Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Внеурочная деятельность как средство расширения познавательных интересов обучающихся

Дата публикации: 2023-11-15 21:38:28
Статью разместил(а):
Безгребельная Галина Николаевна

Внеурочная деятельность как средство расширения познавательных интересов обучающихся 

Автор: Безгребельная Галина Николаевна

МБОУ "СОШ № 43", г. Воронеж

 

Аннотация: В этой статье автор делится своим опытом в работе по организации внеурочной деятельности обучающихся.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, проектная деятельность, познавательные интересы.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

В последние годы обнаруживается снижение интереса школьников к изучению химии. Если дети равнодушны к предмету, учеба становится тяжелой повинностью. Поэтому учителю необходимо решить вопросы: как учить с увлечением, как сделать радостным и творческим процесс познания? Ответы на эти вопросы содержатся в организации системы внеурочной деятельности. В настоящее время уже нельзя удовлетвориться проведением эпизодических внеурочных мероприятий, хотя бы и с массовым охватом учащихся. Необходимо стремиться к организации хорошо продуманной, учитывающей задачи и возможности школы, склонности учащихся, системы внеурочной деятельности по предмету.

Внеурочная работа по химии является частью общешкольной системы внеурочных мероприятий. И помогает решить основные педагогические задачи:

- способствовать формированию качеств личности, востребованных современным обществом (самостоятельность, организованность, самоанализ, потребность в постоянном самообразовании и самосовершенствовании);

- не столько научить предмету, сколько помочь ученику реализовать себя в мире;

- перенос акцента с усвоения готовых знаний в ходе учебных занятий на самостоятельную познавательную деятельность каждого ученика; поддержка умения самостоятельно приобретать знания, применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, генерировать новые идеи, творчески мыслить.

Традиционный подход к процессу обучения не позволяет создавать реальные условия для качественного решения задач, поставленных перед современной школой. Внимание учителя должно быть направлено на вовлечение каждого школьника в активную познавательную деятельность. Это возможно при использовании деятельностных образовательных технологий в условиях новой парадигмы образования, подразумевающей взаимосвязи ученик – предметно-информационная среда – учитель. Моя система организации внеклассной работы состоит из следующих направлений:

- Организация проектной деятельности учащихся (данное направление включает в себя как работу над исследовательскими, так и над учебными проектами).

- Организация индивидуально-групповой работы с высокомотивированными учащимися по подготовке к предметным олимпиадам, интеллектуальным марафонам, к успешной сдаче ЕГЭ и ОГЭ.

 Реализация направлений воспитательной системы:

1-е направление – организация проектной деятельности.

Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы и способы, направленные на достижение общего результата. Непременные условия проектной деятельности – наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов, создание плана, программы организации деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление.

Суть метода проектов сводится к тому, что ребенка обучают этапам достижения цели, предлагая выполнить конкретное задание. Использование метода проектов во внеурочной деятельности по химии повышает познавательную активность школьников, способствует получению более глубоких знаний, развивает умение творчески мыслить. Подобная модель организации познавательной деятельности называется "обучением через открытие". Работа над проектами даёт учащимся возможность проявить себя и добиться успеха в различных видах деятельности, а не только в учебной, и, тем самым, способствует формированию у них ключевых компетентностей. Ощущение успешности в проектной работе, в свою очередь, положительно влияет на результаты учебной деятельности.

Организацию проектной деятельности через внеклассную работу я строю по двум направлениям:

- Исследовательские проекты практической направленности (практико-ориентированные проекты, в основе которых лежит эксперимент, исследование, опыт, которые можно реализовать в стенах школьной лаборатории). В рамках индивидуальной внеурочной работы моими учащимися были реализованы следующие проекты:

«Мы – то, что мы едим.»

«Почему моет мыло?»

«Вода-вещество №1.»

«Журналистское расследование «Red Bull окрыляет?»

«Качественное определение витамина С в продуктах питания»,

«Выращивание кристаллов».

«Вегетарианство: «за» и «против».

- Учебные проекты (проекты теоретического содержания, которые развивают критическое мышление учащихся и являются действенным средством подготовки выпускников не только к успешной сдаче ЕГЭ, но и к обучению в вузе, так как в их основе лежит вузовская система работы со студентами). Данное направление реализуется мной через курсы в рамках предпрофильной подготовки учащихся.

2-е направление – организация индивидуально-групповой работы с высокомотивированными учащимися по подготовке к предметным олимпиадам, интеллектуальным марафонам, конкурсам. Это еще одно не менее важное направление реализации моей системы, которое с успехом можно организовать через внеурочную деятельность.

Опыт работы с одаренными детьми показывает, что, прежде всего их, необходимо просто отыскать. Разглядеть среди множества учеников несколько «звездочек» – не такая уж трудная задача. Обучение химии начинается в 8 классе, и поначалу учащиеся демонстрируют интерес к данному предмету. Но с течением времени, когда они сталкиваются с той бездной знаний, которую таит в себе данная наука, энтузиазм стихает. Одним становится неинтересно, другим предмет дается с трудом, третьи просто зарабатывают отметки. И лишь немногие, выдержавшие это нелегкое испытание, не теряют блеска глаз и искреннего стремления к познанию (как говорится, через тернии к звездам). Эти школьники более восприимчивы к новой информации, не боятся трудностей, умеют находить нетривиальные способы решения поставленных перед ними задач.

Процесс выявления одаренных детей основан не только на таких объективных данных, как уровень успеваемости, но и опыте педагога, его интуиции, знании не только своего предмета, но и психологии. При подготовке к олимпиадам ученик должен выработать навыки решения олимпиадных задач. Поэтому с такими учащимися я провожу очень большую индивидуальную работу. Существует опасность того, что одаренные дети, стремясь к новым знаниям и опережая в этом отношении остальных учащихся, могут уделять недостаточно внимания основной программе. Этого не должно происходить, поскольку программа – это базис, основа основ, стержень, на который записываются более глубокие знания, и пробелы в программных знаниях обязательно негативно скажутся на всем процессе обучения. Поэтому главная задача учителя – нахождение компромисса, оптимального баланса между изучением программы и получением углубленных знаний, между урочной и внеурочной деятельностью.

Тантливый человек талантлив, если не во всем, то во многом. Поэтому у ученика должно быть право выбора того, каким предметом углубленно заниматься, по каким предметам представлять школу на олимпиадах. Недопустимо принуждать ребенка. Задача педагога – предложить ученику альтернативу, помочь осознать важность выбора, а дело ученика расставить приоритеты и действовать в соответствии со своими интересами и убеждениями. Иными словами, сделать правильный выбор. И как это важно в жизни – сделать правильный выбор! Но если ученик сделал выбор в сторону данного предмета, необходимо требовать от ученика полной самоотдачи, терпения, трудолюбия, выполнения всех заданий.

Мои ученики – победители, призеры и участники химических олимпиад прошлых лет, практически все выбрали мой предмет основой своей профессии. Чтобы удачно выступить на олимпиаде, чтобы прийти к финишу в числе первых, а олимпиада – это в значительной мере спортивное соревнование, – надо знать маршрут и препятствия, которые подстерегают каждого участника, надо знать типы задач, уровень их сложности, заготовленные организаторами состязания ловушки и подводные камни. Главное предназначение учителя как раз и состоит в том, чтобы познакомить будущих участников химических олимпиад с заданиями, предлагавшимися ранее на различных этапах российской химической олимпиады школьников.

Методически грамотно организованная внеурочная деятельность расширяет познавательный интерес обучающихся, а также позволяет решить одну из важнейших задач современного образования: превращение знаний, полученных в школе, в инструмент творческого освоения мира. И, кроме того, служит основанием для предпрофильной и профильной подготовки учащихся в области химии.

 

. . . . .