Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Эмоциональный интеллект на занятиях внеурочной деятельности

Дата публикации: 2023-11-26 19:42:14
Статью разместил(а):
Шутегова Наталья Михайловна

Эмоциональный интеллект на занятиях внеурочной деятельности

Автор: Шутегова Наталья Михайловна

МОУ Лицей 1, Павловский Посад

 

Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению вопроса эмоционального интеллекта на уроках. В статье анализируются такие понятия как IQ и EQ и их использование на занятиях как урочной, так и внеурочной деятельности. В работе дан анализ использования эмоционального интеллекта на уроках английского языка. Автор акцентирует внимание на том, что большое значение на уроках уделяется показателю интеллекта, приводятся примеры заданий. Рассматриваемая тема будет интересна работниках педагогической сферы деятельности.

Ключевые слова: эмоциональная компетенция, иностранный язык, интеллект.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Ученые полагают, что в современном мире залог жизненного успеха - вовсе не IQ, важнее так называемый EQ, эмоциональный интеллект – способность владеть и управлять эмоциями. Развитие когнитивных способностей – это лишь верхушка айсберга. Вверх – это то что мы видим, что явно наблюдаем в виде способностей человека, а вот под водой еще огромная часть этого айсберга, а это как раз черты, которые свидетельствуют о высоком уровне эмоционального интеллекта. И иначе это иногда называют самосознание и способность управлять отношениями.

Так вот выяснилось, что в успешных лидерах 70-80% способностей составляют эти навыки ЭИ.

Раньше нам говорили, что IQ - лучший показатель интеллекта, а значит и успешности в жизни, но ученые доказали ложность этой теории. Теперь место IQ занял ЭИ. Например, выяснилось, что ЭИ в 4 раза более точно предсказывает успех в жизни, более того эмоционально развитые люди зарабатывают на четверть больше денег чем другие, они лучше управляют подчиненными, им легче вести переговоры, у них лучше психическое здоровье. Однако среди молодых людей показатель ЭИ стремительно падет, тогда как показатель IQ растет. Мы как бы становимся умнее, но все меньше можем управлять своими умом.

Самым эффективным в развитии EQ является иностранный язык, где проще всего формировать это в общении. Ведь EQ - это коммуникабельность в действии.

ЭИ бывает врождённым и приобретённым. Как правило, развитие эмоциональной компетенции происходит на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства.

А нам, учителям иностранных языков, повезло вдвойне, ведь самым эффективным в смысле развития ЭИ является иностранный язык. 

Уроки направлены на формирование коммуникативной компетенции, в результате которой и может быть успешно осуществлена коммуникация. Иностранный язык является уникальным предметом, т. к. охватывает практически весь спектр интересов человека: литературу, искусство, политику, спорт, бизнес, образование, здоровье, географию, науку и т.д., что легко позволяет сделать его личностно-значимым для ученика. 

Типы заданий для развития EQ на уроке иностранного языка:

- вступительные игры, задания «для разогрева» (ice breakers, warmers),

- ролевые игры и групповые дискуссии (role-plays, discussions),

- проектная деятельность (project work),

- задания, в которых учащиеся должны узнать об интересах друг друга, привычках, предпочтениях и характере (guides, questionnaires).

Среди технологий, активно применяемых мной на уроках английского языка, особо хочется отметить именно технологию развития эмоционального интеллекта. Её актуальность обусловлена требованиями нового федерального государственного образовательного стандарта, ставящего главной целью воспитание и развитие личности школьника. Стараюсь, чтобы содержание урока всегда было эмоциональным, для этого использую «Психологические чудеса», это:

- Удивление (парадоксы, слово like, timetable)

- Ссылка на авторитет (цитаты, афоризмы, провоцируют ребенка на эмоцию)

- Приёмы самовыражения (задания, показать эмоцию, или вовлечь в дискуссию)

- Эмоциональная и интеллектуальная поддержка дискуссии (вызываешь на дискуссию, споришь, и тем самым вызываются эмоции).

Психолог Гоулман выделил 5 составляющих эмоциональной компетенции:

• Self-awareness (самосознание);

• Managing emotions (управление эмоциями);

• Self-control/self-motivation (самоконтрольсамо мотивация);

• Empathy (эмпатия - ощущение способности испытывать за другого человека его чувства);

• Handling relationships (управление отношениями).

Считаю необходимым привести примеры заданий, соответствующие данным компонентам:

1. Перекличка. Call the roll.

Цель – сосредоточить внимание на эмоциональной структуре ребенка.

self awareness - самосознание

Например, у нас есть 3 кружка – зеленый, красный, желтый. Каждый цвет описывает ваше эмоциональное состояние. Если вы расстроены, поднимаете красный. Если хорошее настроение, поднимаете желтый, а зеленый означает приподнятость, вдохновение.

Показывая свое состояние и объясняя его, можно развить знание о своих эмоциях и об эмоциях окружающих тебя людей.

Вторая цель, которую я достигаю с помощью этого задания, когда задаю дополнительные вопросы: Why are you feeling bad? What happened? Учащиеся практикуются в обосновании своих чувств и эмоций.

А теперь я бы хотела пару слов сказать о вас, о чем говорит цветовая гамма выбранных вами сердец и какие эмоции вы можете испытывать в данный момент:

Вы выбрали синий. Этот цвет означает спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.

Вы выбрали Фиолетовый. – тревожность, страх, огорчения.

Зелёный (green) – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.

Красный (red) – агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.

Жёлтый (yellow) – активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.

Поставьте себя на месте своего друга\одноклассника\партнера и дополните ситуацию:

Мне нравится этот цвет потому что …

Мой самый большой страх это …

Мне нравятся люди, которые …

Люди меня любят потому что …

Какое настроение у человечков (рисунки на тему: когда я радуюсь, когда сержусь)

Спина к спине. Back to back.

Цель: совершенствовать устную речь, слушание и наблюдение.

Ребята садятся друг к другу спиной, им выдаются листочки, на которых изображено, например, расписание распорядка дня. Задача - рассказать о планах на будущее.

Очень непросто разговаривать, не смотря друг на друга. Но упражнение помогает слушать и слышать друг друга, что важно в развитии отношений.

Определите состояние человека. Guess how a person feels.

Empathy – способность понимать переживания другого человека.

Цель: определить чувства людей по картинке. Определять эмоции не каждый может. Но это умение позволяет чувствовать людей, а значит, управлять их эмоциями.

Эмпатия. Empathy.

Следующий инструмент сочетает в себе развитие или совершенствование (на более старших ступенях обучения) письменных навыков, развитие внутренней осознанности, понимание своих чувств, эмоций и своего места на данном жизненном этапе. Предложите своим воспитанникам написать письмо самому себе. это может быть письмо самому себе в данный конкретный момент жизни, в котором он может опосредованно, как бы от лица другого человека взглянуть на свою жизненную ситуацию, на время остановиться и обдумать, а потом дать совет, поддержать, восхититься или пожурить. Тем самым мы запускаем механизм самоанализа и само регуляции.

Эту практику можно варьировать в зависимости от возраста воспитанников. Для младшего школьного возраста можно писать письмо Деду Морозу, но по определённому плану, где ребёнок описывает свои достижения и неудачи, счастливые и несчастливые моменты за прошедший год и в итоге просит не материальный подарок, а помощь в формировании какого-либо качества, например, смелости в общении с новыми людьми.

Для старшего возраста полезно будет написать письмо самому себе в будущем. Когда подросток прогнозирует, где и чем он будет заниматься в это же время, но через год, два или более отдалённый период времени.

Подводя итог, мы можем утверждать, что успешный процесс обучения иностранному языку является нечто большим, чем просто тренировка языковых навыков, это процесс развития личности, так как непосредственно учит общению через общение. И чем более мы будем делать акцент на личность, тем более эффективно будут достигнуты предметные результаты.

 

. . . . .