Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Методическая разработка интегрированного урока биологии и английского языка "Как жить экологично"

Дата публикации: 2023-09-28 13:06:06
Статью разместил(а):
Яковлева Кристина Сергеевна

Методическая разработка интегрированного урока биологии и английского языка с применением игровых образовательных технологий "Как жить экологично"

Авторы: Сидорчик Анастасия Васильевна

и Яковлева Кристина Сергеевна

ГБОУ "СОШ № 303 с углубленным изучением немецкого языка и предметов художественно-эстетического цикла им. Ф.Шиллера Фрунзенского района Санкт-Петербурга"

 

Учебно-методический комплекс:  

· Биология "Линия жизни" (5-9 классы) авторов Пасечника В.В., Суматохина С.В., Калиновой Г.С. – М.: Просвещение, 2011.  

· Английский «Мой выбор – английский!» (Options) для 5-11 классов авторов Маневич Е.Г., Поляковой А.А, Дули Д., Эванс В. . – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2022.

Идея интегрированного урока родилась, когда выяснилось, что обучающиеся 8 класса приблизительно в одно и то же время изучают тему «Человек и природа» на уроках биологии и английского языка.

Согласно тематическому планированию по биологии для 8 класса данный урок входит в модуль 58 «Окружающая среда и здоровье человека». В планировании по английскому языку – он завершает изучение цикла, посвященного воспитанию бережного отношения к природе - модуль 4 “Sports and chores” (урок «Clil time»).

Ранее на уроках биологии учащиеся получали теоретические знания по теме «Организм и поведение человека», а на уроках английского – изучали лексический материал по этой же теме и расширяли грамматические знания (модальные глаголы should\ should not\ can\could\may\might).

Объединив усилия, мы решили разработать и провести урок, который бы позволил формировать у обучающихся целостное восприятие мира и мог бы заставить их задуматься о причинах, вызывающих нарушения здоровья, о последствиях и путях повышения ответственного отношения к своему здоровью.

Разрабатывая интегрированный урок, мы ставили сразу несколько целей:

- формировать ответственное отношение школьников к состоянию окружающей среды и своего здоровья, стимулировать их применять экологичные привычки в повседневной жизни;

- систематизировать знания обучающихся по теме «Sports and chores» с использованием ранее изученной лексики и грамматического материала (модальный глагол should\should not), закрепить изученный лексический и грамматический материал.

Для проведения данного урока мы решили выбрать следующие методы: словесные (мультимедийная презентация, беседа), наглядные (настольная игра «Эко-привычки»).

Оборудование, необходимое для проведения урока: компьютер, проектор, экран, настольная игра, видеоролик «Экологичные привычки».

В качестве приемов организации педагогического процесса мы выбрали информационно-коммуникационные, диалоговые, групповые и игровые технологии, сделав акцент на последних.

В начале урока учитель биологии демонстрирует видеоролик «Экологичные привычки» и презентацию «Как жить экологично». Демонстрация сопровождается рассказом учителя и проблемными вопросами к ученикам: «Сколько человечество может брать ресурсов у природы?», «До какой степени человечество может загрязнять окружающую среду?», «Какие ежедневные действия влияют на размер личного экоследа?», «Что каждый из нас может сделать для спасения планеты?». На эти вопросы ученикам в течении урока необходимо будет найти ответы и предложить пути решения проблем. Учащиеся отвечают и объясняют, как названная привычка, по их мнению, помогает заботиться об окружающей среде и снижать экологический след.

Мы выбрали технологию учебного диалога, потому что диалог – это особая среда, в которой многие учащиеся чувствуют себя раскрепощенно и комфортно.  Она позволяет быть услышанным и готовит ученика к поиску самостоятельного решения. Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог.

Помимо информационно-коммуникационного и проблемно-диалогического подходов, мы решили использовать групповую и игровую технологии.

Групповая технология предусматривает деление обучаемых на несколько групп, где дети получают специальные упражнения, для решения учебных задач. Действия выполняются под строгим контролем преподавателя. Цель данной технологии – создание необходимых условий для развития у детей самостоятельности, умения взаимодействовать с обществом и быстро выполнять поставленные задачи в группах. Работая отдельными группами, ученики имеют возможность решать появившиеся проблемы вместе, обсуждать их, приходить к единому мнению.

Чтобы обеспечить максимальное эмоциональное вовлечение в группах, мы решили использовать игровую деятельность, где акцент делается на занимательность и азарт.

Для достижения поставленных целей мы выбрали дидактическую игру в малых группах «Эко-привычки» (Ecology habits) с использованием модального глагола should (should not).

Целью игры является систематизация полученных знаний учащихся по проблемам и способам защиты окружающей среды по материалам учебных курсов экологии и английского языка, а также закрепление изученного лексического материала на основе нового грамматического материала (модальный глагол should (not). 

Подготовка и проведение игры включает в себя следующие этапы:

Первый этап – подготовка: Учитель английского на этом этапе повторяет с обучающимися пройденный грамматический и лексический материал по теме «Экология» и модальный глагол should\ should not. Затем он предлагает сыграть в игру и презентует подготовленные карточки с привычками на английском языке (настольная игра).

Второй этап – проведение игры. Учителя разделяют обучающихся на несколько групп и объясняют правила игры.

Третий этап - групповая работа над заданиями. Ученики получают карточки привычек и в течение 3 минут сортируют их на экологичные и неэкологичные.

Четвертый этап – межгрупповая дискуссия. По истечению времени каждая группа по очереди формулирует те привычки, которые она считает экологичными, с помощью модального глагола should (You should turn off lights). Правила с неэкологичными привычками формулируют с помощью отрицательной формы should not (You should not eat large meals).

На последующих этапах игры учащиеся работают только с экологичными привычками. Группам озвучиваются три экологические проблемы, характерные для города (свалка – garbage dump, загрязнение воды - water pollution, загрязнение воздуха – air pollution), и ученики должны будут отобрать те экопривычки, которые позволят им исправить каждую из ситуаций.

На выполнение задания в группах отводится до 5 минут (третий этап – групповая работа над заданиями). После этого группы представляют свои результаты. Каждая группа раскрывает свою проблему, остальные, при необходимости, дополняют (четвертый этап – межгрупповая дискуссия).

По завершении этого этапа учитель демонстрирует слайды с ответами и дает комментарии. Затем ученики делятся на английском языке, какие экопривычки им понравились, каким они захотели бы следовать, а какие показались им слишком сложными для выполнения (Пятый этап – обсуждение, рефлексия).

Таким образом, используя групповую и игровую технологии, мы смогли от экологической теоретической части плавно перейти к закреплению ранее изученного лексического и грамматического материала на английском языке, максимально включая учеников в учебный процесс.

 

. . . . .