Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Формирование функциональной грамотности у учащихся на уроках русского языка и литературы

Дата публикации: 2023-12-16 16:53:20
Статью разместил(а):
Шевченко Валентина Дмитриевна

Формирование функциональной грамотности у учащихся на уроках русского языка и литературы

Автор: Шевченко Валентина Дмитриевна

МБОУ «Шараповская СОШ», с. Шараповка

 

Аннотация: Данная статья посвящена процессу обучения учащихся функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы. В работе приводятся основные приемы развития навыков функционального чтения на уроках русского языка и литературы. 

Ключевые слова: функциональная грамотность, компоненты функциональной грамотности, читательская компетенция.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Формирование функциональной грамотности учеников — задача каждого современного педагога. Это непростой процесс, где от самого учителя требуется креативность и творческое мышление, использование инновационных форм и методов обучения. Успешное освоение компонентов функциональной грамотности поможет воспитать инициативную, самостоятельную, социально ответственную личность. 

Функциональная грамотность является ключевой основой формирования УУД, более того, этот комплекс навыков и компетенций необходим школьнику для жизни в мире будущего. Зачем нужна функциональная грамотность? Многим может показаться, что эта компетенция появилась в образовательной программе «банальным образом», вслед за мировым мониторингом PISA. На самом же деле процессы куда более глобальны и объясняются происходящими во всем мире изменениями. И чтобы жить в этой сложной и быстрой реальности, сегодняшним школьникам потребуются новые навыки, знания и умения. Мы не можем предсказать, какие профессии будут нужны в будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются сегодняшним школьникам для построения успешной траектории своего развития. Но для укрепления их позиции в будущем мире нестабильности мы однозначно можем и должны обучить их функциональной грамотности. 

Происходящие в мире глобальные изменения требуют и глобальных компетенций. Все мы знаем, что функциональная грамотность включает в себя критическое мышление, математическую, финансовую, естественнонаучную, читательскую, глобальные компетенции.

Функциональное чтение – это чтение, целью которого является нахождение информации для решения конкретной задачи. Функциональное чтение предполагает владение следующими навыками:

· поиск информации;

· понимание прочитанного – здесь мы говорим о смысловом чтении;

· работа с полученной информацией (оценка, интерпретация) – здесь мы говорим о критическом мышлении;

· применение информации для решения своих задач.

Все эти умения формируются с раннего детства, их уровень зависит от дошкольного развития, влияния родителей и учителей, школьной программы и самого человека.

На уроках русского языка и литературы перед учителем стоит задача не просто научить ребенка читать и писать, но и развить способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста (понимания, сжатия, преобразования и т.д.), а также в целях передачи такой информации в реальном общении. Русский язык – учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на таких уроках формируется мышление, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других учебных дисциплин.

На уроках русского языка и литературы формируются навыки и умения, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач:

· осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты);

· уметь извлекать информацию из разных источников;

· учиться находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета;

· уметь пользоваться источниками и ссылаться на них;

· уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и уметь применять их при подготовке собственных текстов;

· реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом.

Уроки русского языка и литературы школьного курса обучения содействуют формированию функциональной грамотности у учащихся путем формирования знаний о правилах, нормах и техниках чтения, письма, общения, создания письменного или устного текста/высказывания; развития умения видеть орфографическую или пунктуационную задачу и решать ее при помощи правил или обращения к учебнику, справочнику или словарю; создания ситуаций свободного использования освоенных навыков чтения и письма для понимания и преобразования текста для целей передачи информации в новых ситуациях; развития универсальных способов деятельности – аналитических умений отличать причину и следствие, общее и частное, главное и второстепенное; создания ситуаций формирования опыта решения функциональных проблем; умения учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Одной из ключевых областей функциональной грамотности является грамотность в чтении. Чем понятие «чтение» отличается от понятия «функциональное чтение»? Чтение – это технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей жизни. Содержание текста всегда имеет множество степеней свободы: разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных особенностей и жизненного опыта.

Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц).

Что такое грамотность чтения? В исследованиях PISA и PIRLS под грамотностью чтения предлагается понимать способность ученика к осмыслению письменных текстов и их рефлексии, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Слово «грамотность» подразумевает успешность в овладении учащимися чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в труде и жизни общества.

Таким образом, на уроках русского языка и литературы с помощью различных приемов и методик формируется функциональная грамотность школьника. Но эффективность применения таких технологий в работе зависит, в первую очередь, от учителя, которому необходимо вызвать интерес обучающихся, вовлечь их в активную познавательную и творческую деятельность. 

 

Список литературы:

1. Акушева Н.Г. Развитие функциональной грамотности чтения / Н.Г.  Акушева, М.Б. Лойк, Л.А. Скороделова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции. - 2020.

2. Игнатьева Е.Ю. Метапредметный потенциал учебного текста: актуализация в основной школе / Е.Ю. Игнатьева, С.В. Дмитриева // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2020. - № 1 (94).

3. Темирбекова Г.А. Формирование читательской грамотности в условиях обновленной программы обучения // Наука и мир. 2020. № 4.

 

. . . . .