Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Профессионализация преподавания русского языка

Дата публикации: 2023-12-19 10:23:21
Статью разместил(а):
Никитина Наталья Львовна

Профессионализация преподавания русского языка

(на примере специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах)

Автор: Никитина Наталья Львовна

ГБПОУ КО «Калужский индустриально-педагогический колледж»

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о том, как формировать профессиональные компетенции студентов в процессе преподавания общеобразовательных дисциплин, использовать профессионально-ориентированные задания, учитывать профессиональную направленность преподавания русского языка при формулировании тем индивидуальных проектов, формировать речевые умения обучающихся.

Ключевые слова: учёт профессиональной направленности, профессиональные компетенции, профессионально-ориентированные задания.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Поскольку одной из важных задач преподавания общеобразовательных дисциплин в настоящее время является учёт профессиональной направленности основных образовательных программ среднего профессионального образования, содержание рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Русский язык» по специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах направлено не только на достижение общих и дисциплинарных результатов обучения, но и на формирование у студентов общих и профессиональных компетенций.

Например, по теме «Научный стиль» формированию у обучающихся профессиональных компетенций способствует выполнение кейс-заданий по исправлению лексических ошибок (в автобиографии, отзыве на работу, рецензии на статью), составление словаря специальности, подготовка тематической презентации «Фразеологизмы специальности». 

Или по теме «Деловой стиль» на формирование профессиональных компетенций студентов направлены задания разной степени сложности, такие, как составление резюме учителя начальных классов для устройства на вакантное место в школу, написание заявления на имя директора школы об устройстве на работу учителем начальных классов, написание служебной записки на имя заместителя директора по административно-хозяйственной части о необходимости оснащения учебного кабинета новым техническим оборудованием, составление акта о неисправности имеющегося в учебном кабинете технического оборудования, подбор средств наглядности (предметные, сюжетные картинки, серии картин, репродукции картин, предметы) для формирования функционально-стилистических типов речи учащихся начальных классов: описания, повествования, рассуждения, лингвостилистический анализ научно-методической  статьи из журнала «Начальная школа» по актуальным вопросам обучения и воспитания детей младшего школьного возраста.

На примере специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах есть продолжение дисциплины «Русский язык» в МДК. 01.02. Русский язык с методикой преподавания, на производственной практике по профессиональному модулю 01. Преподавание по программам начального общего образования.

Поэтому, работая на перспективу, предлагаю в качестве домашних заданий, включаю в материалы текущего и рубежного контроля профессионально-ориентированные задания. Например, ученик 3 класса выполнил следующим образом задания на подбор однокоренных слов: шалить – шаль, гореть – гора, моряк – моряки. В чём причины детских ошибок? Как их предупредить? Или: назовите детские ошибки, объясните возможные причины их возникновения. Наметьте пути предупреждения подобных ошибок. Писал в тетраде (П. п.), жил в Ярославли (П. п., 3 скл.), поселился в Астрахане (П.п., 1 скл.). 

Подобные задания по силам обучающимся 1 курса. Выполняя их, студенты приобретают практические навыки определения причин ошибок, допущенных учащимися при выполнении заданий по русскому языку, учатся искать способы исправления и предупреждения ошибок. 

Промежуточная аттестация по русскому языку проводится в форме письменного экзамена. В состав экзаменационных материалов также включены профессионально-ориентированные задания, такие, как составление заявлений, служебных записок, заявок, объявлений, объяснительных записок, резюме. А умение составлять названные выше деловые бумаги необходимо в будущей профессиональной деятельности учителя начальных классов. 

Профессиональная направленность преподавания русского языка учитывается и при формулировании тем индивидуальных проектов, например, «Сила слова беспредельна (фразеологизмы в речи учителя начальных классов)» или «Влияние интерактивного общения на практическую грамотность будущего учителя».  

Одним из критериев профессиональной адаптации будущего педагога является высокий уровень сформированности речевых умений. Цель деятельности преподавателя русского языка – создать условия для развития у студентов грамотной, содержательной, богатой, точной, выразительной речи, для развития умения эффективно общаться, владеть приёмами речевого воздействия, убеждения, использовать все возможные средства для совершенствования речи студентов. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для студента – средством успешного обучения. Студент педагогического отделения колледжа должен обязательно добиться хорошего владения речью, так как для него в будущем речь - один из инструментов педагогического воздействия на его воспитанников и его речь будет являться образцом для учащихся, на котором, как и на образцах художественной литературы, дети будут совершенствовать свою речь.  

Работа по улучшению качества речи студентов – задача трудная. Большая часть абитуриентов, поступающих в последние годы на педагогическое отделение, по предмету «Русский язык» имеет оценку «удовлетворительно», что свидетельствует о низком уровне их языковой и речевой компетенции. Сказывается и неблагоприятная речевая среда. Общение со сверстниками, а иногда и со взрослыми часто ограничивается узким набором обиходных фраз, жаргонных или просторечных слов. Сказывается также и то, что с развитием информационных технологий не только в нашей стране, но и за рубежом резко снизился уровень читаемости художественной литературы. И, к сожалению, даже по телевидению, по радио мы нередко слышим далеко не образцовую речь. 

Работая со студентами, стараюсь добиваться того, чтобы на каждом уроке, на внеклассных мероприятиях была создана хорошая речевая среда. Так, при анализе текстов, при подборе упражнений, предложений для разбора использую отрывки из лучших произведений художественной литературы. 

Провожу систематическую работу над обогащением, уточнением словаря студентов. Это работа с толковыми словарями, выполнение упражнений на подбор наиболее подходящего для данного контекста слова из ряда синонимов, составление предложений по схемам, по картине, по серии картин, распространение предложений, составление вопросов на заданную тему. Такая работа проводится не только на аудиторных занятиях, но и при выполнении студентами домашнего задания. 

Я учу студентов анализировать ответы однокурсников не только с точки зрения содержания, но и со стороны языкового оформления. При проверке знаний студентов не увлекаюсь только тестированием. Как можно чаще предоставляю слово самим студентам, рекомендуя им не ограничиваться простым воспроизведением содержания лекции или материала из учебника. 

При устной работе я стараюсь строить вопросы так, чтобы ответы на них требовали раскрытия причинно-следственных отношений. Такие ответы формируют умение строить умозаключение, рассуждать, доказывать, обосновывать свои высказывания, делать выводы. Часто предлагаю студентам вопросы и задания, начинающиеся со слов «докажите», «каково ваше мнение», «почему» и т.п. 

Для развития логики речи я учу составлять план ответа, журнальной статьи, главы учебника, тезисы. 

Будущий учитель начальных классов должен уметь писать деловые бумаги, образцы разного вида сочинений и изложений, над которыми будет работать со своими учениками, статьи в газету, аннотации, рецензии, составлять доклады и сообщения на методические темы. Уделяю внимание формированию умения создавать такие виды текстов.  

На уроках русского языка часто использую индивидуальные задания, направленные на развитие устной и письменной речи, такие, как написание реферата, ответы на вопросы, обзор научно-методической литературы по заданной теме, составление вопросов к статье журнала или учебника, подготовка устных сообщений. Такие виды речевой деятельности способствуют не только совершенствованию речевых умений студентов, но и формированию общеучебных навыков. 

Большие возможности для развития речи студентов представляют такие виды творческой деятельности, как написание сочинений, создание собственных рассказов по началу, по опорным словам, написание сказок, эссе, редактирование работ своих товарищей, создание устных или письменных отзывов об ответе своих однокурсников или об их письменных работах. 

Всегда привлекаю студентов к написанию конкурсных сочинений. 

Вовлекаю обучающихся во внеклассную деятельность, которая способствует повышению интереса к предметам филологического цикла, повышает уровень языковых, речевых умений и навыков. Это участие в олимпиадах, интеллектуальных лингвистических играх, конкурсах выразительного чтения, в концертах, в создании сценариев для различных студенческих мероприятий. 

Деятельность учителя по развитию речи студентов – это длительная, систематическая, кропотливая работа. Но она имеет свои результаты. Так, сравнивая устные ответы, письменные работы, творческие проекты одних и тех же студентов на первом курсе, а потом на третьем-четвёртом курсах, убеждаешься в том, что языковая и речевая компетенция старшекурсников становится значительно выше. 

 В заключение хочется отметить, что для повышения качества подготовки будущего специалиста важно осуществлять профессионализацию обучения по общеобразовательным дисциплинам, усиливать практическую направленность обучения, повышать самостоятельность студентов.

 

Список литературы:

1. Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учётом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования. Реализуемых на базе основного общего образования» от 30.04.2021 г. №Р-98.

2. Ядранский Д.Н. Профессионализация студентов в системе СПО. // Актуальные проблемы социального и профессионально-экономического вхождения молодёжи в региональную общественно-производственную среду: Материалы Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 05 июня 2017 года / Ответственные за выпуск Л.П. Пачикова, Ф.Т. Хаматнуров. – Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2017. – С. 90-93. – EDN YSRCSL.

 

. . . . .