Гражданские мотивы в лирике А. Галича
Гражданские мотивы в лирике А.А. Галича
Автор: Петрова Анна Анатольевна
МБОУ "Лицей № 4", г. Славянск-на-Кубани
Аннотация: В этой статье автор пишет о гражданских мотивах в лирике Александра Галича, рассматривается «гитарный» тип его стихотворчества, особенности изображения центрального персонажа ролевой лирики поэта советского обывателя.
Ключевые слова: гражданская лирика, сатирическое изображение, авторская песня.
Гражданские мотивы прослеживаются в творчестве многих российских поэтов XVIII-XIX веков: А.Д. Кантемира, М.В. Ломоносова, К.Ф. Рылеева, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова и др. Их преемниками стали лирики XX века, в число которых входил и А.А. Галич.
Александр Галич является одним из создателей авторской песни, которая остаётся предметом непрекращающихся споров. Как отмечает современный поэт Е. Бершин, «… Лучшие из бардов и не песни-то вовсе писали. И не стихи. И не музыку. Они себя писали. Писали так и теми средствами, какими им было удобней, сподручней …Нужно говорить о бардах как о явлении абсолютно самостоятельном, внелитературном. Это один из жанров души» [1, 89]. По определению Б. Окуджавы, авторская, или бардовская песня – это «думающая песня для думающих людей» [1, 89], она явилась одной из форм противостояния мыслящей части общества коммунистическому режиму.
Разносторонне одарённый профессиональный литератор, отличный знаток эстетических тонкостей «письменной» словесности, Галич реализовался как большой русский поэт именно в результате обращения к «гитарному» типу стихотворчества. Он одним из первых среди бардов эпохи «застоя» открыто выступил против официальной лжи, всевластия партийного аппарата, бессилия и страха, которыми было наполнено общество. У поэта не было ни малейших иллюзий относительно возможности его «мирного сосуществования» [1, 202] c советской властью. С предельной отчётливостью эта мысль сформулирована в песне «Я выбираю свободу» (1971г.) Песня примечательна максималистской позицией автора, отвергающего возможность нравственного совершенствования в условиях несвободного общества, господства циничной идеологии. Выбор свободы – акт трагический, жертвенный. В последней строфе пафос снижается, автор почти переходит на прозу, чтобы с горькой иронией предсказать, какая «свобода» его ждёт:
Я выбираю свободу, -
Но не из боя, а в бой,
Я выбираю свободу
Быть просто самим собой…
… Я выбираю Свободу,
Я пью с нею нынче на «ты»,
Я выбираю Свободу
Норильска и Воркуты.
… Где вновь огородной тяпкой
Над всходами пляшет кнут,
Где пулею или тряпкой
Однажды мне рот заткнут [2,63].
А. Галич выражал свою ненависть как мог, демонстрируя её в каждой строке. В песнях «топтались» «топтуны», «вертелись» «вертухаи», целились в людей «нелюди», гуляла обслуга. Этот ненавидимый Галичем мир был выстроен и показан поэтом снизу доверху. Создавалось ощущение неприкрытой, незамаскированной натуральной реальности, прямо пересаженной в песню:
Мы поехали за город,
А за городом дожди,
А за городом заборы,
За заборами – вожди.
Там трава несмятая,
Дышится легко,
Там конфеты мятные
«Птичье молоко» [3,13].
Заборы являются границей между двумя непересекающимися пространствами: «верхами» («вождями») и «низами», живущими совершенно «по другим законам»:
А в пути по радио
Целый час подряд
Нам про демократию
Делали доклад.
А за семью заборами,
За семью запорами,
Там доклад не слушают –
Там шашлык едят! [3,14].
В стихотворении «Весёлый разговор» Галич показывает судьбу женщины в стране «победившего социализма». Это стихотворение сравнимо с психологической повестью, в которой рисуется история одной жизни. Сравнение стихотворения Галича с эпическим произведением основано, в первую очередь, на многообразии событий и жизненных конфликтов. Каждый персонаж очерчен с удивительной определенностью. Стихотворение начинается с повествования, в котором звучит голос героини, - это её манера говорить, её интонация.
А ей мама, ну, во всём потакала,
Красной Шапочкой звала, пташкой вольной.
Ей какава по утрам два стакана,
А сама чайку попьет – и довольно [2,90].
Героине пришлось пережить смерть матери, гибель мужа на войне, домогательства завмага Званцева, обвинившего её в воровстве. Позже жертвой существующего строя становится её дочь, которая, чтобы избежать бедности, выходит замуж за того же Званцева, годящегося ей в отцы.
Все стихотворения Галича передают абсурд советской жизни. Сам автор иронизировал: «Я часто пою от лица идиота» [1, 203].
Тема стихотворения «Русские плачи», традиционная для отечественной поэзии («Россия» А.Блока, «Журавли» А. Жемчужникова и др.), обретает в творчестве Галича особое звучание. Родина для него – сторона, где «плачут вятичи», что не стало России», где «плакал в церкви юродивый, что пропала Россия». Как надрывающий душу похоронный плач звучат строки:
Что ни год – лихолетие,
Что ни враль, то Мессия!
Плачет тысячелетие
По России – Россия! [3,34]
Стихотворение Галича звучит как реквием по той стороне, которая была когда-то Русью с «щедрыми нивами», «в пене сирени»,
Где родятся счастливыми
И отходят в смиреньи,
Где, как лебеди, девицы,
Где под ласковым небом
Каждый с каждым поделится
Божьим словом и хлебом [3,34].
Галич выступал против лжи и предательства, против страха и бессилия, царивших в обществе. Гражданские мотивы прослеживаются в стихотворении Галича «Петербургский романс», которое было одновременно посвящено диссидентам и вышедшим на Сенатскую площадь декабристам. В данном стихотворении Галич говорит не о государстве, не о России в целом, а о личности и её нравственном выборе. Герой стихотворения – участник тайного общества, не дерзнувший в момент декабристского восстания «выйти на площадь». 23 августа 1968г., когда советские танки вошли в Прагу, шестеро современников поэта вышли на Красную площадь и подняли плакат со словами протеста, первыми открыто бросив вызов лживой системе. Оценивая их поступок, Галич обращается к согражданам:
И всё так же, не проще
Век наш пробует нас:
Можешь выйти на площадь?
Смеешь выйти на площадь?...
В тот назначенный час?! [2,111].
Сходные мотивы звучат в стихотворении «Без названия». Галич напоминает о жертвах сталинских времён: И.Э. Бабеле, М.И. Цветаевой, В.Т. Шаламове, Д. Хармсе, М.М. Зощенко, О.Э. Мандельштаме, Б.Л. Пастернаке, погубленных бесчеловечной авторитарной системой, загнанных в петлю или потерявших рассудок:
«Не судите!»
Смирней, чем Авель,
Падай в ноги за хлеб и кров…
Ну, писал там какой-то Бабель,
И не стало его - делов!
«Не судите!»
И нет мерила,
Всё позволено, кроме слов…
Ну, какая-то там Марина
Захлебнулась в петле - делов! [2, 39].
Отвергая кредо своих современников, которые пытались остаться в стороне от чужого горя, жить по принципу «Нас не трогай, и мы не тронем …» лирический герой делает другой выбор:
Нет! Презренна до самой сути
Эта формула бытия!
Те, кто выбраны, те и судьи?!
Я не выбран. Но я – судья!
Такой же выбор сделал сам Александр Галич, который решился открыто, без боязни выражать свои мысли и чувства, предпочёл безбедному существованию «советского классика» Свободу.
Список литературы:
1. Авторская песня.- М.: ООО «Изд-во АСТ», 2002.
2. Галич А.А. Облака плывут, облака. Песни и стихотворения.- М.,1999.
3. Галич А.А. Дни бегут, как часы. – М., Изд-во Эксмо, 2003.