Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Типовой расчет как методика преподавания математики

Дата публикации: 2023-12-20 00:17:27
Статью разместил(а):
Ераносян Стелла Арутюновна

Типовой расчет как методика преподавания математики

Автор: Ераносян Стелла Арутюновна

ГАПОУ КК "Краснодарский информационно-технологический техникум"

 

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы конструирования типового расчета. Какую роль данный метод играет в преподавании математики. Типовой расчет как средство оценивания знаний. Статья предназначена для преподавателей СПО.

Ключевые слова: функции типового расчета, средство оценивания знаний, методика преподавания математики.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Математика является не только мощным средством решения прикладных задач и универсальным языком науки, но также и элементом общей культуры. Поэтому математическое образование следует рассматривать как важнейшую составляющую в системе фундаментальной подготовки современного экономиста. 

Математика является фундаментальной общеобразовательной дисциплиной со сложившимся устойчивым содержанием и общими требованиями к подготовке обучающихся. 

Типовые расчеты давно стали важным элементом методики обучения в технических образовательных учреждениях, потому что развивают самостоятельность и индивидуальность студентов, а также помогают закрепить полученные знания путем решения разноуровневых задач. 

Типовой расчет – это, как правило, составленный сотрудниками образовательного учреждения, сборник заданий, которые студенты должны выполнить в течение семестра. Каждое задание представлено в достаточном количестве, обычно в 30, вариантах, что позволяет каждому студенту группы получить свой индивидуальный вариант. Если говорить более конкретно, то типовой расчет – это набор задач по некоторой теме, индивидуальных для каждого студента, предназначенных для закрепления теоретических знаний и отработки практических навыков. 

Типовой расчёт можно составлять по-разному: интегрируя дисциплины, которые должны быть усвоены студентами, или собирать разно уровневые задачи, связанные непосредственно только с одним изучаемым предметом. Так же возможно включение в задания вопросов по теории, чтобы отработать не только практические навыки, но и закрепить теоретическую основу. 

Каждый студент обязан выполнить типовой расчет в течение семестра. Эта обязанность закреплена организационно: выполненный и зачтенный типовой расчет является для студента допуском на экзамен по соответствующей дисциплине. Защита типовых расчетов обговаривается преподавателем непосредственно перед раздачей вариантов студентам: когда-то достаточно просто сдать работу и выполнить обозначенный минимум, а иногда следует беседовать с педагогом, отвечая на вопросы и поясняя ход решения заданий. 

Преподаватель, зная возможности каждого студента, определяет для учащегося обязательный минимум задач в типовом расчёте, о котором говорилось выше, при этом выполнение сверх минимума только приветствуется. Студент может обсуждать на консультациях отдельные примеры, может сдавать работу частями, что удобно для выполнения и проверки. Благодаря такому методу у преподавателя и учащегося есть больше возможностей взаимодействовать по индивидуальной схеме обучения.  

Типовые расчеты носят тренировочный характер для более качественного изучения материала. Многие преподаватели предпочитают составлять типовые расчеты, включающие в себя исключительно базовые однотипные задания, которые позволяют более широко использовать ресурс в учебном процессе. Например, на практике или вместо проверочных и контрольных работ. 

Самостоятельно, без подсказок преподавателя, типовой расчет со стандартными задачами выполняется большей частью студентов из группы. В случаях явной мало подготовленности студента по математике в ходе проводимых консультаций педагогу приходится заменять первоначальную задачу на более простую. 

Оформление типового расчета также уточняется с самого начала. Каждый преподаватель выбирает самостоятельно, как именно студенту необходимо сдать выполненные задания, на бумажном носителе или в электронном варианте, в какой последовательности записывать задачи, однако есть правила, применяемые всеми педагогами: на выполненном расчете должны стоять дата, фамилия и группа студента, который выполнил работу, фамилия и подпись преподавателя, который зачел данный типовой расчет. 

Организация самостоятельной деятельности обучающихся является в настоящее время одним из главных требований к учебному занятию. Без самостоятельной работы невозможно ни усвоить знания, ни сохранить их, ни приобрести новые умения и навыки. Следует подчеркнуть, что самостоятельная работа направлена на решение двух взаимосвязанных задач: развитие у обучающихся самостоятельности в познавательной деятельности и совершенствования навыков самостоятельного применения знаний на практике, в частности при решении задач.  

Умение применять задачи на практике – важнейший объективный показатель их осознанности и прочности. Одним из видов самостоятельной работы является типовой расчет. 

Основной целью выполнения типового расчета является развитие навыков самостоятельной работы, совершенствования практики решения задач, проверка и контроль знаний. Например, студент лично выбирает последовательность действий в решении конкретной задачи, что развивает его самостоятельность. 

Индивидуальные задания стимулируют студентов к активной работе с самого начала занятий, что значительно повышает их интерес к учебе и, в итоге, уровень компетентности. При этом у обучаемого появляется чувство удовлетворенности от проделанной работы, а полученные знания основательно оседают в памяти.  

Контроль усвоения материала производится в реальном времени, что существенно повышает качество учебного процесса. Обучающиеся учатся самостоятельно, а педагог руководит этим процессом. 

Типовые расчеты, содержащие методические указания по решению задач, имеют цель — помочь студентам в усвоении основных понятий и принципов различных областей изучаемого предмета.  

Типовой расчет, как интерактивный метод обучения, наиболее полно соответствует личностно-ориентированному подходу в образовании, способствует интенсификации процесса обучения. 

Интерактивный метод обучения – это метод, предполагающий взаимодействие между педагогом и обучающимся в режиме диалога или беседы. Например, во время групповых или индивидуальных консультаций с преподавателем студент вступает с ним в диалог, обсуждая проблемы, возникающие в ходе решения задач. У данного метода в основе лежат такие принципы, как принцип самоактуализации, то есть побуждение и поддержание у студентов желания развития собственных интеллектуальных способностей, принцип индивидуальности, в котором необходимо не только учитывать индивидуальные особенности студента, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию, а также принцип выбора, что особенно важно в развитии индивидуальности и самоактуализации способностей у обучающихся. 

Что касается интенсификации процесса обучения, то можно сказать, что именно типовой расчет, как было упомянуто выше, способствует ее эффективности, ведь благодаря заданиям разноуровневой сложности происходит передача большого объема информации обучающимся, при этом продолжительность обучения не изменяется и не снижаются требования к качеству знаний за счет повышения передаваемой информации. 

Применение типовых расчетов позволяет организовать образовательный процесс более эффективно и получить более высокий результат формирования у обучающихся умений самостоятельной учебной деятельности. 

Как уже говорилось выше, типовые расчеты повышают мотивацию студентов в учебно-познавательной деятельности, что благоприятно сказывается на отметках, а также на заинтересованности в изучаемой дисциплине. Применения типового расчета дает возможность варьировать формы учебного взаимодействия с обучающимися и управления самостоятельной деятельностью при выполнении заданий с учетом индивидуальных особенностей студентов. 

Стоит заметить, что типовой расчет может обеспечить индивидуальный темп обучения, ведь каждый студент имеет свой набор интеллектуальных способностей, и поэтому, что одним понимается легко, вторым необязательно будет восприниматься также. А благодаря типовым расчетам каждый студент способен учиться в таком темпе, который ему удобен. 

Основной проблемой преподавателей при проверке типовых расчетов является отсутствие ключей к заданиям, поэтому данная работа предполагает не только конструирование типового расчета, но и ответов к нему. Тем самым разработанный ресурс облегчит работу педагога, а также сократит время проверки.

 

Список литературы:

1. Бочило Н.В. О проблемах организации самостоятельной работы студентов первого курса при изучении высшей математики. // Труды БГТУ. – 2016. –№8. –С.136–139.

2. Типовые расчеты по высшей математике: учеб. - метод. пособие. 3 ч. Ч. 1 / сост. Ж. А. Черняк [и др.]. – Минск: БГУИР, 2019. – 91 с.

 

. . . . .