Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Гражданские мотивы в лирике А. Галича

Дата публикации: 2023-11-09 00:17:17
Статью разместил(а):
Петрова Анна Анатольевна

Гражданские мотивы в лирике А.А. Галича

Автор: Петрова Анна Анатольевна

МБОУ "Лицей № 4", г. Славянск-на-Кубани

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о гражданских мотивах в лирике Александра Галича, рассматривается «гитарный» тип его стихотворчества, особенности изображения центрального персонажа ролевой лирики поэта советского обывателя.

Ключевые слова: гражданская лирика, сатирическое изображение, авторская песня.

 

Гражданские мотивы прослеживаются в творчестве многих российских поэтов XVIII-XIX веков: А.Д. Кантемира, М.В. Ломоносова, К.Ф. Рылеева, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова и др. Их преемниками стали лирики XX века, в число которых входил и А.А. Галич.

Александр Галич является одним из создателей авторской песни, которая остаётся предметом непрекращающихся споров. Как отмечает современный поэт Е. Бершин, «… Лучшие из бардов и не песни-то вовсе писали. И не стихи. И не музыку. Они себя писали. Писали так и теми средствами, какими им было удобней, сподручней …Нужно говорить о бардах как о явлении абсолютно самостоятельном, внелитературном. Это один из жанров души» [1, 89]. По определению  Б. Окуджавы, авторская, или бардовская песня – это «думающая песня для думающих людей» [1, 89], она явилась одной из форм противостояния мыслящей части общества коммунистическому режиму.

Разносторонне одарённый профессиональный литератор, отличный знаток эстетических тонкостей «письменной» словесности, Галич реализовался как большой русский поэт именно  в результате обращения к «гитарному» типу стихотворчества. Он одним из первых среди бардов эпохи «застоя» открыто выступил против официальной лжи, всевластия партийного аппарата, бессилия и страха, которыми было наполнено общество. У поэта не было ни малейших иллюзий относительно возможности его «мирного сосуществования» [1, 202] c советской властью. С предельной отчётливостью эта мысль сформулирована  в песне «Я выбираю свободу» (1971г.) Песня примечательна максималистской позицией автора, отвергающего возможность нравственного совершенствования в условиях несвободного общества, господства циничной идеологии. Выбор свободы – акт трагический, жертвенный. В последней строфе пафос снижается, автор почти переходит на прозу, чтобы с горькой иронией предсказать, какая «свобода» его ждёт:

          Я выбираю свободу, -

          Но не из боя, а в бой,

          Я выбираю свободу

          Быть просто самим собой…

          … Я выбираю Свободу,

          Я пью с нею  нынче на «ты»,

          Я выбираю Свободу

          Норильска и Воркуты.

          … Где вновь огородной тяпкой

          Над всходами пляшет кнут,

          Где пулею или тряпкой

          Однажды мне рот заткнут [2,63].

А. Галич выражал свою ненависть как мог, демонстрируя её в каждой строке. В песнях «топтались» «топтуны», «вертелись» «вертухаи», целились в людей  «нелюди», гуляла обслуга. Этот ненавидимый Галичем  мир был выстроен и показан поэтом снизу доверху. Создавалось ощущение неприкрытой, незамаскированной натуральной реальности, прямо пересаженной в песню:

          Мы поехали за город,

          А за городом дожди,

          А за городом заборы,

          За заборами – вожди.

          Там трава несмятая,

          Дышится легко,

          Там конфеты мятные

         «Птичье молоко» [3,13].

Заборы являются границей между двумя непересекающимися пространствами: «верхами» («вождями») и «низами», живущими совершенно «по другим законам»:

А в пути по радио

Целый час подряд

Нам про демократию

Делали доклад.

А за семью заборами,

За семью запорами,

Там доклад не слушают –

Там шашлык едят! [3,14].

В стихотворении «Весёлый разговор» Галич показывает судьбу женщины в стране «победившего социализма». Это стихотворение сравнимо с психологической повестью, в которой рисуется история одной жизни. Сравнение стихотворения Галича с эпическим произведением основано, в первую очередь, на многообразии событий и жизненных конфликтов. Каждый персонаж очерчен с удивительной определенностью. Стихотворение начинается  с повествования, в котором звучит голос героини, - это её манера говорить, её интонация.

А ей мама, ну, во всём потакала,

Красной Шапочкой звала, пташкой вольной.

Ей какава по утрам два стакана,

А сама чайку попьет – и довольно [2,90].

Героине пришлось пережить смерть матери, гибель мужа на войне, домогательства завмага Званцева, обвинившего её в воровстве. Позже жертвой существующего строя становится её дочь, которая, чтобы избежать бедности, выходит замуж за того же Званцева, годящегося ей в отцы.

Все стихотворения Галича передают абсурд советской жизни. Сам автор иронизировал: «Я часто пою от лица идиота» [1, 203].

Тема стихотворения «Русские плачи», традиционная для отечественной поэзии («Россия» А.Блока, «Журавли» А. Жемчужникова и др.), обретает в творчестве Галича особое звучание. Родина для него – сторона, где «плачут вятичи», что не стало России», где «плакал в церкви юродивый, что пропала Россия». Как надрывающий душу похоронный плач  звучат строки:

          Что ни год – лихолетие,

          Что ни враль, то Мессия!

          Плачет тысячелетие

          По России – Россия! [3,34]

Стихотворение Галича звучит как реквием по той стороне, которая была когда-то Русью с «щедрыми нивами», «в пене сирени»,

          Где родятся счастливыми

          И отходят в смиреньи,

          Где, как лебеди, девицы,

          Где под ласковым небом

          Каждый с каждым поделится

          Божьим словом и хлебом [3,34].

Галич выступал против лжи и предательства, против страха и бессилия, царивших в обществе. Гражданские мотивы прослеживаются  в стихотворении Галича «Петербургский романс», которое было одновременно посвящено диссидентам и вышедшим на Сенатскую площадь декабристам. В данном стихотворении Галич говорит не о государстве, не о России в целом, а о личности и её нравственном выборе. Герой стихотворения – участник тайного общества, не дерзнувший в момент декабристского восстания  «выйти на площадь». 23 августа 1968г., когда советские танки вошли в Прагу, шестеро современников поэта вышли на Красную площадь и подняли плакат со словами протеста, первыми открыто бросив вызов лживой системе. Оценивая их поступок, Галич обращается к согражданам:

          И всё так же, не проще

          Век наш пробует нас:

          Можешь выйти на площадь?

          Смеешь выйти на площадь?...

          В тот  назначенный час?! [2,111].

Сходные мотивы звучат в стихотворении «Без названия». Галич напоминает о жертвах сталинских времён: И.Э. Бабеле, М.И. Цветаевой, В.Т. Шаламове, Д. Хармсе, М.М. Зощенко, О.Э. Мандельштаме, Б.Л. Пастернаке, погубленных бесчеловечной авторитарной системой, загнанных в петлю или потерявших рассудок:

          «Не судите!»

          Смирней, чем Авель,

          Падай в ноги за хлеб и кров…

          Ну, писал там какой-то Бабель,

          И не стало его - делов!

          «Не судите!»

          И нет мерила,

          Всё позволено, кроме слов…

          Ну, какая-то там Марина

          Захлебнулась в петле  - делов! [2, 39].

Отвергая кредо своих современников, которые пытались остаться в стороне от чужого горя, жить по принципу «Нас не трогай, и мы не тронем …» лирический герой делает другой выбор:

          Нет! Презренна до самой сути

          Эта формула бытия!

          Те, кто выбраны, те и судьи?!

          Я не выбран. Но я – судья!

Такой же выбор сделал сам Александр Галич, который решился открыто, без боязни выражать свои мысли и чувства, предпочёл безбедному существованию «советского классика» Свободу.

 

Список литературы:

1. Авторская песня.- М.: ООО «Изд-во АСТ», 2002.

2. Галич А.А. Облака плывут, облака. Песни и стихотворения.-  М.,1999.

3. Галич А.А. Дни бегут, как часы. – М., Изд-во Эксмо, 2003.

 

. . . . .