Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу

Дата публикации: 2023-11-06 20:22:11
Статью разместил(а):
Безгребельная Галина Николаевна

Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности

Автор: Безгребельная Галина Николаевна

МБОУ "СОШ № 43", г. Воронеж

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о профессиональной установке на оказание помощи любому ребёнку, даются рекомендации для педагогов в работе с различными категориями обучающихся.

Ключевые слова: адресная работа, различные категории учащихся, развивающая деятельность.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Работа учителя в первую очередь должна быть направлена на создание благоприятного психологического климата в классах для всех детей. Учитель должен создать условия для адресной работы с различными категориями обучающихся:

· одаренные дети

· дети из семей мигрантов

· дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей

· дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья

· дети с девиантным (общественно опасным) поведением.

1. Работа с одаренными детьми.

Раннее выявление и развитие способностей обучающихся способствует повышению качества образования. Талантливый ребенок, с незаурядными способностями, может не подозревать о собственных возможностях. Поэтому педагогу очень важно разглядеть склонности ребенка и подобрать условия, максимально полно способствующие их раскрытию. Я придерживаюсь мнения, что каждый ребенок может проявить себя и имеет свои сильные стороны, необходимо лишь правильно подобрать деятельность, совпадающую с направлением вектора его личности. Поэтому нужно пробовать разные формы демонстрации способностей: кто-то из учеников проявляет себя в трансляции знаний, с легкостью справляясь с самыми сложными темами и имеет успех на диагностических и экзаменационных работах, кто-то обладает нестандартным мышлением и талантливо проявляет себя на проектных конкурсах. Я неоднократно убеждалась: для успешного проведения и получения хорошего результата любого мероприятия нужно правильным образом организовать всю работу. Недостаточно просто дать информацию о конкурсе для того, чтобы ребята приняли в нём участие, порой нужно оказать помощь  на всех стадиях. Итак, работа педагога в этом направлении строится на:

— изучении интересов и склонностей детей;

— создании, разработке и внедрении инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс

— формировании у детей жизненных установок на максимальную реализацию своих способностей;

— профориентации молодежи на наукоемкие профессии, раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-исследовательской деятельности;

— развитие познавательной активности учащихся, исследовательских умений и навыков, ознакомление с методами и приемами научного поиска;

— проведении тематических мероприятий

— моральном стимулировании лучших обучающихся.

2. Работа с детьми из семей мигрантов.

На сегодняшний день это очень актуально, т.к. остановить миграционные процессы невозможно, число мигрантов растёт, на что педагогам следует обратить внимание. Рассмотрим конкретные факторы, которые может и должен учитывать педагог в сфере своих компетенций. Нередко дети в их семьях плохо владеют русским языком, на котором ведется преподавание, не читают книги, не подготовлены к поступлению в школу. Родители не занимаются их воспитанием и развитием так, как это принято у коренного населения. Такой ученик естественно будет испытывать большие трудности как в учёбе, так и в общении с одноклассниками. Дети-мигранты, знающие русский язык, высокомотивированные при получении образования, обладающие высокой психологической устойчивостью, осознанно воспринимающие новые требования, быстрее и успешнее адаптируются в школе. Дети из семей мигрантов, часто чувствующие постоянную неприязнь окружающих, испытывают большую, чем их сверстники, потребность в расположении педагогов. Социальные опросы, показывают, что местные дети ценят в педагогах профессиональную компетентность: знание предмета, умение эффективно строить урок. А вот приезжие превыше всего ставят личностные качества педагога. Они любят тех учителей, которые с ними общаются, проявляют уважение. Конечно, просто человеческого отношения недостаточно, чтобы оказывать эффективную педагогическую поддержку таким детям. Очень полезно бывает хотя бы в общих чертах представлять семейные, религиозные, культурные ценности, воспринятые ребенком с младенчества.         

Особенности организации учебного процесса с детьми из семьи мигрантов

  • Ясное и однозначное объяснение ребенку и его родителям правил поведения в школе и классе, правил этикета, распределения существующих обязанностей. На этом этапе желательно получить письменное согласие семьи и ребенка следовать установленным в школе правилам.
  • В первый период адаптации утомляемость может быть резко повышена. Необходима смена видов деятельности в зависимости от утомляемости ребенка.
  • При необходимости – объяснение материала ребенку индивидуально (один на один).
  • Чтобы ребенок чувствовал себя полноправным членом классного коллектива необходимо привлечение его к выполнению простых поручений учителя (раздать тетради, учебные принадлежности).
  • По возможности, предоставление ребенку места на первой парте, где учителю легче контролировать его поведение, при этом возможностей отвлекаться – меньше. Объясняя учебный материал, желательно чаще смотреть ребенку в глаза.
  • Инструкции учителя должны быть четкими и немногословными, тон учителя – нейтральным, слова и фразы – понятные каждому ребенку. По возможности следует избегать использование фразеологизмов.
  • Четкий, но в тоже время тактичный контроль над выполнением ребенком заданий: регулярная проверка тетрадей, дневника, устный опрос.
  • Демонстрация учителем неагрессивного поведения, доброжелательного спокойного отношения. Недопустимы (даже в экстремальной ситуации) вербальные оскорбления, физическое насилие.
  • Обучение ребенка адекватным способам выражения просьбы к учителю, одноклассникам во время урока.

3. Работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Эти дети в большей степени нуждаются в социально-психологическом сопровождении. В каждодневной рутине мы иногда забываем о проблемах этих детей. Для них наиболее важным, на мой взгляд, является компенсация недостатка внимания. Необходимо вовлечь ребёнка  в участие во всех классных делах, с целью создания ситуации успеха. Необходимо дать возможность ребенку проявить себя. Дать ему почувствовать, что есть область, где он может добиться успеха, проявить свои способности.

4. Работа с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Образование таких детей строится на идее принятия индивидуальности каждого отдельного ученика. Обучение и воспитание организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребёнка. Не редко мы забываем, что Ребенок - личность, ценность которой не зависит от его способностей и достижений. Эти дети нуждаются в поддержке и дружбе ровесников больше других. Правильно организованный учебно-воспитательный процесс  помогает раскрывать каждого такого ученика с помощью глубокого индивидуального подхода, через индивидуальную образовательную программу, индивидуальный учебный план.

5. Работа с детьми с девиантным (общественно опасным) поведением.

В основе лежит педагогическая диагностика, с помощью которой изучаются индивидуальные особенности ребенка и выявляются его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонение в поведении, определяются их причины, отслеживаются истоки возникновения конфликтных ситуаций. Всем этим нам приходиться заниматься, но если не удаётся найти контакта с родителями, то получается как в той басне: «Когда в товарищах согласья нет на лад их дело не пойдет …».

Разумеется, даже в случае выявления отклонений в области интеллектуальной сфере, мы не вправе даже пробовать корректировать это состояние, это дело специалистов в области клинических дисциплин. Но при известном рабочем альянсе с родителями ребенка возможно мягко и аргументировано рекомендовать обратиться за специальной коррекционной помощью. Вместе с тем одно уже наше объективное знание о вероятной задержке развития у ребенка дает возможность для принятия специальных мер в рамках педагогических компетенций. Надо постоянно помнить, что большинство детей не выдерживает 45 минутные уроки, у них происходит самостоятельное непроизвольное отключение уже через 5-15 минут, а о постоянном внимании, продуктивной работе и дисциплине говорить очень сложно. При этом плохая репутация и негативный ярлык для них опасны: закрепившись за ребенком, они становятся самостоятельной побудительной силой его поведения.

Главное в работе с детьми девиантного поведения – это терпимость к его особенностям личности. Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Какие же основные цели и задачи должен преследовать учитель-предметник, выбирая методы и приемы, которые будет использовать на уроке? Главное – это формирование познавательного интереса через позитивный опыт, помочь учащимся осмыслить свои позитивные возможности. Показать, а может и закрепить через деятельность и общение нормативное поведение с постепенным вытеснением отклоняющегося.

Необходимо:

- помочь ребенку определить смысл изучаемого предмета, а не только пытаться научить его усвоить общие составляющие содержания;

- помнить, что ребенок имеет право на ошибку (при этом ошибки ребенка исправляем тактично и предметно объясняем, в чем она состояла);

- на уроке использовать больше наглядности, игровых моментов, опытов;

- не приводить в пример других учащихся, желательно сравнивать его с самим собой на разных этапах его достижений;

- делать акцент на позитивное в анализе работы и поведении такого ребенка;

- учитывать индивидуальные особенности: скорость восприятия и усвоения нового материала, запоминание, речь;

- оказывать как бы «случайную» ненавязчивую помощь;

- не использовать агрессивные методы воздействия и тем более «запугивание».

Таким детям нельзя ставить «закрытые вопросы». Например, «Где тетрадь?». В данной ситуации вы идете на «конфликт». У меня рабочие тетради некоторых учеников хранятся в кабинете. В своей практике преподавания химии я постоянно сталкиваюсь с такими детьми. Конечно, возникает  много вопросов. Как можно их заинтересовать, вовлечь в процесс урока, при этом соблюсти все требования правил безопасности. Приходится часто отходить от шаблонов стандартных уроков, так как невозможно предсказать четкую схему урока. Необходимо применение на уроках материала по формированию здорового образа жизни, который позволяют осознать ценность здоровья, позитивного отношения к себе и обществу.

Заставить подростка изменить своё поведение невозможно, необходимо выработать систему адекватных воспитательных мер, способствующую созданию условий, при которых ученик захотел бы сам изменить свое поведение.

 

Список литературы:

1. Дмитриев А.А. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: учеб. пособие. - М.: ИИУ МГОУ, 2017. - 260 с.

2. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / под ред. Л.М. Шипицыной, Е.И. Казаковой. - СПб.: Ин-т спец. педагогики и психологии, 2014. - 108 с.

3. Крылова Н.Б., Александрова, Е.А. Организация индивидуального образования в школе (теория и практика) / Н.Б. Крылова, Е.А. Александрова. - М.: Сентябрь, 2014. - 208 с

4. Александров Д.А. Дети и родители – мигранты во взаимодействии с Российской школой / Д.А. Александров, В.В. Баранова, В.А. Иванюшина // Вопросы образования. – 2012. – № 1. – С. 176-199.

5. Азаров Ю. Ускоренное выявление и развитие детских дарований. – М.: Воспитание школьников. 2009. №1.

  

. . . . .