Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Тьюторство обучающихся выпускных классов в подготовке к итоговой аттестации по географии

Дата публикации: 2023-10-18 14:15:09
Статью разместил(а):
Рыжих Ольга Николаевна

Тьюторство обучающихся выпускных классов в подготовке к итоговой аттестации по географии

Автор: Рыжих Ольга Николаевна

ГБОУ "СОШ № 98 с углубленным изучение английского языка", Санкт-Петербург

 

Аннотация: В этой статье автор пишет об особенностях психологической и учебной подготовки к итоговой аттестации по географии с помощью преподавателя - тьютора. Раскрываются психологические особенности подросткового и юношеского возраста, которые нужно учитывать при взаимодействии с обучающимися и корректировать возникающие проблемы, на этапе  подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Предлагаются методы и  психолого-педагогические  подходы  в организации занятий и тренингов в предэкзаменационный период с целью успешного прохождения предэкзаменационного периода обучающихся.

Ключевые слова: тьютор, итоговая аттестация, география.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Итоговая аттестация по географии является важным этапом в процессе обучения и требует от учащихся высокой степени подготовленности. В связи с этим, педагоги и родители уделяют особое внимание вопросам сопровождения обучающихся в процессе подготовки к экзаменам.

Тьюторское сопровождение обучающихся на современном этапе стало одним из ключевых подходов  в организации учебно-воспитательного процесса в школе. Индивидуализация общего образования, одно из приоритетных направлений в современном образовании. Данная модель взаимодействия «учитель-ученик» позволяет достичь позитивного результата не только в общем учебном процессе, но и в подготовке к итоговой аттестации.

Тьютор – это педагог, который действует по принципу индивидуализации и сопровождает построение учащимися своей индивидуальной образовательной программы (Т.М. Ковалева).

Индивидуальный подход: Я.А. Коменский «Великая дидактика». Уже тогда он продемонстрировал глубокое понимание того, что все люди разные. А поскольку цель всеобщего образования «обучить всех – всему», то есть каждого подтянуть, «подтащить» к единому знанию, то эту «разность» нужно преодолеть, нивелировать с помощью специальных подобранных средств – методов.

В процессе подготовки к ГИА  основным способом каждому обучающемуся пройти свой индивидуальный путь к освоению тех знаний, которые для него являются важными. Педагог это тот человек, который может помочь определиться в правильности выбранного направления и обучающих инструментов в подготовке каждого обучающегося.

В данной статье рассматриваются основные аспекты такого сопровождения и приводится список источников, которые могут быть использованы для подготовки.

1. Планирование подготовки к итоговой аттестации.

Для успешной подготовки к итоговой аттестации необходимо составить план, который будет включать в себя как повторение пройденного материала, так и изучение новых тем. Важно учесть индивидуальные особенности каждого обучающегося, его уровень знаний и навыков, а также определить приоритеты в изучении отдельных тем и разделов.

2. Методы и формы работы с обучающимися.

В процессе подготовки к итоговой аттестации можно использовать различные методы и формы организации учебного процесса. К ним относятся:

– лекции, семинары и практические занятия;
– работа с учебниками и дополнительными материалами;
– выполнение тренировочных заданий и тестов;
– консультации и индивидуальные занятия с преподавателями.

3. Роль родителей в процессе подготовки.

Родители играют важную роль в процессе подготовки своих детей к итоговой аттестации. Они могут оказывать поддержку и помощь в выборе методов и форм обучения, контролировать выполнение плана подготовки и оказывать помощь в преодолении возникающих трудностей. Эмоциональный настрой родителя, его серьезное отношение к предэкзаменационному  периоду отражается на общем отношении обучающегося к итоговой аттестации.

4. Психологическая подготовка обучающихся.

Психологическая подготовка является не менее важным аспектом настроя обучающихся к итоговой аттестации. Для  снижения уровня стресса и повышения уверенности выпускников могут быть проведены  тренинги и беседы на темы стрессоустойчивости, развития уверенности в себе и формирования навыков самоконтроля.

В старших классах школы развитие познавательных процессов у детей достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Познавательные процессы становятся более совершенными и гибкими, причем развитие средств познания очень часто опережает собственно личностное развитие подростка.

В период  подготовки к итоговой аттестации многие подростки испытывают различные виды эмоциональных расстройств, связанных с желанием все успеть: подготовка к экзаменам, текущие уроки, оценки за четверть, исследования, проекты, внеурочная и кружковая деятельность, спортивные секции, мероприятия воспитательной работы в школе, олимпиадное движение и т.д. На фоне этого  может возникнуть аффект неадекватности. Это эмоциональное состояние возможно  в условиях стойкой неуспеваемости. Тогда среди аффективных подростков оказываются не только слабые и среднеуспевающие обучающиеся, но и способные школьники, ранее добивавшиеся больших успехов. В результате, не желая отказаться с ранее сформировавшейся самооценкой, они начинают раздражаться и обвинять в своих неудачах других.

Устранение аффекта неадекватности требует индивидуального подхода к каждому конкретному обучающемуся. Главное – помочь успешно усваивать школьные знания, умения и навыки.

Другим видом расстройств является страх и тревога.

Страхи возникают из-за эмоциональной «зараженности» - паники, неуверенности в межличностных отношений, тревожности собственных родителей «Не наберешь баллы, не поступишь на бюджет!». В конфликтных семьях чаще всего встречаются страхи у подростков.

Тревожность может приводить к формированию к чрезмерной осторожности, либо к затруднению оценки ситуации и собственных возможностей, поэтому по статистики многие обучающиеся с высокими показателями в учебе часто попадают в тревожное состояние во время экзамена, что приводит к низким результатам итоговой аттестации.

Депрессия – тяжелое эмоциональное расстройство, которое выражается в душевном страдании, ощущении печали, может выражаться в бессоннице, потере аппетита. Данное состояние приводит к ухудшению успеваемости, возникают проблемы со здоровьем. Причиной депрессии могут быть различные виды потерь (близкого человека, любимого и т.д.) В период подготовки к ГИА подросток, переживающий потерю в своем угнетенном, подавленном психическом состоянии вряд ли сам справится с предлагаемыми видами самостоятельных работ. Все виды эмоциональных расстройств требуют не только индивидуального подхода со стороны преподавателя, тьтора, но и подключение психологической службы школы.

Для успешного прохождения предэкзаменационного периода важно выявить мотивационно-потребностную сферу подростков. 

Мотив – внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанное с удовлетворением определенной потребности.

Важным мотивационным образованием, влияющим на все стороны жизни подростка, в том числе выбор учебного заведения для дальнейшего продолжения учебы и получения профессии, являются его интересы. Интересы представляют  одну из  главных характеристик личности человека, наиболее обще  их можно определить  как эмоциональное проявление потребностей. Именно интересы, по мнению Выгодского, выступают интегральным образованием в развивающемся сознании ребенка.

Обучающиеся выпускных классов, как правило, имеют мотивы, связанные с профессиональным и жизненным самоопределением. Поэтому очень часто они склонны рассматривать знания не как ценность саму по себе, а как инструмент, с помощью которого они смогут получить хорошую профессию, обеспечить себе большой доход, высокий уровень жизни. Важная позиция тьютора развить познавательные мотивы учебной деятельности: интерес к предмету; качеству преподавания; нужность предмета в будущем; хорошие знания предмета обучающимся; понимание предмета; самостоятельность мышления.

Важно в процессе подготовки к ГИА включать коррекционные психологические техники для комплексного решения индивидуальных  задач успешной сдачи экзаменов.  

Индивидуальные мотивационные беседы, наблюдения за обучающимися и их настроением: «Откровенно говоря», «Пожелания на будущее своему соседу», игры на воображение и др.

5. Использование информационных технологий в процессе подготовки.

Современные информационные технологии предоставляют широкие возможности для организации процесса подготовки к итоговой аттестации. К таким технологиям относятся электронные учебники, обучающие программы и онлайн-курсы. Также можно использовать специализированные образовательные порталы и сайты для выполнения тренировочных работ и пробных экзаменов.

Подготовка к ЕГЭ по географии требует систематического и глубокого изучения географических понятий, фактов, процессов и закономерностей, а также развития аналитических и пространственных мыслительных навыков. Вот несколько особенностей, которые стоит учесть при подготовке к этому экзамену:

1. Изучение основных тем: Сначала необходимо ознакомиться с программой ЕГЭ по географии и определить основные темы и разделы, которые необходимо изучить. К ним могут относиться физическая география, экономическая география, география населения и другие. Кроме того, стоит обратить внимание на актуальность и значимость каждой темы, так как вопросы ЕГЭ могут быть связаны с современными проблемами и событиями.

2. Активное использование картографических материалов: География - наука, в которой большое внимание уделяется работе с картами и другими географическими материалами. Поэтому рекомендуется практиковать чтение и анализ карт, атласов и других пространственных данных. Навыки работы с картами помогут вам лучше понять географические процессы и пространственные взаимосвязи.

3. Анализ и интерпретация графиков и диаграмм: В географии часто используются графики и диаграммы для представления статистических данных, динамики процессов и сравнительного анализа. Уделите внимание изучению методов чтения, анализа и интерпретации информации на графиках и диаграммах. Развитие навыков работы с числовыми данными поможет вам лучше понять и объяснить географические явления.

4. Изучение региональных особенностей: География - наука о различных регионах и их особенностях. Рекомендуется изучать географические характеристики разных частей мира, их природные условия, экономические и социокультурные особенности. Это поможет вам понять и описать влияние пространственных факторов на развитие регионов, а также провести сравнительный анализ их географических особенностей.

5. Решение типичных задач ЕГЭ: ЕГЭ по географии содержит не только теоретические вопросы, но и задания на анализ и интерпретацию информации, составление графиков и карт, аргументирование ответов. Рекомендуется практиковать решение типичных задач ЕГЭ, особенно тех, которые требуют применения знаний в контексте реальных ситуаций.

6. Подготовка к устной части экзамена: Не забудьте о подготовке к устной части экзамена по географии, которая включает защиту проекта или презентации. При подготовке проекта, рекомендуется выбрать интересную географическую тему и продемонстрировать умение анализировать и интерпретировать информацию, проводить сравнительные анализы и излагать свои мысли логично и последовательно.

7. Регулярная практика и самоконтроль: Подготовка к ЕГЭ по географии требует регулярной практики и самоконтроля. Решайте задания, проверяйте свои ответы, анализируйте ошибки и закрепляйте изученный материал. Кроме того, рекомендуется использовать дополнительные учебные материалы, такие как учебники, пособия, онлайн-курсы и видеоуроки, чтобы получить более полное представление о географии и углубить свои знания.

Вот некоторые идеи и рекомендации, которые помогут вам успешно подготовиться к ЕГЭ по географии. Нужно помнить, что регулярная практика, систематическое изучение материала и самоорганизация играют важную роль в достижении успеха.

 

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Гл. ред. А.В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1982—1984.Т. 4: Детская психология / Под. ред. Д.Б. Эльконина. — 1984. — 433 с.

2. География: учебник для 10 класса / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. - М.: Русское слово, 2016.

3. География: атлас для 6-10 классов / В.Н. Холина, А.С. Наумов, И.В. Ромашова. - М.: Дрофа, 2015.

4. География. Практикум. 6-11 классы / А.Б. Эртель. - М.: Дрофа, 2014.

5. География. Поурочные разработки. 9 класс / Е.А. Жижина, Н.А. Никитина. - М.: Вако, 2018.

6. Мышление, обучение, творчество. — М.: Изда­тельство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 720 с. (Серия «Психологи Отечества»). 

7. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И.В.Дубровиной — СПб.: Питер, 2004. — 592 с: ил.

8. Профилактика школьной дезадаптации при психологическом сопровождении: учебно-методическое пособие. Коновалова Н.Л. -  СПб, 2009. 44 с. 

9. Подготовка к итоговой аттестации: география. 9-11 классы. Учебно-методическое пособие / А.А. Лобжанидзе. - М., 2020.

10.  Психология трудных школьников. Учебное пособие для учителей и родителей. Степанов В.Г. М.: Академия, 1997. – 320 с. 

 

. . . . .