Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Активизация познавательной деятельности школьников на уроках географии с элементами краеведения

Дата публикации: 2023-10-31 21:31:48
Статью разместил(а):
Нерубенко Инна Борисовна

Активизация познавательной деятельности школьников на уроках географии с элементами краеведения

Автор: Нерубенко Инна Борисовна

МБОУ "СОШ № 14", Белгород

 

Аннотация: В статье рассмотрены, возможности активизации  познавательная деятельность школьников в ходе изучения географии с элементами краеведения для о обеспечения прочных знаний изучаемого материала, формирования и развития важных качеств личности.

Ключевые слова: познавательная активность, краеведение, география, школьное образование.

 

На современном этапе развития школьного образования проблема активности познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью у общества в образованных людях, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.  Интегративный  характер развития науки, техники и производства определяет потребность современного общества в специалистах широкого профиля, владеющих системными и функциональными знаниями о мире, месте и роли в нем человека и обладающих творческим, системным стилем мышления.

География - интереснейший предмет, позволяющий учащимся не только узнавать окружающий мир, но и развивать свой творческий потенциал.

Творческий потенциал – внутренние возможности, позволяющие создавать новые по замыслу культурные или материальные ценности. У каждого ребенка есть способности и таланты.

Задача учителя – руководить деятельностью детей, чтобы они могли проявлять свои дарования, способствовать развитию творческих  способностей, максимально вовлечь учащихся в процесс познания  окружающего мира, способствовать формированию познавательного интереса к географии. А он, в свою очередь, формируется по двум каналам: средствами отбора информации и средствами включения школьников в познавательную деятельность. Объясняется это тем, что обучающиеся испытывают удовлетворенность, если в собственной деятельности они достигают успеха и ощущают интеллектуальное и духовное развитие.

В настоящее время география перестала быть «чисто номенклатурным предметом и содержание новой программы еще одно этому подтверждение. Передо мной, учителем географии, стоят несколько иные задачи, чем, скажем, 5-10 лет назад. Если раньше основными целями урока были: «дать знания, «сформировать понятия», то сегодня наиболее важной задачей является формирование нового мышления во взаимоотношениях человека и природы, человека и его страны, его  малой Родины.

Уровень развития детей школы отличен. Все дети  очень разные: одни сильные, другие слабые. Может их  слабость от семейных неурядиц, от болезни или других причин. Таких детей каждый этап урока ставит в сложное положение. Сильным ученикам нелегче. Они скучают, утверждаясь в привелигерованности. «В этом организационно-методическом марафоне учитель изнемогая рвался вперед, «тянул воз», а школьники равнодушно смотрели по сторонам, скучали не находя для себя ничего интересного» - пишет Ермошкина  А.С.

Чтобы не создавать такого положения необходимо менять структуру урока, организационно-познавательную деятельность, да и сами взаимоотношения ученик - учитель. Между учеником и учителем должно быть достигнуто сотрудничество, а оно может быть  достигнуто лишь только при умелой организации учебно-познавательной деятельности. Чтобы воспитать человека пытливой, творческой, ищущей мысли личностью, надо дать возможность ученику на уроке творить, ощущать радость труда, чувство собственного достоинства, дать почувствовать себя активным участником процесса познания. И здесь важнейшим направлением в обучении географии становится краеведение, отражающее потребность школьников уйти от формального получения знаний к непосредственному общению с живой природой, к реальности окружающего мира.

На первое место выносятся задачи: повышение эффективности урока путем внедрения технологий, содержащих краеведческий материал и развитие познавательного интереса к предмету, творческих способностей учащихся на уроках географии. Для  их реализации нужны соответствующие формы, методы, приемы, которые способствовали бы созданию такой атмосферы урока, на котором ученик был бы активным участником процесса познания.

Специально проведенные наблюдения и беседы с учащимися  подтверждают, что для них наиболее интересны те уроки, где они активно работают: выполняют задания по карте, изучают модели географических объектов, решают учебную проблему, обмениваются мнениями, сотрудничают в группе. Отмечено, что даже самое интересное объяснение учителя  школьники оценивают ниже, чем собственную учебную деятельность. Формы  проведения таких уроков могут быть разнообразными: как традиционными так и не традиционными. На них, по моему мнению, происходит не только овладение знаниями, умениями и навыками, но и накопление опыта, творчества. В сочетании с элементами краеведения происходит развитие национальной, экологической, трудовой культуры, знакомство с вековым опытом народа, его мудростью в отношении с природой, бережным к ней отношением, а главное формирует у учащихся стремление приложить свои силы на благо родного края. Таким образом, перед учителем стоит задача продумать такие задания, формы, методы и средства, которые содействовали бы формированию познавательного интереса.

Итак, какие же методы и формы обучения я использую на уроках. Конечно же, уроки – игры, уроки – путешествия. Главной функцией игры является обучение в действии, и чем ближе игровая деятельность к реальной жизни, тем выше познавательный эффект. И здесь широкие возможности открывает географическое краеведение.

Обязательным условием таких уроков является сообщение об игре в начале изучения темы. Класс разбивается на команды и если какой - то материал усвоен недостаточно на помощь ученику приходит не только учитель, но и команда. Срабатывает стремление не только знать, но и победить. При этом каждый ребенок является задействованным в проведении таких игр. Дети придумывают название команд, эмблемы, девизы. Игра снимает психологическое напряжение, оказывает значительное воздействие на формирование положительного отношения к изучаемому предмету, помогает активно включаться в учебно-познавательную деятельность, заставляет посмотреть ребенка на изучаемый материал другими глазами.

Так при рассмотрении темы «Природные ресурсы и производство нашей области», чтобы раскрыть противоречия между потребностями человечества в использовании природных ресурсов и необходимостью их сохранения в естественном состоянии, а так же с целью показать ответственность общества за экологическое состояние нашего края. Работать пришлось с различными источниками географической информации в библиотеке, с интернетом.     

Познавательная и творческая активность учащихся значительно возрастает, если в учебный процесс включена система полевых занятий, уроков- практикумов, экскурсий на местности. Именно в занятиях вне стен школы значительно расширяются рамки учебного процесса, интенсивно влияя на все стороны личности, включая чувственную и эмоциональную составляющие психики подростка. Так, научная форма познания дополняется особой, художественной формой познания окружающей действительности.

Научная географическая картина мира, возникающая в сознании школьника, эмоционально переживается, становится более яркой, насыщенной, запоминающейся, значимой, близкой. Следовательно, природа, все ближайшее окружение выступает для ученика не чем-то чужим, застывшим образованием, а понятным и  родным «домом».

Каждый учитель стремиться к формированию познавательного интереса, который способствует познанию, расширению знаний по предмету.  

Из таких разрозненных работ появилась идея проводить урок – конкурс, где после изучения раздела, в качестве повторения и закрепления дети сами придумывают задания, конкурсы в стихах, загадках, ребусах. Так урок становиться живее, интереснее и на первое место выступает ученик, а учитель лишь координирует действия учеников.

В последнее время все чаще на уроках становится возможным применение компьютерных технологий. Использование компьютерных презентаций с применением мультимедийного проектора позволяет более рационально организовывать урок, сделать его красочным, наглядным, насыщенным, концентрирует внимание учеников. В сценарии таких уроков можно включать различные материалы, чередуя изображения с рассказом, цитированием и другого. На уроках с компьютерной поддержкой высвобождается время, которое можно использовать для дополнительных заданий.

Активизировать познавательную деятельность учащихся дает возможность применение проблемного метода. Именно он позволяет ставить ученика в позицию исследователя, (учит наблюдать и анализировать окружающие явления и события, учит их обосновывать), пробуждает интерес к еще не решенным задачам, может быть, еще не вполне доступным для данного возраста ребенка заданиям, но с которыми он столкнется в будущем и которые сможет самостоятельно решить. В случае затруднения учитель может предложить наводящие вопросы, дать дополнительные задания. Большие возможности для решения проблемных вопросов раскрываются при выполнении проектных работ. Сама цель любого проекта предполагает наличие заданий исследовательского характера и решений проблемных ситуаций. Выбор темы, подбор литературы – все это большая умственная работа.

На каждом этапе работы можно найти приемы, способствующие развитию познавательной активности школьника, творческому  развитию личности.

Большое внимание, считаю, необходимо уделять способам проверки домашнего задания и способам его подачи. При проверке домашнего задания по географической номенклатуре, использую тестовые задания, фрагменты контурных карт, на которых цифрами обозначены географические объекты и их необходимо отгадать. Проверять ответы учеников может не только учитель, но и сами учащиеся, при помощи бланка – эталона. В качестве эталона здесь выступает географический атлас, по которому ребята с легкостью выявляют неверные ответы. А вот уже оценивает – учитель.

Уверена, что необходимо давать разноуровневое домашнее задание. Именно от такого рода заданий можно получить максимальную пользу, и именно они  позволяют каждому ученику ощутить вкус познания.

Например: Обязательный минимум. Параграф, изучаемый по данной теме. Главное свойство этого задания: одно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику. Минимум географической номенклатуры.

Второй уровень - тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу. Это, как правило параграф и ряд заданий в рабочей тетради с печатной основой, большее количество географических объектов.

Третий уровень используется или нет в зависимости от темы урока, подготовленности класса. Это  - творческое задание. Оно выполняется на добровольных началах и стимулируется  высокой оценкой и похвалой. Диапазон таких заданий широк. Однако среди них можно выделить некоторые типовые группы: кроссворды, стихи, рисунки, сказки, фантастические рассказы и прочее.

Это лишь небольшая часть приемов, методов, форм обучения, которыми я пользуюсь на уроках, все они помогают стимулировать  развитие познавательного интереса на уроках географии. А ведь доказано, что интерес познания это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на уроках; от его решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мертвым грузом или станут активным достоянием школьников. Интерес стимулирует волю и внимание, помогает более быстрому и прочному запоминанию. Благодаря интересу, как знания, так и процесс их приобретения, могут стать движущим фактором воспитания всесторонне развитой личности.

На мой взгляд, если в процессе обучения школьников будет использована система, позволяющая развивать свои способности, то повысится познавательная активность ученика. А как следствие повысится качество образования выпускника и будет воспитана общественно-активная творческая личность, способная приумножить общественную культуру своего края, своей страны.

 

Список литературы:

1. Ривкин Е.Ю. Профессиональная деятельность учителя. Теория и технологии. – Волгоград: Учитель, 2014. 

2. Раддац Ю.А Теоретические аспекты изучения краеведения в школе.

 

. . . . .