Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Новые методы в работе социального педагога

Дата публикации: 2023-12-12 21:43:05
Статью разместил(а):
Пышнограева Елена Петровна

Новые методы в работе социального педагога

Автор: Пышнограева Елена Петровна

МКОУ "Нововоронежская СОШ № 4", г. Нововоронеж

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о новых методах в работе социального педагога. Как взрослые и родители могут помочь ребенку.

Ключевые слова: воспитание культуры поведения, квест, медиация.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Медиация – это одна из технологий альтернативного урегулирования споров (ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»), с участием третьей, нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны – медиатора, который помогает сторонам выработать определённое соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условиям его разрешения. Это определение знаем мы все, кто работает  в школьных службах медиации. Но мы понимаем, что это проект, долгосрочный проект. И мы все стоим у его  истоков. Как у любого проекта у него есть цель - создание безопасной среды и задачи:

  •  благоприятная атмосфера для развития личности;
  • воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на уважении права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов (но не в ущерб чужим интересам);
  • улучшение качества жизни всех участников учебно-воспитательного процесса (каковыми являются семья, педагоги, администраторы, подростки).

Актуальность этого проекта нам всем очевидна. В современном мире идёт война старых укорененных религий (христианство, буддизм, иудаизм) с молодой – агрессивно завоевывающей новые территории религией, – исламом. С учетом, что все 4 религии присутствуют в нашем государстве, мы не можем с эти не считаться. В Воронеже помимо православных храмов есть синагога, есть и подобие мечети. Ее строительство не за горами. В наших школах учатся дети разных конфессий. И мы должны научить их жить в мире. Всех! Научить не проявлять агрессию, а разбирать конфликтную ситуацию самим или с помощью посредника.

Все это было в истории нашей страны. Кто-то сейчас скажет, что медиация пришла к нам из Америки. Но есть свидетельства в новгородских летописях о разрешении споров с помощью посредников. А в деревнях? Шли к уважаемым людям за советом. Их было не много 5-6 человек и не все они были стариками. Просто они могли выслушать и понять обе стороны и помочь найти то решение, которое устроит всех. На Кавказе этот обычай существует до сих пор. В СССР роль медиаторов выполняли профкомы, комсомол, парткомы. Просто в 90-е мы это утратили.

И вот нашли альтернативу. Да эта система хорошо зарекомендовала себя во многих странах мира. У нас ее развитие, во всяком случае, в нашей школе, началось в 2014 году. Создали службу, прошли обучение в общей сложности 11 человек. Обучение прошли, но что дальше делать никто не знал. Литературы, методичек – нет. В интернете дозированная, краткая информация. Нет, понятно, что никто не хочет бесплатно делиться информацией, которая стоит деньги. И здесь большое спасибо ЦПП и РД. У истоков была Майя Николаевна. Всегда можно было позвонить, получить консультацию и помощь.

Нам всем пришлось для начала заняться просвещением, рассказывая детям, родителям, коллегам о сути медиации. Дело продвигалось медленно. Опять спасибо ЦПП и РД г. Воронежа  – придумали идею с Квестом. Дети участники быстрее распространили информацию о службе, как среди сверстников, так и среди родителей. Количество обращений в службу школьной медиации выросло. Это не значит, что конфликтов стало меньше.

Но ученики уже поняли, что можно попытаться решить проблему не оскорблениями или дракой, а с помощью диалога. Что не надо терпеть тягостную для себя ситуацию с учителем или одноклассником, а можно попробовать  поговорить о ней. И очень часто оказывается, что подросток  в силу особенностей возрастного периода «надумывает» себе ситуацию. Что зачастую, нет никакой почвы для этого.

Примерно 50% ситуаций ученик – учитель именно такие. Процентов 30 из ситуаций ученик – коллектив тоже можно отнести к данной категории. Большинство ситуаций ученик-ученик завершаются устным соглашением. И это не может не радовать. Но в последнее время появился фактор, который меняет все, с которым тяжело бороться. Это родители!!! Они  в большинстве случаев не хотят примирения сторон. А если и соглашаются на процедуру медиации, то полагают, что другая сторона должна извиняться, идти на уступки, но только не они.

С детьми легче провести процедуру медиации, в то время как при  участии родителей это происходит с выплеском большой агрессии, как к противной стороне, так и по отношению к медиатору. Это может занимать не один час и не один день. А с учетом, что днем вы отработали свое рабочее время, а родители могут встретиться только вечером, то ты тратишь и свое личное время, в ущерб своему отдыху и своей семье. Да созданы городские службы медиации, но, как правило, если родители не хотят договариваться, тут никто не может помочь. Не медиабельный случай.

Но еще раз хотелось бы отметить, что в последнее время растет агрессия не детей, а родителей! За разбитый случайно пенал, сломанную ручку – вызвать полицию, поставить на учет! Я не утрирую. Наверное, это последствия 90-х. Выросли и стали родителями те, кто не договаривался поиграть вместе в футбол во дворе, кому соседка уже не могла сделать замечание за плохое поведение. Они были тогда всегда правы и сейчас это тоже так. Особенно это заметно в начальных классах. Большинство конфликтов идет оттуда. Дети помирились и забыли, а родители помнят и нагнетают обстановку годами. Потом дети уже хитрят, не все рассказывают родителям, избегая острых ситуаций.

Уважаемые коллеги! Да, мы работаем и будем работать над тем, чтобы сделать обстановку в школе благоприятной, безопасной. Да, работают и психологи, и медиаторы, и соц.педагоги и просто учителя. Но фактор воздействия семьи никто не отменял. Мне кажется, что нужно провести ряд семинаров по организации работы с родителями, провести областной Квест  по пропаганде службы школьной медиации с участием не только детей, но и с привлечением  родителей.

Еще хотела бы коснуться проблемы безопасной среды в интернете. К нам часто обращаются за помощью дети и родители, по фактам оскорбления в соцсетях. И мы слышим вопрос: «А куда смотрела школа?» А мы можем только развести руками. В школах поставлены фильтры. И если раньше можно было своевременно реагировать на такие случаи, просматривая высказывания в ВК и Инстаграме, то сейчас это сделать не возможно. С одной стороны защитили детей, с другой лишили нас возможности отслеживать и вовремя выявлять случаи травли в Интернете. Я не знаю как можно решить эту проблему, но ее решать надо. Это тоже вопрос безопасности в школе.

Школа является мини-социумом, и от того, как научатся дети взаимодействовать с ровесниками и представителями других поколений на территории школы, зависит, как они смогут это делать в реальном взрослом мире. Если конфликты будут играть разрушительную роль в жизни ребенка – их негативные последствия скажутся и спустя десятилетия. Если же конфликтное взаимодействие в школьные годы научит его относиться к конфликту как к возможности выйти на уровень  понимания своего оппонента, такой позитивный опыт может быть плодотворно использован в дальнейшем. Коммуникация не будет представлять для такого ребенка опасности, что значительно расширит его возможности и в профессиональной деятельности, и в личной жизни.

 

. . . . .