Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Роль географических фестивалей в образовательной деятельности школьников

Дата публикации: 2023-10-10 21:33:18
Статью разместил(а):
Графская Лилия Ростиславовна

Роль географических фестивалей в образовательной деятельности школьников

Автор: Графская Лилия Ростиславовна

ГБОУ "Школа № 606 Пушкинского района Санкт-Петербурга"

 

Аннотация: В этой статье автор рассматривает роль школьных географических фестивалей в популяризации географии, а также их влияние на формирование у учащихся интереса к этой научной дисциплине.

Ключевые слова: школьный фестиваль, географический фестиваль, география.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

В современном мире роль географической науки в воспитании и образовании становится более актуальной и существенной, чем когда-либо. Важность географии для формирования патриотических ценностей и понимания разнообразия мировой культуры подчеркнул сам В.В. Путин, выступая перед попечительским советом Русского географического общества 8 мая 2018 года.  
 
Географические фестивали помогают расширить знания учащихся о странах мира, их культуре, истории, экономике, что, в свою очередь, способствует формированию глубокого понимания об особенностях и взаимосвязях между различными регионами.

География тесно связана с другими предметами, такими как история, экономика, обществознание и культура. Фестивали, проводимые в школах, предлагают возможность объединить эти предметы и продемонстрировать их взаимосвязь, что помогает учащимся видеть широкий контекст и развивает их способность к интегрированному мышлению.

Географические фестивали дают учащимся возможность применить свои знания на практике: через исследования, составление карт, создание проектов и презентаций. Фестиваль объединяет разных людей и способствует развитию их талантов: дети разных возрастов участвуют вместе, учатся договариваться, объединяться для общей цели, расширяют круг общения. В обстановке праздника, взаимопонимания и дружбы, дети учатся поддерживать друг друга и оказывать взаимовыручку. 

Помимо прочего, участие в фестивале требует собранности, серьезного отношения к делу и ответственности. Здесь раскрываются организационные способности, развивается память, умение мыслить. Происходит закрепление полученных знаний, появляется новая информация вне учебника, расширяются межпредметные связи, а следовательно, и кругозор учащихся. 

Для участия в фестивале привлекаются не только учащиеся, но также их преподаватели и родители. Фестиваль раскрывает в детях разные грани способностей, рождает новые увлечения и даже помогает определить склонность к возможной будущей профессии. Фестивали могут быть разнообразными по тематике и времени: всё зависит от педагога и возможностей учеников.

Географические фестивали в школе обычно предлагают разнообразные активности, которые захватывают внимание детей: игры, конкурсы, викторины, интерактивные стенды и презентации. Ученики могут участвовать в различных заданиях, которые помогают им узнать больше о разных странах, континентах, природных явлениях и т.д.

Посредством участия в глобальном празднике стимулируется развитие любознательности и естественнонаучного мышления. Учащиеся имеют возможность рассматривать новые темы, задавать вопросы и находить ответы на них. Это помогает развить их исследовательские навыки и способность к самостоятельному обучению. Кроме того, активное участие дает возможность продемонстрировать свои знания в географии. Ученики могут подготовить презентации, выступления или проекты, чтобы показать, что они изучили и какие факты усвоили — это помогает детям почувствовать уверенность в своих знаниях и достижениях.

16 февраля в ГБОУ № 606 Пушкинского района Санкт-Петербурга, был проведен захватывающий географический фестиваль-семинар "ЭКВАТОР", предназначенный для учащихся 8–9 классов. Этот день стал настоящим переходом через географический экватор, открывая перед участниками мир удивительных знаний. Тема географического фестиваля: “От Москвы до самых до окраин“.

Целями географического фестиваля было: сформировать гражданскую позицию школьников, предусматривающую уважительное отношение к Родине, уважение к народам России; создать комплекс условий для развития творческих и интеллектуальных умений у обучающихся школы; сформировать доброжелательную позицию по отношению к другим национальностям с помощью зрелищного мероприятия; познакомить учащихся с культурным многообразием ближайшего социального окружения; содействовать формированию этнокультурной толерантности учащихся; сформировать навыки взаимодействия с людьми; раскрыть талант и творческое начало учащихся; воспитывать любовь к Родине.

Поставленные цели реализовались через выполнение следующих задач: заложить понимание того, как многогранна Россия (внутренне и внешне), что объединяет ее население; показать красоту природы разных регионов России, богатство растительного и животного мира; продемонстрировать зависимость хозяйственной деятельности человека от природных условий; активизировать ценностно-смысловой компонент сознания и личности учащихся, побуждая их к выработке личного отношения к стране, осознанию собственной принадлежности к государству, воспитывая чувство патриотизма; через развитие самосознания и самооценки - развить навыки самоуправления, самоорганизации, поспособствовать саморазвитию личности детей; сформировать установку на творческое, диалоговое решение проблем; способствовать воспитанию справедливости, солидарности и сотрудничества в повседневной жизни (а также в урочной и внеурочной деятельности, повышая коммуникативную культуру школьников).

Суть фестиваля заключалась в изучении географии России, и именно так родилась его тема – "От Москвы до самых до окраин". Шесть команд, каждая из которых представляла уникальный регион России, виртуозно создавали живые образы нашей необъятной Родины. В ходе фестиваля участники не просто делились фактами и знаниями о разных регионах, они также приглашали зрителей на увлекательное путешествие по богатой культурной мозаике страны.

Каждая команда вдохнула жизнь в свой регион, представив национальные костюмы, обычаи и обряды, а также национальные блюда. Фестиваль стал уникальной возможностью не только узнать о разнообразии нашей Родины, но и погрузиться в ее аутентичную атмосферу. Вместе с участниками зрители путешествовали по культурным маршрутам, слушали национальные песни и стихи, а также с удовольствием наблюдали за танцами, передающими дух каждого региона.

Географический фестиваль не просто демонстрировал богатство нашей страны, но и стимулировал интерес учащихся к географии, делая ее более доступной и увлекательной. Фестиваль привлек множество участников и гостей, включая учителей географии из разных районов города, а также педагогов, проходящих курсы повышения квалификации в АППО Санкт-Петербурга. Не остались в стороне и представители Информационно-методического центра Пушкинского района.

Это событие было не только о географической науке, но и о культурном обогащении участников. Участники и зрители фестиваля встречались с представителями разных народов, ведь именно здесь у них была уникальная возможность погрузиться в культуру и быт других регионов. Фестиваль способствовал формированию уважения к культурной многогранности и воспитанию толерантности у учащихся. Это мероприятие поспособствовало формированию патриотических ценностей и культурного понимания важности географии в образовании нового поколения.

Кроме того, такое мероприятие активно развивает культуру межнационального общения. Участники фестиваля обмениваются опытом, учатся работать в команде, углубляют свое понимание мировой многокультурной среды. Географический фестиваль становится мостом, соединяющим географическое знание с культурным обогащением и социокультурным развитием.

Благодаря тому, как участники представляют разные регионы России с помощью аутентичных костюмов, обрядов, приготовления национальных блюд, заучивания песен, стихов и исполнению танцев – фестиваль воспитывает уважение к культуре и быту других народов, развивает культуру межнационального общения, воспитывает такие качества, как взаимовыручка, взаимопонимание и отзывчивость.

Это яркое школьное событие, ключевым аспектом которого стала идея обмена опытом на мероприятии. Приглашенные гости имели уникальную возможность окунуться в разнообразие культур и традиций нашей страны. Фестиваль оставил участникам множество положительных эмоций, и это является заметным результатом.

Благодаря подобным мероприятиям интерес к предмету географии среди школьников возрастает, так как они видят, как этот предмет связан с реальным миром и многогранной культурой нашей страны. Такой фестиваль способствует расширению образовательного опыта и содействует развитию уважения к различным культурам.

 

Список литературы:

1. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. 2-е изд., перераб. и дополн. — Москва: Сфера, 2008 — 220 c.

2. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория: учеб. пособие. Москва: Владос, 200 — 315 c.

3. Олесина Е.П., Мазанов, А. И. Фестиваль как форма социализации подростков в поликультурном пространстве. Казанский педагогический журнал. — 2020. — № 1. — С. 157-167.

 

. . . . .