Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Методические рекомендации по подготовке к устной части ОГЭ по русскому языку в 9 классе

Дата публикации: 2023-12-11 16:11:14
Статью разместил(а):
Бубякина Екатерина Иннокентьевна

Методические рекомендации по подготовке к устной части ОГЭ по русскому языку в 9 классе

Автор: Бубякина Екатерина Иннокентьевна

МОБУ СОШ № 30 г. Якутска

                                                                               

Новая форма экзаменов всегда вызывает опасения среди всех причастных лиц. 9-классникам предстоит пройти собеседование по русскому языку. Устный экзамен должен показать, насколько обучающийся умеет обрабатывать информацию, продемонстрирует его мыслительные способности и коммуникативные умения. Разумеется, это дополнительная нагрузка на детей, стресс для обучающихся. Для того чтобы понять, что это за форма экзамена, необходимо тщательно изучить структуру заданий, критерии оценивания ответов учащихся.

Собеседование носит метапредметный характер. По сути рассказ, пересказ, ответы на вопросы, диалог используются в учебной деятельности повсеместно. Оценивать ответы будет эксперт – учитель русского языка и литературы.

Заданий всего 4. На выполнение всей работы отводится 15 минут.

- выразительное чтение небольшого текста вслух;

- пересказ текста с дополнением его цитатой;

- монолог (3 варианта: описание фотографии, повествование на основе своего жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем);

- диалог на тему предыдущего задания.

Зачастую даже взрослым людям бывает нелегко сориентироваться в речевой ситуации и поддержать беседу на должном уровне. На наш взгляд, главной задачей учителя должна быть подготовка учащихся на эмоциональном уровне: ученику предстоит побывать в стрессовой ситуации и выйти из нее победителем.

Разберем последовательно все задания, предложенные в устном экзамене.

Первое задание — выразительное чтение текста. Этот прием  практикуется на многих уроках буквально с первого класса обучения. Необходимо прочитать предлагаемый текст  с соблюдением интонации, пауз, коммуникативной задачи. При выполнении этого задания стоить обратить особое внимание на правильность интонации, расстановку пауз, темп чтения. У выпускников должен быть постоянный пример правильного выразительного говорения. В процессе подготовки могут возникнуть следующие трудности: несоблюдение интонации речи, неверная расстановка пауз, неправильное произношение некоторых слов, съедание окончаний некоторых слов, особенно множественного числа существительных и окончаний у глаголов, замена одного слова на другое при чтении, неверный выбор ударения.

Знаки препинания передают следующие оттенки смысла и соответствуют определённой интонации. Для точки характерно своеобразное падение звука. Для того чтобы точка звучала активнее, определённее, необходимо большее повышение звука перед завершающим словом. Запятая всегда говорит о том, что мысль развивается, высказывание не закончено, поэтому она всегда требует движения голоса вверх. Точка с запятой – знак средний между точкой и запятой. Он передаётся понижением голоса меньшим и паузой более короткой, чем при точке, или повышением голоса меньшим, но паузой большей, чем при запятой. Двоеточие – знак препинания, обозначающий не совсем законченную мысль. Он должен звучать так, чтобы слушатель непременно ждал продолжения. В его интонации ощущается движение, развитие, передаваемое лёгким звуковым толчком. Многоточие – знак,  обозначающий  неожиданный  перерыв речи  из-за внешних обстоятельств. Голос как бы повисает на одной ноте. Тире – этот знак препинания соответствует резкому повышению, а затем резкому понижению голоса. Тон как бы преломляется. Вопросительный знак требует резкого и быстрого подъёма звука на вопросительном слове. Восклицательный знак начинается с быстрого звукового подъёма, после чего голос резко падает книзу. Чем выше взлёт и резче падение, тем интенсивнее звучит восклицание.

Подготовка ко второму заданию должна быть поэтапной. От учащихся требуется пересказать тот же самый текст, который читали в первом задании. Алгоритм подготовки к пересказу:

1) Прочитать текст.

2) Определить тему и основную мысль текста.

3) Установить количество микротем, составить краткий план.

4) Вставить уместно цитату.

5) Выделить ключевые слова.

Цитата должна быть вставлена в определенную микротему текста. Для успешного выполнения этого задания ученикам необходимо знать виды и способы цитирования.

Традиционно в редактировании рассматривается прямая цитата, то есть дословное воспроизведение чужой речи. В письменном тексте она обязательно заключается в кавычки, которые сигнализируют о её начале и конце, в устном – предваряется и заканчивается репликами.

Косвенная цитата – пересказ, то есть передача своими словами основного смысла чужой речи.

Способы оформления цитат:

1. Цитата может быть оформлена как прямая речь. Например: Л.Н. Толстой сказал: «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его».

2. Цитата может быть включена в собственный текст автора как его фрагмент. Для этого используются конструкции косвенной речи: В. Ключевский утверждал, что «характер — это власть над самим собой».

3. Предложение с вводными словами. 

По словам В.Г. Белинского, «литература есть сознание народа».

4. Отдельные слова и словосочетания. 

В стихотворении «Смерть поэта» Лермонтов называет Пушкина «невольником чести».

Третье задание вариативно, и работа над ним будет строиться в зависимости от того, какой тип задания будет выбран. Тематические направления - музыка, музеи, театры, кинофильмы,  путешествия, города, увлечения, хобби. 

Учащийся должен построить монолог, ответив на ряд вопросов. Например, что изображено на фото, если он выбрал задание-описание, когда произошло событие, если задание-повествование, какие плюсы и минусы в этом есть. На подготовку дается 1 минута. Готовясь к этому заданию, мы обратили внимание на наиболее часто встречающиеся ошибки в ответах учеников: подмена ответа на другой вопрос, речевые, фактические, логические ошибки, грамматические нарушения, непродуманность ответа, тихое произношение. От выпускника требуется полный ответ на вопрос, логичность и последовательность изложения, богатство и выразительность речи.

В первую очередь нужно составить план описания фотографии. Пример упрощенного плана:  

I. Вступление. Когда было сделано фото.  

II. Кто/что изображен на фото. Назовите и опишите людей/животных/ место, где происходит действие.

III. Что происходит на фотографии.

IV. Какая атмосфера, настроение фотографии.

V. Опишите своё отношение к происходящему, ваши впечатления.

Пример подробного плана:

I. Кого или что вы видите на фотографии?

II. Почему, на ваш взгляд, фотограф запечатлел именно это?

III. Какую, на ваш взгляд, цель преследовал автор снимка?

IV. Что характерно для композиции снимка:

а) Кто/что изображено крупным планом в центре? Если это человек, опишите выражение лица, позу, жесты.

б) Что вы видите на заднем плане снимка?

в) На каком фоне всё изображено?

г) что особенно тщательно, детально передано на снимке?

V. Опишите предметы (цвет, форма, размер) на переднем плане, на заднем плане, в центре, слева, справа.

VI. Что больше всего привлекает в фотографии?

VII. Какие чувства, мысли, переживания вызывает фотография?

Ученикам при подготовке к этому виду задания лучше соблюдать некоторые рекомендации: нужно описывать только одну фотографию, высказывание нужно начинать с представления темы, придерживаться плана, использовать логические средства связи, нужно раскрыть содержание каждого пункта плана, не нужно использовать сложные грамматические конструкции, но лексика при этом должна быть разнообразной, обязательно высказать своё мнение о фотографии; на ответ дается 3 минуты – 12-15 предложений достаточно. Возможные трудности при выполнении задания: нехватка времени, грамматические нарушения, фонетические нарушения, лексические нарушения, замена одного объекта на другой.

Речевые клише для описания фотографии:

Вступление 

На этом снимке изображен …

На данной фотографии фотограф запечатлел …

На фотографии мы видим …

Фотограф изобразил …

Основная часть 

Цель фотографа –

Фотограф запечатлел один из моментов …

Всё внимание фотографа сосредоточено на …

Прямо перед нами изображены …

На переднем плане привлекает внимание …

Слева/справа от … виднеется …

Внимание зрителя привлекает центральная фигура …

Основная часть:

Нельзя не обратить внимание на детали, притягивающие внимание зрителя …

Выражение лица/ поза/ глаза/взгляд/жесты/улыбка отражает внутреннее состояние героя снимка …       

Фотограф передает обстановку/ динамику/ настроение /внутреннее состояние человека …

Заключение: 

Завершая описание, хочется отметить …

Фотография произвела на меня … впечатление.

Фотография заставила задуматься о …

Четвертое задание – диалог  с собеседником-экзаменатором.

Во время беседы учащемуся будут заданы вопросы по выбранной им теме беседы. Здесь важно давать полные ответы на вопросы экзаменатора-собеседника.

Диалог – это процесс взаимной коммуникации, во время которой реплика сменяется ответной фразой и происходит постоянная смена ролей «слушающий – говорящий».

Намеренность, целенаправленность, соблюдение правил разговора – основные черты диалога.

В диалоге следует соблюдать следующие правила ведения разговора:

1. Сообщение подаётся частями: слушающий подготавливается к восприятию его просьбы или другой информации, затем идёт обоснование (например, почему дана такая оценка событиям) и только потом даётся непосредственная информация (например, изложение просьбы, совета). При этом должны соблюдаться соответствующие правила этикета.

2. Сообщение должно соответствовать теме разговора.

3. Собеседники должны выражаться понятно, недвусмысленно и последовательно.

При несоблюдении правил ведения разговора нарушается взаимопонимание, например, если речь одного из собеседников непонятна для другого (обилие терминологии в неподготовленной аудитории, нечёткая артикуляция и т.п.). Прежде чем начать говорить, ученику необходимо очень внимательно выслушать вопрос, адекватно его понять и сформулировать развернутый ответ, используя сложноподчиненные предложения, вводные слова и предложения.

Для развития устной речи на уроках  необходимо использовать эффективные виды деятельности. Это могут быть диспуты, дискуссии, работа в группах, рассказ, интервью, доклады, устное словесное рисование, мозговой штурм, разновидности диалога (этикетный, интервью, обмен мнениями, побуждению к какому-либо действию). 

Итак, устное собеседование введено с целью проверки коммуникативной компетенции обучающихся: их навыки общения и точного выражения мыслей. Безусловно, это чрезвычайно актуально в современном мире, так как мы воспитываем конкурентноспособную личность, одним из умений которой будет умение четко, точно, конкретно выражать свои мысли, уметь выстраивать диалог.

 

. . . . .