Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Эссе учителя технологии

Дата публикации: 2023-10-01 18:26:38
Статью разместил(а):
Лейман Кристина Александровна

Эссе учителя технологии

Автор: Лейман Кристина Александровна

МБОУ «Таштыпская общеобразовательная средняя школа № 2»

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о демонстрации понимания учителем смыслов и функций педагогической деятельности, видении современных социокультурных проблем и возможных путей их решения на основе собственных педагогических принципов и подходов к образовательной деятельности.

Ключевые слова: эссе, учитель технологии.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Так сложилось, что роль учителя в этой жизни я примерила раньше, чем роль ученика! Я родилась в семье педагогов. Мама преподавала химию и биологию, а папа в то время был учителем физической культуры. Я же всегда мечтала продолжить их путь... Ведь, даже играя в детстве с младшими сёстрами, я всегда выполняла роль учителя. Дорога жизни вела меня к осознанному выбору профессии. Стезя преподавателя технологии выбрана не случайно. Когда-то я любила рисовать и вырезать бумажных кукол, ещё я создавала для них одежду, вырезала, примеряла ... Мама, видя моё увлечение, доверила мне нитки и иголку ... Дальше мои творческие задумки становились всё лучше и лучше, постепенно всё это из хобби переросло в серьёзное увлечение, а затем и в профессию. После окончания школы я поступила в училище, затем в университет по своей специальности, и вот я - учитель технологии!

Профессия наша не из легких, особенно на современном этапе: дети очень разные, ответственность громадная, ненормированный рабочий день. Но блеск глаз, бегущих тебе навстречу с радостными возгласами детей, приветливые улыбки бывших учеников при случайной встрече, интересные уроки, после которых от восторга буквально летаешь – всё это затмевает любые сложности!

А как иначе? Я до сих пор на урок иду с чувством радостного предвкушения встреч с учениками и, конечно, наших совместных творческих «подвигов». Креативность, многозадачность, умение завершать процесс и достигать результата своими волшебными руками - вот, что получают дети на уроках технологии. А море хорошего настроения в процессе обучения у меня и учеников... Сама себе порой удивляюсь – сколько оптимизма после очередного творческого заплыва! Урок технологии не является основным в школе, но в жизни, я считаю, он основополагающий, потому что, благодаря ему дети учатся созидать, беречь созданное, применять новые навыки в быту. Поэтому в своей работе я стремлюсь не просто научить создавать новое, также стараюсь попутно привить ответственность, трудолюбие, умение находить необычные способы решения задач на уроке и в жизни.

Прекрасно, что моя профессия влияет положительно не только на учеников, но и на меня. Высокая работоспособность, умение находить контакт с людьми разного возраста и в различных ситуациях, чувство юмора, любознательность, креативность - это качества учителя технологии. Ну, а доброжелательность и уважение к старшим, любовь к детям - это основа любого педагога! Ученики чувствуют любовь, ценят искренность, и моя душа буквально поёт, когда я вижу, что дети отмечают это во мне и отвечают взаимностью. Ведь они всегда вокруг меня, делятся своими задумками, сами предлагают новые идеи и делятся эмоциями. У нас, несмотря на разницу поколений, находятся общие интересы и стремления.

Ещё мне кажется, что профессия учителя предназначена исключительно для людей творческих, потому что не каждый сможет изо дня в день видеть и слышать радости и горести, принимать участие в жизни не одного ребенка, а десятков, а то и сотен детей. Огромная чуткость, терпение, преданность профессии, воля и сила характера помогают учителям в их трудной миссии.

Возвращаясь к конкретно своему предмету «Технология», смею снова отметить его уникальность. На современном этапе образования он идёт в ногу со временем: знакомит детей с новейшими технологиями, помогает ориентироваться в мире профессий, проявлять свою фантазию и индивидуальность, подготавливает их к самостоятельной трудовой деятельности. Ведь труд издавна считался самым лучшим методом воспитания детей. Взрослые считают, что если ребенок трудится, то он уважительно относится к труду старших, бережёт и передаёт опыт предков дальше, в будущее. У "технологии" - огромное воспитательное значение. Большой прагматический потенциал не нуждается в доказательствах. Этот предмет к тому же создает атмосферу здорового соперничества и учит сотрудничеству. Конкурентоспособность и энергия составляют фундамент современного урока технологии. А если к этой базе добавить любовь педагога, то результат этого взаимодействия будет блестящим!

Я люблю детей всем сердцем, мне нравится обучать их различным видам декоративно-прикладного творчества. Общение с ними позволяет мне понять их трудности, помочь им развивать творческие способности, повышать самооценку. В кабинете технологии на моих уроках каждая девочка превращается в настоящую волшебницу, сказочную фею, которая из различных материалов создает настоящий шедевр.

Дети с удовольствием занимаются в моем кабинете, шьют одежду для себя, создают поделки и подарки своими руками, изготавливают различные аксессуары для себя, дарят их близким людям. Особенно нравится девочкам изготавливать сувениры из фоамирана, шерсти и бросового материала. Вначале они узнают историю появления той или иной вещи, затем учащиеся создают необычные изделия, например: из шерсти изготавливаем  бусы и браслеты; фоамирана- прекрасные цветы, которые можно применить как украшение и сувенир на подарок; из фантиков и остатков ткани получаются тряпичные бусы, мастерим тканевые брошки, заколки; из обычных стеклянных бутылочек придумываем оригинальные украшения для интерьера дома ...

Да не расписать всего того, что можно создать благодаря фантазии детей, их креативности, любви к экологии, семье, дому и своей земле. Буквально из мусора можно сотворить уникальное изделие, подарить вторую жизнь ненужной вещице, сделав из неё нечто новое! Дети носят свои изделия и гордятся тем, что вещи сделаны своими руками. Мы регулярно принимаем участие в творческих конкурсах, ярмарках и выставках, где дети реализуют свои идеи, демонстрируют новые изделия и модели, получают награды, дипломы, грамоты и сертификаты.

Как учитель технологии я должна привить каждому ребенку первоначальные умения и навыки в области различных видов декоративно-прикладного искусства. Не обязательно ученик будет заниматься этим ремеслом в будущем, и оно станет основным видом профессии. Но приобретенный навык, наверняка, пригодится ему в жизни, а может быть, станет его любимым хобби и будет приносить дополнительный доход своему обладателю.

Мне кажется, что у меня многое получается и я иду верной дорогой! Организация проектной деятельности, использование технических средств обучения, компьютерных технологий, проведение внеклассных занятий — это те инструменты, которыми я решаю вопросы воспитания, обучения, развития познавательного интереса. Главное, что я не хочу останавливаться на достигнутом ... Каждый раз ставлю перед собой все новые и новые цели по совершенствованию учебно-воспитательного процесса. И помню ещё с университета цель работы учителя в четырёх буквах: воспитать и научить всесторонне гармонически развитую личность (ВГРЛ). Когда-то это так смешно звучалостуденам на предмете педагогики. Но теперь я понимаю, что всё верно. Трудно созидать личность, а учитель, как бережный садовник взращивает цветы своих учеников ... И так важно, чтобы эти "цветы" затем цвели, становились стойкими, сильными и гармонически развитыми личностями.

Соглашусь, наверное, со многими: нелегкая профессия – учитель. Порой устаешь от повседневных забот, накопившихся проблем… Бурная школьная жизнь кружит и несет меня стремительным потоком, не давая остановиться. Конечно, порой охватывает состояние полного штиля – вялость ума, пустота на душе. Нет сил даже шевелить крыльями, а не то, чтобы летать… Такая усталость наваливается от бессонных ночей, кропотливых подготовок к урокам. Хочется выспаться по-человечески, почитать любимую книгу, прогуляться. В конце концов, спокойно посмотреть сериал! Да мало ли, что еще хочется человеку, ведь учитель - это просто человек... Но приходит новый день. Полный штиль сменяется сначала легким бризом, затем, набирая мощь, перерастает в бурю эмоций, новых стремлений и целей. Буря несет меня к стенам ставшей родной для меня школы. Я переступаю ее порог, вхожу в кабинет, вижу вновь пытливые глаза учеников, доверчиво смотрящие на тебя, слышу знакомое: «здравствуйте, Кристина Александровна» - и уходят куда-то все мои вчерашние сомнения, все мои переживания. Остаюсь я, мои дети, новые идеи, наши мастеровые руки и ... И снова шедевр! Результат, радость, общение, целый комплекс счастья на работе, что даже не верится, что мою профессию можно назвать работой, ведь это целая жизнь!

Я люблю свой предмет, полюбила школу, в которой работаю, и самыми дорогими для меня стали ученики. Сейчас ночь, я дописываю своё сумбурное, но такое простое и искреннее эссе... И не могу остановиться, но всех слов не хватит, чтобы рассказать всё о себе в профессии... Впереди вся жизнь и новые ученики, уроки, идеи, победы, шедевры... Но на самый главный для меня вопрос я всё же нашла ответ: «Да, учитель - это все-таки судьба!».

 

. . . . .