Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Комплексный анализ рассказа Б.К. Зайцева "Душа"

Дата публикации: 2023-10-14 21:41:30
Статью разместил(а):
Погорелова Елена Викторовна

Комплексный анализ рассказа Б.К. Зайцева "Душа"

Автор: Погорелова Елена Викторовна

МКОУ "Морозовская СОШ"

 

«Бард вечного духа любви», «поэт космической жизни», «певец радости» … И это всё о нём, человеке, о котором долгие годы ничего не знали – Борисе Константиновиче Зайцеве. Почему же всё так случилось? Сменилось несколько поколений читателей в нашей стране, никогда не слышавших такого писательского имени.

Борис Зайцев пережил события двух революций и гражданской войны, лишения и голод, а затем арест и эмиграцию. Однако события, приведшие писателя к изгнанию, его не озлобили. Пережитое вызвало в нём религиозный подъём, можно сказать, что он стал жить и писать при свете Евангелия. Стихия сострадания и человечности пронизывает его произведения. Борис Зайцев вдалеке от родины обращается к впечатлениям детства, отрочества, молодости, словно желая хотя бы в строках книги сохранить навеки ушедшее, тот сладкий и горький сон прошлого, имя которому Россия. Жизнь и склад русских людей, русские пейзажи, поля, леса, веси и грады, безмерность русская, душа русская – всё в нём, в его книгах, чувствах и мыслях. Тихий свет добра, простые нравственные начала, особенное чувство сопричастности всему сущему: каждый – лишь частица природы, маленькое звено Вселенной: «Не себе одному принадлежит человек …»

Вспомним слова самого писателя: «Мир, где ты? Я всегда с тобой. Ты меня несёшь. Дни бегут за годами, годы за днями, от одной туманной бездны к другой. В этих днях мы живём». Я бы немного перефразировала его слова: «Душа, где ты? Ты всегда со мной?! Ты меня несёшь?!» В рассказе «Душа», на мой взгляд, между строк читаются эти риторические вопросы-восклицания автора. «Сентябрьский, свеженький денёк …» Эти слова Андрея Белого являются эпиграфом к рассказу. И сразу же – ностальгия. Ностальгия по прошлому, по родным местам, по родному дому. Может быть, душа, по восприятию Зайцева, летит туда, к полям, садам, поющим жаворонкам …

Лирического героя невозможно отделить от автора. Он не имеет собственного видения и понимания мира, права на собственное слово. Он лишь раскрывает те или иные грани и противоречия писателя. Это мы и наблюдаем в рассказе: лирический монолог-исповедь от первого лица: «Как хочется быть кротким, добрым. Позабыть. Простить. Узнать …» Это рассказ-размышление о смысле человеческой жизни. Звучит мотив вечности. Мне кажется, что этот мотив разрастается до философского, а затем и до символического обобщения: от души «девочки»( «юная душа») через «слово наше, человеческое, несущее мне душу дальнюю, живую», к Душе Мира.

Рассказ Б. Зайцева «Душа» - своеобразная миниатюра, отличающаяся развитием одноплановой лирической линии. Самоанализ является содержанием, а мелодичность речи («новые листья с клёнов падают, новые думы в сердце проходят, иные дела, малые бедные совершаются …»). Такая ритмико-интонационная особенность выражает авторскую позицию, создаёт целостность и завершённость произведения. Характер повествователя составляет эпицентр рассказа. Хочется обратить внимание на человека, который находится на протяжении всего повествования рядом с героем. Читаем строки: «Мы стоим, смотрим, слушаем. Два придурка, два чудака в пустынях жизни.»Это слова о полном слиянии душ, полном взаимопонимании. Кто же этот второй из «мы»? Вспомним о друге, единомышленнике, соратнику по творческому цеху – поэте, прозаике, драматурге Иване Алексеевиче Новикове. Именно с него, с этого конкретного человека срисован облик идеального героя. Именно Новикову Борис Зайцев и посвятил рассказ «Душа». Посвятил повествование об одном весеннем дне, проведённом двумя друзьями вместе в разорённой революцией усадьбе, о пришедшем нежданно средь бурь и гроз спокойствии, о сохранении наперекор всему происходящему душевного равновесия, о возвышающем и сберегающем душу чувстве всеприятия и бесцельности: «… два чудака в пустынях жизни».

Человек и природа, светлое, гармоничное восприятие бытия показаны автором при помощи лексических средств выразительности. Эпитеты: «золотеющие антоновки», «клёны златоогненные», «изумрудная зелень», «серебристые дали сентября»; метафоры: «шоссе, серпом взбирающееся на взгорье», «образа золотеют», «сердце молча истаивает», «оком опаловым смотрит даль», «в красном шаре перед террасой  мир отражён», «нож быстро полоснёт сердце», «серебро гармонии поющей» - помогают читателю прочувствовать красоту природы, душу звёзд, земли, цветов, душевные переживания героя- всего неисчерпаемого  Божьего мира, живописно одухотворённого автором.

Эту одухотворённость Б. Зайцев видит во всех проявлениях жизни: «Синеющим, прозрачно-перламутровым, оком опаловым смотрит на нас даль, слушает душой эфирной …»  Олицетворения «страна лежит, страна молчит», «лежит сердце», «молчит сердце»показывают одухотворённость природы, способность её  жить земной жизнью. Среди лексических средств выразительности хочется также отметить окказионализмы: «ошмургивая горькую полынь», «серебреет солнце», «летничком шагали».

Употребляет Зайцев в рассказе существительное «девочка» вместо слова «дочка». Синекдоха «страна руссов», «страна лежит» позволяет читателю увидеть огромное количество людей единым целым организмом. Использует  автор также и слова разговорного стиля, что помогает раскрыть многогранный образ деревни и русских людей: «крапнуло с неба», «и слегка осклабясь», «свежейшим маслом», «тепериче голодовать не будем», «овсянище» и другие. Хочется отметить также использование цитат из молитв, фразеологизмов: «вести призрачную борьбу», «нож полоснёт сердце».

Помимо лексическим средств выразительности можно отметить и синтаксические средства, а именно, инверсию «Движутся фигуры на доске, ведут призрачную борьбу», «С клёна падает лист, кружась …»; синтаксический параллелизм: «Как будто нет той жизни … Как будто нет и наших прегрешений …», именительный темы «Роща, сад, дом. Мало осталось этих домов …», парцелляцию: «Серебристый день покоен. И ни свет, ни тучи. Как тепло!» Риторические восклицания привлекают внимание читателя, усиливают эмоциональное воздействие: «О, если бы свет разлить, О, если бы лик любить, О, если бы миг продлить!»

Таким образом, можно сделать вывод, что выбор изобразительно-выразительных средств, само построение фразы выражают в произведении сокровенную авторскую мысль о сопричастности человека к великому и вечному, его связь с явлениями бытия.

Перипетиям социальной жизни, революционной борьбе Борис Зайцев противопоставляет торжество вечных начал: идеалы Православия: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас …», любви, дружбы, врачующую душу человека природу, картины народной жизни с её лучшими нравственными ценностями: «Ушёл, новые листья с клёнов падают, новые думы в сердце проходят …» Автор раскрывает душу лирического героя, всматривающегося в жизнь и быт России революционной поры и утверждающего над всем суетным и преходящим незыблемые духовные ценности, утверждающего с надеждой и терпением: «Вечером в поле кажется, что людей нет, а есть Бог, вечность, природа …» В этих словах и глубокая печаль, и горечи от дел, творящихся на Родине, и надежда: «Достойно есть яко воистино блажити …»

Да, Борис Зайцев пережил много, но верил, что дни России будут «светлосеребряны». А когда есть в человеке вера, то он способен на лучшее, способен передать эту веру и божественный свет души на страницы своих книг. Меня взволновали строки: « Не хочу ни сада, ни дома. Я путник». Уже не давали покоя душевного, духовного ни сад, ни дом на такой родине, которая предстала глазам писателя после революции. Его путешествия по чужим странам и жизнь в этих странах затянулись больше чем на полвека. Но слава Богу, наступили времена, когда Великий Путник возвращается. А мы приходим к нему. И видим душу Путника, и слышим песню этой души …

 

. . . . .