Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Развитие познавательной активности учащихся на уроках геометрии

Дата публикации: 2023-11-27 20:15:25
Статью разместил(а):
Савастьянова Татьяна Ивановна

Развитие познавательной активности учащихся на уроках геометрии

Автор: Савастьянова Татьяна Ивановна

МБОУ«Анновская СОШ им. Героя Советского Союза А.Н.Гайдаша Корочанского района Белгородской области»

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о том, что применение разнообразных форм, методов, средств обучения, выбор  их сочетаний, позволяют стимулировать активность и самостоятельность учащихся на уроках геометрии.

Ключевые слова: самостоятельность учащихся, дидактическая игра, поисковая активность, геометрия. 

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

В современной школе первостепенное значение отводится задаче развития у учащихся способности самостоятельно и быстро ориентироваться в проблемах науки, техники и производства.

 У большинства учащихся нет стойкого интереса к учёбе. Причинами тому могут быть однообразие методов проведения занятий, недостаточное использование творческих форм работы.

С 7-го по 11-й класс изучается геометрия. Не секрет, что геометрия для многих учащихся входит в категорию “трудных” предметов. Поэтому необходимо организовать процесс обучения геометрии таким образом, чтобы у каждого ученика сформировать интерес к предмету. Так как именно интерес к предмету является одним из важнейших факторов успеха в обучении.

Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности». Основная и очень ответственная задача школы – раскрыть индивидуальность ребёнка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Роль учителя состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на «усреднённого» ученика, а с каждым в отдельности с учётом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

Главная цель активизации – формирование активности учащихся, повышение качества учебно– воспитательного процесса. В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся. 

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

- отстаивать своё мнение;

- принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

- ставить вопросы своим товарищам и учителям;

- оценивать ответы и письменные работы своих товарищей;

- заниматься обучением отстающих учащихся;

- объяснять более слабым учащимся непонятные места;

- самостоятельно выбирать посильное задание;

- находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи;

- создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;

- решать занимательные задачи путём комплексного применения известных способов решения.

Главное направление конструирования урока геометрии выражается в стремлении добиться того, чтобы он стал результатом творчества не только учителя, но и учащихся. Для этого на  уроках используются различные формы и методы обучения.

Использование учащимися нестандартных задач позволит усвоить математическую теорию и овладеть умением применять математику в окружающей действительности. Следовательно, в процессе преподавания математики необходимо включать задания, содержащие наиболее полезные и интересные в общеобразовательном плане сведения.

Вводной частью новой темы, нового раздела геометрии может и должен быть 3-5 минутный увлекательный рассказ, связанный с историей математики. Использование исторических сведений  позволяет показать учащимся, что математика как наука возникла и развивается в связи с практической деятельностью человека. Те свойства, правила, теоремы, которые изучаются в школе на уроках математики - есть обобщение тысячелетнего опыта человечества.    

На первом уроке геометрии в 7 классе можно рассказать о древнегреческом математике Фалесе, который начал получать геометрические факты при помощи рассуждений (доказательств). О трудах греческого учёного Евклида. Сочинение Евклида «Начала» почти 2000 лет служило основной книгой, по которой изучали геометрию. Геометрия, изложенная в «Началах», впервые предстала как математическая наука и стала называться евклидовой геометрией. В результате делаются выводы о значимости работ Евклида, о необходимости их изучения в школе.

В процессе выполнения  практических работ учащиеся совершенствуют свои знания, обнаруживают связь математики с жизнью, готовятся к итоговой аттестации. При выполнении данных работ совершается множество различных действий. Например, при изучении темы « Площади фигур», можно вырезать фигуры из бумаги, измерять нужные длины отрезков, записывать формулы, выполнять вычисления.

Рекомендуется проводить математические диктанты в начале урока. Целью проведения диктантов является систематическое повторение ранее изученного материала. Во время диктантов можно выполнять устные упражнения на вычисления, закончить теорему, ответить на вопрос и т.д.

Для повторения теоретических вопросов учащимся можно предложить  кроссворды. Для развития познавательной активности можно использовать дидактические игры. Основное обучающее воздействие принадлежит материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло. Игровую форму занятий можно использовать на различных этапах уроках. Определение места дидактической игры в структуре урока и сочетание элементов игры и учения во многом зависят от правильного понимания учителем функций дидактических игр и их классификации. В первую очередь коллективные игры в классе следует разделять по дидактическим задачам урока. Это, прежде всего, игры обучающие, контролирующие, обобщающие.

Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Задается на неделю изучение самостоятельной темы “Трапеция”. Почему трапеция? О ней мало материала. Играем в аукцион “Учитель и ученики”. Учащиеся столько находят материала о ней и ее линиях, что диву даешься. Затем вместе  суммируются и осмысливаются все те новые факты, которых нет в учебнике.

Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. При изучении геометрии в 7 классе возникает необходимость повторить все аксиомы, проверить, как их усвоили учащиеся. Обычный опрос не вызывает должного интереса. Поэтому используется игровая форма занятия “Конкурс геометров”. Заблаговременно готовятся  рисунки к аксиомам. Задание состоит в том, чтобы установить, иллюстрацией к какой аксиоме является каждый рисунок, а также заметить, каких элементов на каждом из них недостает. Необходимо нужный элемент дорисовать, а потом сформулировать соответствующую аксиому. Аналогичные задания можно предложить  учащимся при повторении таких понятий, как отрезок, полупрямая, угол, равенство фигур и т.д.

Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в разных учебных ситуациях. На первых уроках геометрии в 7 классе ребята знакомятся с различными простейшими фигурами. Появляется новая терминология, которая нелегко усваивается ими. В связи с этим в устные упражнения включаются следующие задания. Опишите рисунок (чертеж), используя те данные, которые заданы. Запись можно вести символически. В описание рисунка включаются более сложные фигуры, с которыми ученики знакомятся на уроках, то есть рисунок усложняется.

Игра-творчество, игра-труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, стремление к знаниям, чувство собственного достоинства, чувство сопереживания за друга. Увлекшись, дети не замечают, что учатся познанию, запоминают новое.

Нельзя считать, что использование игровых ситуаций на уроке дает возможность учащимся овладеть математикой “ легко и просто”. Легких путей в науке нет. Но необходимо использовать все для того, чтобы дети учились с интересом. Дидактическая игра не самоцель, а средство  развития познавательной активности учащихся.

Использование исследовательской деятельности учащихся это важнейшее средство развития познавательной активности на уроках и во внеурочное время. 

Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся под руководством педагога, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи. Исследование предполагает наличие основных этапов: постановку проблемы, изучение теории, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы и их сравнение с литературными данными. Ученик самостоятельно делает вывод, проводит анализ, решает нестандартные задачи, экспериментирует, на основе опытной, лабораторной, практической работы выводит какие-то новые для его положения, изучает первоисточники, специальную литературу и на этой основе составляет доклады, тезисы, рефераты, содержащие свои обобщения, решения. Учитель – организатор, дети работают самостоятельно. Темы могут быть такими: «Вычисление длины окружности», «Великие тайны теоремы Пифагора», «Геометрия и искусство», «Золотое сечение в геометрии» и т.д.

Информационные технологии играют большую роль в формировании математического мышления школьников, при этом качество обучения учащихся заметно возрастает. Это связано с тем, что благодаря использованию мультимедийных технологий в обучении увеличивается активность учащихся на уроке. Обучение становится более наглядным, что способствует развитию пространственного воображения и логического мышления.

Появляется возможность оперативного тестирования учащихся, а это, прежде всего оперативная обратная связь, которая позволяет развивать критическое мышление и скорректировать учителю и ученику дальнейшую деятельность.

Учащиеся могут участвовать в разработке элементов урока, создавая свои презентации к уроку, тем самым развивая творческое мышление. В этом случае ученик уже становится соавтором урока, не "объектом", а "субъектом" образовательного процесса.  Позволяет экономить время и дает возможность решения большего числа задач.

Для активизации учащихся на уроках геометрии,  можно использовать различные педагогические технологии. Выбор методов зависит от особенностей материала, состояния материально-технической базы, наличия времени и множества иных обстоятельств. Какими бы обстоятельства не оказались, выбор метода обучения для каждого конкретного урока становится обоснованным.

Учитель, используя разнообразные технологии обучения, систематически целенаправленно развивает у детей подвижность и гибкость мышления, настойчиво стимулирует процессы переключения, поисковую активность; учит детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые оригинальные подходы, получать изящные результаты, красивые решения, чтобы осуществить удовольствие от учения.

 

Список литературы:

1. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А. и др. Изучение геометрии в 7-9 кл.: Методические рекомендации к учебнику: Книга для учителя. Москва.

2. Баженова И.Н. Педагогический поиск. Москва, 1988 г., с.141-204. 

3. Белошистая А.В. Почему школьникам так трудно дается геометрия? //Математика в школе. Москва, 1999 г., №6. 

4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования – М., 2001. 

 5. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование (концепция и технология) –М., «Дрофа» 2001. 

 

. . . . .