Тьюторство обучающихся выпускных классов в подготовке к итоговой аттестации по географии
Тьюторство обучающихся выпускных классов в подготовке к итоговой аттестации по географии
Автор: Рыжих Ольга Николаевна
ГБОУ "СОШ № 98 с углубленным изучение английского языка", Санкт-Петербург
Аннотация: В этой статье автор пишет об особенностях психологической и учебной подготовки к итоговой аттестации по географии с помощью преподавателя - тьютора. Раскрываются психологические особенности подросткового и юношеского возраста, которые нужно учитывать при взаимодействии с обучающимися и корректировать возникающие проблемы, на этапе подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Предлагаются методы и психолого-педагогические подходы в организации занятий и тренингов в предэкзаменационный период с целью успешного прохождения предэкзаменационного периода обучающихся.
Ключевые слова: тьютор, итоговая аттестация, география.
Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.
Итоговая аттестация по географии является важным этапом в процессе обучения и требует от учащихся высокой степени подготовленности. В связи с этим, педагоги и родители уделяют особое внимание вопросам сопровождения обучающихся в процессе подготовки к экзаменам.
Тьюторское сопровождение обучающихся на современном этапе стало одним из ключевых подходов в организации учебно-воспитательного процесса в школе. Индивидуализация общего образования, одно из приоритетных направлений в современном образовании. Данная модель взаимодействия «учитель-ученик» позволяет достичь позитивного результата не только в общем учебном процессе, но и в подготовке к итоговой аттестации.
Тьютор – это педагог, который действует по принципу индивидуализации и сопровождает построение учащимися своей индивидуальной образовательной программы (Т.М. Ковалева).
Индивидуальный подход: Я.А. Коменский «Великая дидактика». Уже тогда он продемонстрировал глубокое понимание того, что все люди разные. А поскольку цель всеобщего образования «обучить всех – всему», то есть каждого подтянуть, «подтащить» к единому знанию, то эту «разность» нужно преодолеть, нивелировать с помощью специальных подобранных средств – методов.
В процессе подготовки к ГИА основным способом каждому обучающемуся пройти свой индивидуальный путь к освоению тех знаний, которые для него являются важными. Педагог это тот человек, который может помочь определиться в правильности выбранного направления и обучающих инструментов в подготовке каждого обучающегося.
В данной статье рассматриваются основные аспекты такого сопровождения и приводится список источников, которые могут быть использованы для подготовки.
1. Планирование подготовки к итоговой аттестации.
Для успешной подготовки к итоговой аттестации необходимо составить план, который будет включать в себя как повторение пройденного материала, так и изучение новых тем. Важно учесть индивидуальные особенности каждого обучающегося, его уровень знаний и навыков, а также определить приоритеты в изучении отдельных тем и разделов.
2. Методы и формы работы с обучающимися.
В процессе подготовки к итоговой аттестации можно использовать различные методы и формы организации учебного процесса. К ним относятся:
– лекции, семинары и практические занятия;
– работа с учебниками и дополнительными материалами;
– выполнение тренировочных заданий и тестов;
– консультации и индивидуальные занятия с преподавателями.
3. Роль родителей в процессе подготовки.
Родители играют важную роль в процессе подготовки своих детей к итоговой аттестации. Они могут оказывать поддержку и помощь в выборе методов и форм обучения, контролировать выполнение плана подготовки и оказывать помощь в преодолении возникающих трудностей. Эмоциональный настрой родителя, его серьезное отношение к предэкзаменационному периоду отражается на общем отношении обучающегося к итоговой аттестации.
4. Психологическая подготовка обучающихся.
Психологическая подготовка является не менее важным аспектом настроя обучающихся к итоговой аттестации. Для снижения уровня стресса и повышения уверенности выпускников могут быть проведены тренинги и беседы на темы стрессоустойчивости, развития уверенности в себе и формирования навыков самоконтроля.
В старших классах школы развитие познавательных процессов у детей достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Познавательные процессы становятся более совершенными и гибкими, причем развитие средств познания очень часто опережает собственно личностное развитие подростка.
В период подготовки к итоговой аттестации многие подростки испытывают различные виды эмоциональных расстройств, связанных с желанием все успеть: подготовка к экзаменам, текущие уроки, оценки за четверть, исследования, проекты, внеурочная и кружковая деятельность, спортивные секции, мероприятия воспитательной работы в школе, олимпиадное движение и т.д. На фоне этого может возникнуть аффект неадекватности. Это эмоциональное состояние возможно в условиях стойкой неуспеваемости. Тогда среди аффективных подростков оказываются не только слабые и среднеуспевающие обучающиеся, но и способные школьники, ранее добивавшиеся больших успехов. В результате, не желая отказаться с ранее сформировавшейся самооценкой, они начинают раздражаться и обвинять в своих неудачах других.
Устранение аффекта неадекватности требует индивидуального подхода к каждому конкретному обучающемуся. Главное – помочь успешно усваивать школьные знания, умения и навыки.
Другим видом расстройств является страх и тревога.
Страхи возникают из-за эмоциональной «зараженности» - паники, неуверенности в межличностных отношений, тревожности собственных родителей «Не наберешь баллы, не поступишь на бюджет!». В конфликтных семьях чаще всего встречаются страхи у подростков.
Тревожность может приводить к формированию к чрезмерной осторожности, либо к затруднению оценки ситуации и собственных возможностей, поэтому по статистики многие обучающиеся с высокими показателями в учебе часто попадают в тревожное состояние во время экзамена, что приводит к низким результатам итоговой аттестации.
Депрессия – тяжелое эмоциональное расстройство, которое выражается в душевном страдании, ощущении печали, может выражаться в бессоннице, потере аппетита. Данное состояние приводит к ухудшению успеваемости, возникают проблемы со здоровьем. Причиной депрессии могут быть различные виды потерь (близкого человека, любимого и т.д.) В период подготовки к ГИА подросток, переживающий потерю в своем угнетенном, подавленном психическом состоянии вряд ли сам справится с предлагаемыми видами самостоятельных работ. Все виды эмоциональных расстройств требуют не только индивидуального подхода со стороны преподавателя, тьтора, но и подключение психологической службы школы.
Для успешного прохождения предэкзаменационного периода важно выявить мотивационно-потребностную сферу подростков.
Мотив – внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанное с удовлетворением определенной потребности.
Важным мотивационным образованием, влияющим на все стороны жизни подростка, в том числе выбор учебного заведения для дальнейшего продолжения учебы и получения профессии, являются его интересы. Интересы представляют одну из главных характеристик личности человека, наиболее обще их можно определить как эмоциональное проявление потребностей. Именно интересы, по мнению Выгодского, выступают интегральным образованием в развивающемся сознании ребенка.
Обучающиеся выпускных классов, как правило, имеют мотивы, связанные с профессиональным и жизненным самоопределением. Поэтому очень часто они склонны рассматривать знания не как ценность саму по себе, а как инструмент, с помощью которого они смогут получить хорошую профессию, обеспечить себе большой доход, высокий уровень жизни. Важная позиция тьютора развить познавательные мотивы учебной деятельности: интерес к предмету; качеству преподавания; нужность предмета в будущем; хорошие знания предмета обучающимся; понимание предмета; самостоятельность мышления.
Важно в процессе подготовки к ГИА включать коррекционные психологические техники для комплексного решения индивидуальных задач успешной сдачи экзаменов.
Индивидуальные мотивационные беседы, наблюдения за обучающимися и их настроением: «Откровенно говоря», «Пожелания на будущее своему соседу», игры на воображение и др.
5. Использование информационных технологий в процессе подготовки.
Современные информационные технологии предоставляют широкие возможности для организации процесса подготовки к итоговой аттестации. К таким технологиям относятся электронные учебники, обучающие программы и онлайн-курсы. Также можно использовать специализированные образовательные порталы и сайты для выполнения тренировочных работ и пробных экзаменов.
Подготовка к ЕГЭ по географии требует систематического и глубокого изучения географических понятий, фактов, процессов и закономерностей, а также развития аналитических и пространственных мыслительных навыков. Вот несколько особенностей, которые стоит учесть при подготовке к этому экзамену:
1. Изучение основных тем: Сначала необходимо ознакомиться с программой ЕГЭ по географии и определить основные темы и разделы, которые необходимо изучить. К ним могут относиться физическая география, экономическая география, география населения и другие. Кроме того, стоит обратить внимание на актуальность и значимость каждой темы, так как вопросы ЕГЭ могут быть связаны с современными проблемами и событиями.
2. Активное использование картографических материалов: География - наука, в которой большое внимание уделяется работе с картами и другими географическими материалами. Поэтому рекомендуется практиковать чтение и анализ карт, атласов и других пространственных данных. Навыки работы с картами помогут вам лучше понять географические процессы и пространственные взаимосвязи.
3. Анализ и интерпретация графиков и диаграмм: В географии часто используются графики и диаграммы для представления статистических данных, динамики процессов и сравнительного анализа. Уделите внимание изучению методов чтения, анализа и интерпретации информации на графиках и диаграммах. Развитие навыков работы с числовыми данными поможет вам лучше понять и объяснить географические явления.
4. Изучение региональных особенностей: География - наука о различных регионах и их особенностях. Рекомендуется изучать географические характеристики разных частей мира, их природные условия, экономические и социокультурные особенности. Это поможет вам понять и описать влияние пространственных факторов на развитие регионов, а также провести сравнительный анализ их географических особенностей.
5. Решение типичных задач ЕГЭ: ЕГЭ по географии содержит не только теоретические вопросы, но и задания на анализ и интерпретацию информации, составление графиков и карт, аргументирование ответов. Рекомендуется практиковать решение типичных задач ЕГЭ, особенно тех, которые требуют применения знаний в контексте реальных ситуаций.
6. Подготовка к устной части экзамена: Не забудьте о подготовке к устной части экзамена по географии, которая включает защиту проекта или презентации. При подготовке проекта, рекомендуется выбрать интересную географическую тему и продемонстрировать умение анализировать и интерпретировать информацию, проводить сравнительные анализы и излагать свои мысли логично и последовательно.
7. Регулярная практика и самоконтроль: Подготовка к ЕГЭ по географии требует регулярной практики и самоконтроля. Решайте задания, проверяйте свои ответы, анализируйте ошибки и закрепляйте изученный материал. Кроме того, рекомендуется использовать дополнительные учебные материалы, такие как учебники, пособия, онлайн-курсы и видеоуроки, чтобы получить более полное представление о географии и углубить свои знания.
Вот некоторые идеи и рекомендации, которые помогут вам успешно подготовиться к ЕГЭ по географии. Нужно помнить, что регулярная практика, систематическое изучение материала и самоорганизация играют важную роль в достижении успеха.
Список литературы:
1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Гл. ред. А.В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1982—1984.Т. 4: Детская психология / Под. ред. Д.Б. Эльконина. — 1984. — 433 с.
2. География: учебник для 10 класса / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. - М.: Русское слово, 2016.
3. География: атлас для 6-10 классов / В.Н. Холина, А.С. Наумов, И.В. Ромашова. - М.: Дрофа, 2015.
4. География. Практикум. 6-11 классы / А.Б. Эртель. - М.: Дрофа, 2014.
5. География. Поурочные разработки. 9 класс / Е.А. Жижина, Н.А. Никитина. - М.: Вако, 2018.
6. Мышление, обучение, творчество. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 720 с. (Серия «Психологи Отечества»).
7. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И.В.Дубровиной — СПб.: Питер, 2004. — 592 с: ил.
8. Профилактика школьной дезадаптации при психологическом сопровождении: учебно-методическое пособие. Коновалова Н.Л. - СПб, 2009. 44 с.
9. Подготовка к итоговой аттестации: география. 9-11 классы. Учебно-методическое пособие / А.А. Лобжанидзе. - М., 2020.
10. Психология трудных школьников. Учебное пособие для учителей и родителей. Степанов В.Г. М.: Академия, 1997. – 320 с.