Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Формирование навыков осмысленного чтения обучающихся

Дата публикации: 2023-09-28 21:33:06
Статью разместил(а):
Клычкова Галина Андреевна

Формирование навыков осмысленного чтения обучающихся

Автор: Клычкова Галина Андреевна

МБОУ "Канадейская СШ", с. Канадей

 

Аннотация: Автором в статье поднимается проблема осмысленного чтения школьников. Представлена разработка авторской методики, дополняющей ранее известную. Предлагается новый подход к решению проблемы осмысленного чтения.

Ключевые слова: осмысленное чтение, критическое мышление, корзина идей, английский язык.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

В современном обществе остро стоит проблема снижения интереса подростков к чтению книг. Тихий шелест страниц и воображаемые образы заменили сначала остросюжетные кадры фильмов, а затем и вовсе краткая яркая информация роликов. И сегодня для подростков чтение – нудный и нежелательный процесс. Отсутствие заинтересованности в чтении взрослого поколения, так же оказывает влияние на нежелание детей знакомиться с удивительным миром книг. Многие родители не уделяют время совместному прочтению книг и обсуждению прочитанного, им  легче купить ребёнку телефон, чтобы он не мешал. Благодаря такому воспитанию встаёт проблема не только отсутствия интереса к чтению, но и проблема осознания прочитанного. 

Цель разработка методики, применяя которую, педагог научит обучающихся читать текст осознанно: уметь анализировать, делать правильные выводы, строить предположения с опорой на текст.

Задачи: научить:

- извлекать из текста запрашиваемую информацию

- корректно задавать вопросы по тексту

- видеть скрытые смыслы

- осуществлять действия в соответствии с поставленной задачей.

В процессе обучения выявляется низкая техника чтения, а хуже того, что дети, произнося слова при чтении, не могут передать смысл текста в целом. На данном этапе времени «высокую» и «низкую» литературу сменила новая тенденция: важно не то, что хотел сказать автор, а то, что читатель смог из него извлечь и понять, согласно своему интеллектуальному развитию. Клиповое мышление подростков не представляет возможности осознать прочитанное, сосредоточиться на выполнении заданий не только по английскому языку или литературе, но и географии, истории, математике, других предметов, понять условие задачи или инструкцию.   

Актуальность данной работы состоит в сосредоточении внимания на проблеме приобретения детьми навыка анализировать поступающую информацию, делать выводы, рефлексировать и формировать своё мнение согласно прочитанной информации. «Учимся понимать текст» - методика, в которой разработан комплекс упражнений по работе с текстом. Ребята учатся находить смысл каждого предложения и всего текста в целом, строят свои предположения в соответствии с задачей, поставленной педагогом, выстраивают возможное будущее, по которому могут развиваться события.

Методику «Учимся понимать текст» можно применять как на уроках гуманитарного профиля образования. В ней представлены как дополненные известные приёмы, так и принципиально новые упражнения. Уникальность авторской методики заключается в том, что она позволяет педагогу направить внимание ребёнка на смысл текста через акцент на содержание каждого предложения.

Рассмотрим применение данной методики на примере урока английского языка по теме «Семья» в 6 классе.

При использовании такого приёма как «Корзина идей», ребятам предлагается написать ответы на загадки по теме «Семья», которые они складывают в импровизированную корзину. Помимо вариантов ответов так же складываются слова, которые по мнению детей, могут в ней находиться. Также вместо «Корзины идей» может использоваться схема.

Ещё одним примером упражнения, разработанного автором, является следующее. В тексте, кроме упоминания членов семьи, их имён, говориться об их увлечениях или описывается их внешность. Лист с текстом разрезается по предложениям и обучающимся предлагается взять, не глядя, по 1 предложению. Учитель задаёт задание: прочитать грамотно (с правильным произношением и интонацией) предложение, перевести его и задать вопрос так, чтобы ответом на этот вопрос было само предложение.  В процессе работы дети могут пользоваться словарями. Здесь же идет отработка времён: вопросы задаются в том же времени, что и написан текст, выбираются правильные вспомогательные глаголы, структура вопроса. Это тоже играет немаловажную роль в процессе понимания текста.

После того как все ученики справились с заданием (при затруднении  возможна помощь одноклассников или учителя), учитель активизирует мыслительный процесс обучающихся с помощью вопросов: есть ли что-то общее между предложениями? Что объединяет эти предложения? Какова тема текста? Затем, предлагает выстроить предложения так, чтобы получился текст.  При этом задействуется логическая сторона мышления при работе с текстом.

На следующем этапе работы возвращаемся нас к «Корзине идей» (и это есть новое в работе с этим приемом). Учитель предлагает обучающимся придумать подарок для любого члена семьи и обосновать его выбор, учитывая увлечения и внешний вид членов семьи. На доске могут быть размещены подсказки в виде рисунков. Подарки могут быть как материальные, так и нематериальные, например, время, любовь и т.д. После того, как ребёнок определился с выбором, он подходит к корзине, вынимает из нее карточку с названием какого-либо члена семьи, озвучивает подарок и даёт обоснование своего выбора. Интерпретаций заданий может быть несколько:

- какой бы подарок и от кого я хотел бы получить;

- составить рейтинг магазинов, посещаемых этой семьёй;

- построить график частоты посещения магазинов и т.д.

Послетекстовый этап работы может быть групповым в классе или в качестве домашнего задания. При этом обучающимся предлагается найти что-то общее между любимыми занятиями каждого члена семьи и продумать идею их совместного отдыха. Также возможен вариант составления собственного рассказа с опорой на ключевые слова.

Методика «Учимся понимать текст» разработана для обучающихся 5-6 классов у которых уже есть необходимый лексический запас и знание грамматики. Методика включает в себя 3 этапа работы с текстом: дотекстовый, текстовый, послетекстовый.

Используется изучающий вид чтения. Методика может включать в себя приёмы кластеров, «Корзина идей» и «Ключевые слова», а так же работу с разными источниками информации, это делает уроки вариативными и интересными. К каждой новой теме рекомендуется придумывать новый текст, опираясь на информацию заданий к тексту, для продуктивного овладения новым лексическим и грамматическим материалом, развития умений в других видах речевой деятельности на основе информации текста и др. Ресурсы, для проведения урока, требуются минимальные: исходный текст, картинки, доска, листы, с названием членов семьи. Это делает метод  легко применимым в школе даже с минимальным оснащением.

На уроках учитель часто сталкивается с такой проблемой, что дети испытывают затруднения при составлении вопросов к прочитанному тексту. Хотя в учебниках после текста есть упражнения с готовыми вопросами к нему. Т.е. трудно даже сработать по аналогии. Тогда я решила попробовать разбить текст на предложения и работать с каждым из них отдельно. Некоторые ребята  5 класса затруднялись и здесь. К предложению, например, «У меня есть мама» они задавали вопросы: «Как зовут твою маму?», «Сколько лет твоей маме?». Поэтому, я разработала комплекс упражнений по тексту, которые оказались эффективными. Уже на 3-4 уроке ребята легче определялись со временем и самим смыслом вопроса. За месяц они перестали испытывать затруднения в вопросах Present simple, впоследствии мы отработали всю группу простых времён. В течение полугодия они научились ориентироваться в комбинированном тексте (с действиями в разный период времени).

С подарками так же все определялись не сразу: девочке, которая любила слушать музыку, дарили цветы, а мальчику, увлекающемуся катанием на скейтборде, дарили мяч, т.е. исходили не из предпочтений героев, а по принадлежности к мужскому или женскому роду. Впоследствии, ребята научились внимательно относиться к содержанию текста и подходили к выбору подарков более вдумчиво и творчески.

За год работы с использованием метода «Учимся понимать текст» ребята стали по-другому относиться к чтению: более осмысленно, вдумчиво, стали быстрее находить ответы на вопросы по тексту, больше размышлять, думать на тему «для чего дана в тексте эта информация». Смысл текста и позиция ребёнка стали соотноситься как вопросно-ответное единство.

Я убедилась в эффективности данного метода и продолжаю использовать его на своих уроках с обучающимися 5 и 6 классов.

Ребята поняли, что каждое предложение обладает смыслом и не существует в тексте просто так. Меняется отношение к тексту в сторону понятия, а значит и принятия. У них есть возможность применить фантазию и логику при выполнении заданий, выразить собственную мысль, что дает возможность, в том числе, расти чувству собственной значимости, а значит, формируется чувство уважения к себе и одноклассникам. В процессе работы происходит обмен информацией, что взаимно обогащает знания обучающихся, происходит эффективная коммуникация, формируются навыки общения, умение слушать  и слышать друг друга, делать общие выводы.

Эту методику можно применять на уроках по любым другим общеобразовательным предметам, где запланирована работа с текстом.

Данная методика кроме уроков английского языка использовалась на уроках литературного чтения в 4 классе и на уроках родная литература в 5 классе. В результате, у обучающихся повысился интерес к работе с текстом, ребята с удовольствием принимали участие в обсуждениях, отстаивали свое обоснованное мнение. Диагностические работы по выявлению читательской грамотности в конце года показали результаты лучше, чем вначале года.

 

Литература:

1. Андреева М.П. Обучение старшеклассников чтению и обсуждению прочитанного с целью развития ценностных ориентаций: автореферат: Москва, 2006.

2. Боброва А.Ю. Читательская грамотность на уроках английского языка. 2023.

3. Томаева Б.К. Этапы работы с текстом и формирование различных технологий извлечения информации из текста.

4. Шабловская З.И. Работа с текстом в системно-деятельностном подходе. 2021.

5. Шутова Г.А. Прием корзина идей. Что это такое и как его использовать на уроке? Примеры. 2016.

 

. . . . .