

 

Итак, требования к современному уроку по ФГОС:

· Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.

· В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.

· Осуществляется практический, деятельностный подход.

· Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.

· Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое. Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.

Типы уроков по ФГОС.

При применении новых образовательных стандартов, будем выделять четыре основных типа уроков в зависимости от поставленных целей.

Тип № 1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Цели:

1. Деятельностная - научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

2. Содержательная - сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

Структура урока обретения новых знаний:

· Мотивационный этап.

· Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия.

· Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия.

· Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

· Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.

· Первичное закрепление нового знания.

· Самостоятельная работа и проверка по эталону.

· Включение в систему знаний и умений.

· Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Тип № 2. Урок рефлексии.

Цели:

1. Деятельностная – формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.

2. Содержательная – закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.  

Структура урока-рефлексии по ФГОС:

 · Мотивационный этап.

· Актуализация знаний и осуществление первичного действия.

 · Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.

· Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).

· Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.

· Обобщение выявленных затруднений.

· Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.

· Включение в систему знаний и умений.

· Осуществление рефлексии. В структуре урока рефлексии четвертый и пятый этап может повторяться в зависимости от сложности выявленных затруднений и их обилия.

Тип № 3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).

Цели:

1. Деятельностная – научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.

2. Содержательная – научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Структура урока систематизации знаний:

· Самоопределение.

· Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

· Постановка учебной задачи, целей урока.

· Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.

· Реализация выбранного проекта.

· Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

· Этап рефлексии деятельности.

Тип № 4. Урок развивающего контроля.

Цели:

1. Деятельностная – научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.

2. Содержательная – проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.

Структура урока развивающего контроля:

· Мотивационный этап.

· Актуализация знаний и осуществление пробного действия.

· Фиксирование локальных затруднений.

· Создание плана по решению проблемы.

· Реализация на практике выбранного плана.

· Обобщение видов затруднений.

· Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного образца.

· Решение задач творческого уровня.

· Рефлексия деятельности.

Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС:

Тип урока по ФГОС

Виды уроков

1.

Урок открытия нового знания

Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа.

2.

Урок рефлексии

Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок.

3.

Урок общеметодологической направленности

Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок совершенствование.

4.

Урок развивающего контроля

Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы.

 

Список источников:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт.

2. Гришова Е.А. Современный урок в условиях введения ФГОС нового поколения.

3. Скрипникова Т.И., Теоретические основы методики обучения иностранным языкам. – Владивосток, Дальневосточный федеральный университет, 2017.

4. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2004.

5. Винокурцева И.Г. Приемы организации интерактивного чтения в философии Whole Language // Иностр. языки в школе. 2005. № 2.

6. Харламова М.В. Использование “идейных сеток” на уроках английского языка // Иностр. языки в школе. - 2005. № 1.

 

. . . . .