Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Что такое лэпбуки, и в чем секрет их эффективности

Дата публикации: 2023-11-09 12:46:00
Статью разместил(а):
Федотова Оксана Николаевна

Что такое лэпбуки и в чем секрет их эффективности

Автор: Федотова Оксана Николаевна

ГАПОУ КК «Краснодарский информационно-технологический техникум», г. Краснодар

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о том, что такое лэпбуки и в чем секрет их эффективности.

Ключевые слова: проблемы обучения, мотивация, профессиональная направленность, лэпбук, индивидуальный подход.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Каждый «педагог по призванию», всегда пытается сделать свои занятия не просто чредой нудных лекций и скучных заданий, а интересным, занимательным событием. 

И правда: скучные методы обучения приводят не только к тоске в глазах обучающихся, но и к профессиональному выгоранию преподавателей. Когда студенты шумят на парах, шепчутся, учатся из-под палки и откровенно игнорируют предмет - руки сами опускаются. А вот живые искры интереса в глазах, радуют сердце любого преподавателя!

Творческие учителя стараются использовать на занятиях больше игр, привносить на уроки творчество, театральные постановки, давать красочные рабочие листы. И, действительно, мотивация ребят сразу увеличивается. Однако, здесь сразу возникает другая проблема – мы начинаем отставать от программы. Когда мотивированные ученики получают на контрольной тройки и двойки - мотивировать детей уже не хочется.

В итоге многие преподаватели опускают руки и опять возвращается к нудным правилам и скучным упражнениям... Недавно я открыла для себя новый метод обучения, который называется "лэпбукинг". И это полностью изменило мою профессиональную жизнь.

ЧТО ТАКОЕ ЛЭПБУК

Лэпбук – это интерактивная тетрадь, совместная проектная деятельность, дифференциация заданий; она подходит для работы на всех типах уроков, обладает информативностью, интерактивностью, наглядностью. Что означает понятие «Лэпбук»? Lapbook – это «книга на коленях», от англ. «Lap» - колено и «book» - книга, т.е. это интерактивная папка, тетрадь, небольшого формата (чаще всего тетрадный формат или А3), которая помещается на коленях. Такая тетрадь содержит большое количество кармашек, вырезалок, раскладушек, в ней есть складывающиеся, двигающиеся, крутящиеся элементы и другой интерактив по одной конкретной теме или по нескольким лексическим и грамматическим. Лэпбук может быть индивидуальным или групповым, коллективным. Кроме этого Лэпбук может быть продуктом проектной деятельности или пособием для создания проекта.

Впервые термин «Лэпбук» был введен мамой и писателем из Вирджинии (штат США) Тэмми Дюби, которая использовала в домашнем обучении своих детей данное средство для систематизации информации. Она назвала ее так, именно потому, что весь Лэпбук умещается и на коленях ребенка.

Прежде, чем начать работать с лэпбуком, необходимо определиться с его тематикой и дать название своей тетради. Конечно же, преподавателю, это проще сделать, т.к. тематику можно взять в соответствии с изучаемым разделом или темой занятия. Это может быть блок по лексической теме или на определенные грамматические правила. Однако, если преподаватель будет только опираться на учебник, то такой лэпбук не вызовет интерес у обучающихся. Необходимо заинтересовать детей тем, что они больше любят: герои фильмов, квесты, приключения, компьютерные игры, тем, что может их увлечь не на один урок. Такие лэпбуки ненавязчиво помогают закрепить и отработать необходимый материал. Объем материала будет зависеть от темы. Затем необходимо правильно распределить материал, используя шаблоны, заготовки, макеты или при помощи бумаги, картона и клея создать свои детали. После этого, обучающиеся совместно с учителем, переходят к его заполнению материалом на изучаемую тему.

По мере изучения материала ученик также может самостоятельно добавлять дополнительную информацию, отрабатывать, повторять изученную тему. Для студента это своего рода «волшебная шкатулка» со множеством интересной и полезной информации, где в ходе работы, обучающиеся развивают память, мышление, коммуникативные навыки и внимание, а также формируют целостное представление об изучаемом языке и конечно же, это способствует повышению мотивации обучения.

На своих занятиях я использую лэпбуки по темам «Родословное дерево», «Мой дом», «Мой техникум», «Магазины и покупки», «Автомастерская», «Моя страна», «Устройство автомобиля», «Экскурсия по городу» или «Как спросить дорогу» и т.д.

Несмотря на все очевидные плюсы, хотелось бы упомянуть о некоторых минусах, которые есть в данной методике. Прежде всего, следует напомнить, что лэпбук не заменяет основной учебник, а является всего лишь сопутствующим материалом. Поэтому одним из главных минусов является времязатратность. Одной пары будет недостаточно, т.к. необходимо тщательно продумать структуру лэпбука и найти нужную информацию, подготовить шаблоны и все это необходимо делать с учителем. Вот поэтому от учителя требуется тщательная подготовка к занятиям, на которых будет использоваться лэпбук, тем не менее, учитель должен помнить, что он является опытным проводником к поиску, восприятию и усвоению знаний, а не источником информации.

На занятии с применением лэпбука должна быть видна работа каждого студента. Английский язык для ребят становиться не таким уж страшным. Даже, те ребята, которые отсиживались на уроке, будут увлечены интерактивной тетрадью. Изученная лексика из пассивного словаря постепенно переходит в актив, закрепление грамматических правил происходит ненавязчиво, в игровой форме. Да и красочный лэпбук становится уникальной тетрадью, которую создал сам студент, с которой он может работать как на занятиях, так и дома самостоятельно, что ведет к главной цели современного образования, а именно научить учиться самому.

Несмотря на незначительные минусы в работе с лэпбуком, мы можем смело утверждать, что плюсов гораздо больше, и польза от применения интерактивной тетради на уроках английского языка очевидна. Лэпбук помогает раскрыться творческому потенциалу обучающегося, расширяет его кругозор, закрепляет знания по изученной теме. Ученик с интересом выполняет задания, выступает в роли исследователя, что помогает решить ряд задач современного образования.

Современное образование не стоит на месте, новые методы и технологии помогают создать интересный, нескучный урок, в котором обучающийся сам выступает в роли добытчика знаний, информации, а учитель - в роли помощника, консультанта. Используя на уроках технологию создания интерактивных тетрадей - «Лэпбук», обучающиеся закрепляют полученные знания, учатся работать в команде, ставить цель, самостоятельно искать и объяснять материал, быть креативными, что дает отличный результат и желание бежать на следующий урок!

 

Библиографический список:

1. Нурисламова А.Д., Давыдова Н.С., Тазова Ю.С. Лэпбук в работе педагогов // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: Асгард, 2016. — С. 89-91.

2. Гатовская Д.А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.

3. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. – 97 с.

 

. . . . .