Особенности реализации ФГОС ООО и СОО на уроках английского языка в центре образования
Особенности реализации ФГОС ООО и СОО на уроках английского языка в центре образования
Автор: Петухова Елена Петровна
ГБОУ "Центр образования № 195", Санкт-Петербург
Аннотация: В этой статье автор даёт обобщенную характеристику структуры современного урока, требований к современному уроку, типов и видов уроков в соответствии с требованиями ФГОС, проводит анализ основных целей обучения английскому языку по ФГОС.
Ключевые слова: структура урока, типы и виды уроков, требования и цели обучения по ФГОС.
Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.
Сколько существует образование как отдельная отрасль, столько существуют педагогические инновации, рождаются новые педагогические идеи, возникают технологии, обозначаются подходы.
Мы живем в обществе бурно развивающихся технологий. По статистике, объём цифровой информации удваивается каждые восемнадцать месяцев. Мощный поток её оказывает не только положительное, но и отрицательное воздействие на адресата. От человека теперь требуется, не столько обладание какой бы то ни было специальной информацией, сколько умение ориентироваться в информационных потоках, быть мобильным, самообучаться, искать и использовать недостающие знания.
Структура современного урока в соответствии с требованиями ФГОС.
Отличительной особенностью Стандартов является их направленность на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции. Такой подход прежде всего направлен на личностно-ориентированное обучение каждого ребенка, которое учитывает его особенности (и физические, и психологические, и умственные) и способствует развитию его как индивидуальной личности, развивает таланты. Поэтому меняются требования к структуре современного урока.
Традиционный урок состоял из четко выделяющихся этапов:
· организационный момент;
· повторение и проверка домашнего задания;
· изучение нового материала;
· закрепление изученного на уроке;
· объяснение домашнего задания;
· оценивание учеников.
Несколько могла отличаться структура уроков в зависимости от типа урока: начало изучения новой темы, практическое занятие, урок контроля знаний и др. Роль учителя заключалась в передаче знаний ученику и контролю усвоения знаний, умений и навыков (ЗУН).
ФГОС требует новой структуры построения урока, основанного на системно-деятельностном подходе. Ученики не должны получать готовые знания, они должны добывать их самостоятельно, совершая универсальные учебные действия. Вот этим действиям их и должен научить педагог.
Структура урока по ФГОС:
Этапы урока |
Краткое содержание, действия учеников |
Действия учителя |
Мотивирование на учебную деятельность |
Создание благожелательной атмосферы урока, нацеленности на работу |
Настраивает учеников на успешную работу |
Актуализация знаний |
Повторение пройденного, выполнение заданий. Взаимопроверка и взаимооценивание. Затем ученики получают задание, для решения которого недостаточно имеющихся умений |
Консультирует |
Целеполагание, постановка проблемы |
В совместной работе выявляются причины затруднения, выясняется проблема. Ученики самостоятельно формулируют тему и цель |
Подводит учеников к определению границ знания и незнания, осознанию темы, целей и задач урока |
Поиск путей решения проблемы |
Планирование путей достижения намеченной цели. Осуществление учебных действий по плану. Индивидуальная или групповая работа по решению практических задач |
Консультирует |
Решение проблемы |
Выполняют задание, которое сначала оказалось непосильным для решения Консультирует Коррекция Проверяют решение, выявляют, все ли справились с заданием, формулируют затруднения |
Помогает, советует, консультирует |
Самостоятельная работа с использованием полученных знаний |
Выполнение упражнений по новой теме, самопроверка по эталону |
Консультирует |
Систематизация знаний |
Работа по выявлению связи изученной на уроке темы с изученным ранее материалом, связи с жизнью |
Консультирует, направляет |
Объяснение домашнего задания |
У учеников должна быть возможность выбора домашнего задания в соответствии со своими предпочтениями. Необходимо наличие заданий разного уровня сложности |
Разъясняет, предлагает задания на выбор |
Оценивание |
Учащиеся самостоятельно оценивают работу на (самооценка, взаимооценивание результатов работы одноклассников) |
Консультирует, обосновывает оценки |
Рефлексия учебной деятельности |
Учащиеся называют тему урока, его этапы, перечисляют виды деятельности на каждом этапе, определяют предметное содержание. Делятся мнением о своей работе на уроке |
Благодарит учеников за урок
|
Итак, требования к современному уроку по ФГОС:
· Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.
· В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.
· Осуществляется практический, деятельностный подход.
· Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.
· Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое. Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.
Типы уроков по ФГОС.
При применении новых образовательных стандартов, будем выделять четыре основных типа уроков в зависимости от поставленных целей.
Тип № 1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Цели:
1. Деятельностная - научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.
2. Содержательная - сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.
Структура урока обретения новых знаний:
· Мотивационный этап.
· Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия.
· Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия.
· Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
· Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.
· Первичное закрепление нового знания.
· Самостоятельная работа и проверка по эталону.
· Включение в систему знаний и умений.
· Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.
Тип № 2. Урок рефлексии.
Цели:
1. Деятельностная – формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.
2. Содержательная – закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.
Структура урока-рефлексии по ФГОС:
· Мотивационный этап.
· Актуализация знаний и осуществление первичного действия.
· Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.
· Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).
· Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.
· Обобщение выявленных затруднений.
· Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.
· Включение в систему знаний и умений.
· Осуществление рефлексии. В структуре урока рефлексии четвертый и пятый этап может повторяться в зависимости от сложности выявленных затруднений и их обилия.
Тип № 3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).
Цели:
1. Деятельностная – научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.
2. Содержательная – научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.
Структура урока систематизации знаний:
· Самоопределение.
· Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
· Постановка учебной задачи, целей урока.
· Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.
· Реализация выбранного проекта.
· Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
· Этап рефлексии деятельности.
Тип № 4. Урок развивающего контроля.
Цели:
1. Деятельностная – научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.
2. Содержательная – проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.
Структура урока развивающего контроля:
· Мотивационный этап.
· Актуализация знаний и осуществление пробного действия.
· Фиксирование локальных затруднений.
· Создание плана по решению проблемы.
· Реализация на практике выбранного плана.
· Обобщение видов затруднений.
· Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного образца.
· Решение задач творческого уровня.
· Рефлексия деятельности.
Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС:
№ |
Тип урока по ФГОС |
Виды уроков |
1. |
Урок открытия нового знания |
Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа. |
2. |
Урок рефлексии |
Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок. |
3. |
Урок общеметодологической направленности |
Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок совершенствование. |
4. |
Урок развивающего контроля |
Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы. |
Список источников:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт.
2. Гришова Е.А. Современный урок в условиях введения ФГОС нового поколения.
3. Скрипникова Т.И., Теоретические основы методики обучения иностранным языкам. – Владивосток, Дальневосточный федеральный университет, 2017.
4. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2004.
5. Винокурцева И.Г. Приемы организации интерактивного чтения в философии Whole Language // Иностр. языки в школе. 2005. № 2.
6. Харламова М.В. Использование “идейных сеток” на уроках английского языка // Иностр. языки в школе. - 2005. № 1.