Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Групповая работа на уроках русского языка и литературы

Дата публикации: 2023-11-27 22:44:59
Статью разместил(а):
Макарова Наталья Александровна

Групповая работа на уроках русского языка и литературы

Автор: Макарова Наталья Александровна

МОУ СОШ № 52, г. Тверь

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о том, что групповая работа на уроках – это продуктивная современная технология, за которой будущее. Представлены  групповые задания игровой, творческой и исследовательской специфики для разных ступеней обучения. Доказана эффективность групповой работы в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов обучения, а также раскрыт её мощный здоровьесберегающий потенциал.

Ключевые слова: групповая работа, здоровьесбережение.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Более века назад классик русской педагогики К.Д. Ушинский писал: «Восприятие учебного материала главным образом обеспечивается не тем, что говорит учитель, а тем, какие задания выполняют учащиеся». Сегодня заветы Ушинского получили развитие в Образовательном Стандарте нового поколения, в основе которого лежит системно-деятельностный подход к обучению. Основу концепции деятельностного подхода составляет следующее положение: усвоение содержания обучения и развитие школьника происходит в процессе его собственной деятельности.

В XXI веке задачей общеобразовательной школы становится не «снабдить» обучающихся багажом знаний, а выработать компетенции, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим необходимо внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствуют формированию и развитию у школьников умения учиться, ставить перед собой задачи и искать пути их решения, мыслить творчески и самостоятельно.

Однако требования современного Образовательного Стандарта направлены не только на обучение и личностное развитие школьников, но и на сохранение их здоровья. Здоровьесбережение – это совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью его участников. При этом обязательно выполнение следующих условий (по М.М. Поташнику):

1. Учет индивидуальных особенностей школьников.

2. Получение оптимальных результатов  при минимально необходимых затратах времени и сил обучающихся.

3. Создание и поддержание благоприятного морально – психологического климата в классном коллективе.

4. Обучение школьников самостоятельной защите от стрессов.

Все рассмотренные возможности широко предоставляет групповая работа.

Групповая форма организации учебной деятельности предполагает выполнение одинаковых или дифференцированных заданий малыми группами учащихся (от 2 до 6 человек) при их сотрудничестве внутри групп и при опосредованном руководстве учителя. Групповая форма обучения –  это некое среднее звено, диалектически соединяющее в себе особенности фронтальной и индивидуальной работы. От фронтальной работы групповая вбирает в себя возможности общения, от индивидуальной – все плюсы самостоятельности школьников. Эта форма работы оптимальна и с точки зрения здоровьесбережения, поскольку создаёт свободную творческую атмосферу взаимоподдержки и сотрудничества, позволяет переключать внимание, снижает уровень усталости и стресса.

Рассмотрим несколько рекомендаций Г.А. Цукерман по распределению обучающихся на группы:

1. Самому слабому ученику нужен не столько "сильный", сколько терпеливый и доброжелательный партнер.

2. Упрямцу полезно помериться силами с упрямцем.

3. Озорников объединять опасно.

4. Самых развитых учеников не стоит надолго прикреплять к "слабеньким", им нужны партнеры равной силы.

5. По возможности лучше не объединять учеников с плохой самоорганизацией, легко отвлекаемых, со слишком разными темпами выполнения заданий.

Приведу несколько наблюдений из собственного опыта работы. Целесообразно дать возможность ребятам самим разделиться на группы, а затем при необходимости внести минимальные коррективы в их состав. После одного-двух опытов такой работы ученики практическим путём приходят к оптимальному составу групп, и на третий раз коррективы уже не требуются. Каждая группа выбирает командира, на котором лежит большая ответственность: преобразовать цель – общее групповое задание – в индивидуальные задачи и распределить их между участниками группы в зависимости от способностей и склонностей каждого, а затем свести проделанную всеми работу воедино, чтобы общий результат был максимально эффективен.

Роль командира группы ярко проявляет лидерские качества и организаторские способности учеников. Поначалу командирами выбирают одних и тех же ребят, но постепенно, когда групповая работа становится для класса привычной и обязанности командира группы – хорошо знакомыми и понятными, на эту роль пробуются и другие, менее сильные ученики и зачастую неплохо справляются. Выполнив задание, группы презентуют результаты перед классом, причём в презентации должен принять участие каждый член группы. Оценивается общий групповой результат, однако каждому участнику оценка ставится индивидуально в зависимости от объёма и качества выполненной им работы с учётом мнения командира группы.

Какие же задания наиболее продуктивны для групповой работы? Вот что рекомендует Г.А. Цукерман:

1) Лучше для групповой работы давать задания, требующие большого объема работы, задания творческого характера, задания, которые требуют разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из ребят индивидуально, но владеет группа в целом.

2) Задания должны быть посильными, но интересными.

Приведу несколько собственных разработок групповых заданий, реализованных мною на уроках русского языка и литературы.

1. Творческая работа, позволяющая выявить, насколько глубоко  старшеклассники усвоили идеологическую и стилистическую специфику различных литературных направлений: классицизма, сентиментализма, романтизма, реализма и модернизма.

Класс делится на группы, каждая из которых получает своё литературное направление. Ребятам нужно обработать хорошо известную русскую народную сказку, например, «Курочку Рябу», сохранив героев и сюжет, но привести её к поэтике того литературного направления, которое досталось их группе. Затем каждая из групп презентует свою сказку, класс выявляет в ней черты заданного литературного направления. Обсуждаются достоинства получившегося произведения, выявляются недочёты, предлагаются пути их устранения. В результате получается несколько совершенно разных сказок, созданных самими учениками, что приводит ребят в восторг и помогает закрепить материал по поэтике литературных направлений. Приведу один из получившихся вариантов. Это сказка «Курочка Ряба» в поэтике сентиментализма:

«В маленьком уютном домике на вершине холма, где неподалёку протекал ручей, жили дед да баба. Жили они небогато, но дружно, в любви и согласии, выращивали цветы, овощи и фрукты, и была у них курочка Ряба, которую они любили всем сердцем.

Как-то раз солнечным днём снесла курочка яичко, и было оно не простое, а необыкновенное – золотое. Испугались дед да баба: «Бог посылает нам испытание! Не мечтали мы никогда о золоте! Что же делать нам с этим яичком? Его и разбить-то нельзя, и съесть невозможно!»

Били-били яичко дед и баба, ничего у них не выходило. Мимо пробегала мышка, махнула она хвостиком, яичко упало и разбилось вдребезги.

В эту секунду сгустились тучи над холмом, почернело небо, раздался гром и хлынул ливень. Дед и баба залились горькими слезами. Но курочка утешила их: «Не плачь, дед, не плачь, баба. Всё пройдёт, а наша маленькая семья останется дружной и счастливой. Снесу я вам новое яичко, не золотое, простое!»

Рассеялись чёрные тучи, выглянуло солнышко, утешились дед и баба и стали снова жить-поживать да добра наживать».

2. Далее приведу целый цикл групповых заданий, связанных с изучением пословиц.

Опыт работы показывает, что сегодняшние школьники с трудом понимают пословицы и практически не используют их в собственной речи. Очевидно, это связано с тем, что образная система пословиц базируется на сельскохозяйственных реалиях прошлого, ведь пословицы слагал русский народ, который издавна занимался земледелием, следовательно, в категориях земледелия осмыслялся нашим народом и весь миропорядок. Современные школьники, дети урбанизации и технического прогресса, не знают, что такое борозда, соха, гуж и т.п., поэтому не понимают даже прямого значения пословиц и уж тем более не могут раскрыть их глубинного обобщённого смысла. Однако связь с собственными корнями и глубокая мудрость, заложенная в пословицах, являются вечными ценностями, поэтому изучать пословицы можно и нужно. При этом весьма продуктивна групповая работа игрового, творческого и исследовательского характера.

В пятом классе хорошие результаты даёт игровое групповое задание: группы по три человека получают карточки с пословицами. Нужно показать пословицу без помощи слов так, чтобы одноклассники её назвали. Иначе говоря, это игра «Крокодил» на материале пословиц. Особенно интересны для инсценирования и угадывания пословицы с яркими динамичными образами: «После драки кулаками не машут», «Дарёному коню в зубы не смотрят», «Слово не воробей: вылетит – не поймаешь» и др. После такого урока ребята с лёгкостью воспроизводят устно и письменно по 10 и более пословиц с объяснением их смысла. Кроме того, дети очень любят это задание и весь год просят его повторить.

Следующий этап работы я практикую в седьмом классе. Это групповое творческое задание с элементами исследования проектного типа. Группы по 5 человек получают темы: «Слово», «Учение», «Дружба», «Родина», «Труд». Через месяц каждая группа презентует свой электронный сборник пословиц на выбранную тему. Сборник представляет собой электронную презентацию с обложкой, введением о том, что такое пословица, и заключением о значении пословиц в современной жизни. Основная часть сборника – десять страниц-слайдов, на каждой странице одна пословица на заданную тему с толкованием и тематической иллюстрацией. Поскольку в седьмом классе мы изучает тему «Пословицы народов мира», то в сборнике могут быть пословицы разных народов.

Финальный этап работы – это групповой исследовательский проект по русскому языку в девятом классе. Класс нужно поделить на 4 группы. Каждая группа получает тему, связанную с синтаксисом: «Простое предложение», «Бессоюзное сложное предложение», «Сложносочинённое» и «Сложноподчинённое предложение». Как и в седьмом классе, ребятам нужно представить электронный сборник, но в этот раз пословицы служат лишь материалом для презентации синтаксической темы. В смысловом отношении пословицы могут быть на любые темы, но они должны соответствовать выбранной синтаксической структуре. Введение рассказывает о выбранном типе предложений. В основной части – десять слайдов, на каждом пословица с толкованием смысла, иллюстрацией, анализом синтаксической структуры и схемой. Заключение о значении пословиц в современной жизни. Имея опыт работы с подобным, но более простым электронным сборником в седьмом классе, девятиклассники неплохо справляются с этим усложнённым исследовательским проектом по теме «Синтаксис».

3. В заключение приведу игровое групповое задание для старшеклассников на тему «Устаревшая лексика». Без знания историзмов и архаизмов невозможно изучать литературу XVIII – ХIХ веков, поскольку её высокая образность окажется сведённой к бытовому уровню и будет неузнаваемо искажена. После того, как в стихотворении Г.Р. Державина «Русские девушки» в строке «Как их лентами златыми / Челы белые блестят» десятиклассник интерпретировал слово челы как чулки вместо лбы, я разработала и провела в старших классах викторину по литературе «Высокая лексика ушедшей эпохи».

В викторине 20 вопросов с тремя вариантами ответов, например: «Из аксамита можно: а) приготовить обед; б) сшить платье; в) построить дом». Команды совещаются 30 секунд, пишут ответ с толкованием архаизма и сдают ведущему. Ответы зачитываются вслух, балл присуждается команде, чьё толкование не только правильное, но и наиболее полное. Например, в ответе на вопрос про аксамит выиграла команда, которая вспомнила, что аксамит – бархат  упоминался в «Слове о полку Игореве»: «Захватили золота без счёта, груду аксамитов и шелков …». Я успешно провела эту викторину в восьмом, девятом и десятом классах. За каждый полученный балл команды получали по яркому искусственному цветку, по количеству которых и определялся победитель в финале. Старшеклассники радовались этим цветам и своим успехам, как малыши, и значительно расширили свои знания в области высокой лексики.

Итак, мы рассмотрели групповые задания игровой, творческой и исследовательской специфики для разных ступеней обучения. Групповая форма организации учебной деятельности показала на практике высокую продуктивность в трёх ключевых направлениях:

1. Достижение высоких предметных и метапредметных результатов обучения, поскольку групповая работа, как правило, имеет исследовательский или творческий характер, что способствует прочному усвоению материала;

2. Продуктивные личностные результаты: умение ставить перед собой цели и задачи, эффективно распределять их между участниками группы и искать пути их решения для достижения наилучшего общего результата, то есть умение работать в команде;

3. Реализация мощного здоровьесберегающего потенциала: групповая работа предполагает свободное творческое взаимодействие учеников между собой под минимальным контролем учителя, а это повышает интерес к обучению, рождает исследовательский азарт,  снижает уровень утомляемости и стресса на уроке, а значит, способствует сохранению и укреплению здоровья школьников.

Таким образом, групповая работа на уроках – это продуктивная современная технология, за которой будущее.

 

Список литературы:

1. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы. Собрание сочинений в 11 т. Т. 2: Педагогические статьи 1857 – 1851 гг. – М.; Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948 — 1952.

2. Поташник М.М. Требования к современному уроку. – М.: Издательство «Центр педагогического образования», 2008.

3. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск: Издательство «Пеленг», 1993. 

 

. . . . .