Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Методика работы с иллюстративным материалом как визуальным дополнением к тексту

Дата публикации: 2023-12-20 14:48:02
Статью разместил(а):
Питерякова Наталия Александровна

Методика работы с иллюстративным материалом как визуальным дополнением к тексту

Автор: Питерякова Наталия Александровна 

ГАПОУ КК "Краснодарский информационно-технологический техникум" 

 

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы о методике работы с иллюстративным материалом. Какую роль играет данная методика работы с иллюстративным материалом в преподавании профессиональных модулей. Статья предназначена для преподавателей СПО.

Ключевые слова: иллюстрация, таблицы, рисунки, схемы, фотографии, видео, деловая графика.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Для правильной организации работы на уроке и более качественного усвоения учебного материала учащимися, необходимо использовать не только текст учебника и словесные методы, но и наглядный материал. Иллюстрационный материал является основным в СПО для изучения учебного материала.

Работа с иллюстрациями – визуальное дополнение к тексту. Изображения, воспринимаются в целом и сразу, в отличие от текста, который «проговаривается про себя», озвучивается преподавателем и воспринимается только последовательно. По этой причине, хорошо проиллюстрированный текст оказывает гораздо более сильный эффект, чем просто текст.

Использование иллюстративного материала играет особую роль в обучении учащихся СПО, т.к. соответствует особенностям их восприятия к усвоению знаний. Воздействие на органы чувств (зрительные, слуховые) обеспечивает разностороннее, полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствует более прочному усвоению знаний. Работа с иллюстративным материалом содействует выработке у обучающихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям, повышает интерес к изучаемому материалу, делает более легким процесс его усвоения, поддерживает внимание.

Иллюстрация - (от лат illustratio - освещение, наглядное изображение), изображение, сопровождающее, дополняющее и наглядно разъясняющее текст (рисунки, фотоснимки, видео и т.п.).

Из этого можно сделать вывод, что:

Иллюстрация - визуальное средство обучения, компонент содержания учебника или урока, средство наглядности (рисунки, фотографии, таблицы, схемы и т.п.), поясняющие или дополняющие какой-либо текст.

Работая с учебником, как с важнейшим средством обучения, преподаватель обязательно обращает внимание на его иллюстрационный материал, оценивает его на наличие рисунков, схем, графиков, карт, таблиц, фотографий. Характер, организуемой по иллюстрации работы обучающихся, как правило, зависит от мастерства преподавателя, ведь методический аппарат учебника редко включает задания и вопросы к иллюстрациям.

По данным последних исследований специалистов РАН, 80% обучающихся относятся к визуальному типу восприятия, т.е. наиболее доступным источником информации для них является изображение. Это означает, что занятия, на которых преподаватель работает с иллюстративным материалом, более эффективны для обучения и развития обучающихся.

Роль иллюстративного материала для профессиональных модулей я имеют ещё и большое воспитательное значение, они формируют у ребят эмоционально-ценностное отношение к объекту изучения, мотивируют их познавательную активность.

Красочные иллюстрации: таблицы, рисунки, схемы, фотографии, видео и прочее являются частью изучаемого учебного материала и его использование создаёт условия для самостоятельной работы, помогает удерживать внимание обучающихся, систематизируют учебно-научный материал и способствуют его запоминанию.

Дидактические функции наглядности включают в себя:

1) расширение чувственного опыта (в этом случае в качестве средств наглядности должны выступать реальные объекты и изображения, их копирующие);

2) раскрытие сущности изучаемых процессов и явлений (в этом случае возникает необходимость в соответствующих иллюстративных средствах: рисунках, схемах, фотографиях, таблицах, и др.).

Изображения, воспринимаются в целом и сразу, в отличие от текста, который «проговаривается про себя» и воспринимается последовательно.

Основные дидактические функции учебных иллюстраций:

а) иллюстрация может работать как пояснение текста;

б) иллюстрация может заменить основной текст, самостоятельно раскрыть содержание учебного материала. Такой способ его представления способствует развитию у обучающихся аналитических навыков, развивает умение составлять развёрнутое высказывание на основе сжатого материала;

в) иллюстрация призвана помочь выразить мысль, компенсировать то, что трудно выразить словами;

г) иллюстрация может помочь обучающимся понять неизвестные слова, обозначающие предметы и явления.

Учебные иллюстрации, изображения, рисунки, схемы, фотографии, таблицы и т.д., позволяют:

а) развивать у обучающихся наглядно-образное мышление;

б) способствовать развитию коммуникативных умений, совершенствованию речи обучающихся;

в) раскрывать (расширять, уточнять) содержание текста;

г) понимать и запоминать теоретические сведения;

д) раскрывать познавательные и воспитательные функции текста;

е) осваивать практические навыки.

Подход к иллюстрированию и к выбору вида (типа) иллюстраций определяется:

- содержанием учебного материала;

- доминирующими образовательными целями и педагогическими функциями данной иллюстрации;

- необходимостью использования научно обоснованной системы заданий, позволяющей обеспечить оптимальную реализацию педагогических возможностей иллюстраций;

- психологическими особенностями восприятия иллюстраций.

Готовясь привлечь иллюстрации при изучении какого-либо материала, преподавателю необходимо учитывать все функции, которыми они обладают (наглядную, идейно-воспитательную), также необходимо представить себе, какую методическую задачу преподаватель будет решать с их помощью. При этом постановка конкретных задач будет всегда в значительной мере определяться особенностями иллюстраций.

Существуют разные классификации иллюстраций, используемых в пособиях и учебниках, по соотношению иллюстраций с текстом, по дидактическим функциям и др.

В основе классификации ведущих иллюстративных материалов находится три иллюстративных модуля:

а) ресурсы реалистического визуального ряда: фотоизображения экспонатов, объектов предметной области и пр.;

б) ресурсы синтезированного визуального ряда: иллюстрации к текстам, динамические модели и пр., позволяющие: активизировать внимание обучающихся; повысить их интеллектуальную активность, возникающую в результате интерактивного взаимодействия обучающегося с предлагаемым материалом; организовать учебную деятельность таким образом, чтобы обучаемый сам оперировал с учебными элементами, представленными в виде взаимосвязанной многокомпонентной среды, конструировал хронологические процессы на основе выявления последовательности событий, длительности их протекания; моделировал развитие событий в рамках исследовательской и проектной деятельности и т.д.; углубить знания по предмету изучаемой тематики курса, а также сделать изучение предмета интересным и эмоционально насыщенным;

в) деловая графика: таблицы, графики, схемы, диаграммы, картографические материалы, способствующие улучшению осмысления обучающимися основных правил, закономерностей, зависимостей того или иного процесса, явления; выполняющие демонстрационную функцию и представляющие возможность организации самостоятельной работы обучающихся.

Использование всех иллюстративных модулей (фотоизображений, рисунков и пр.) позволяет расширить возможности использования наглядных средств обучения, обеспечить информационно-коммуникативную деятельность школьников и комплексность усвоения учебного материала в условиях сочетания и взаимодействия различных форм его предъявления.

В этот же ряд следует поместить бурно развивающиеся в настоящее время компьютерную графику и анимацию. Причём акцент сегодня все более смещается в сторону использования тех возможностей, которые позволяют активизировать способность человека мыслить сложными пространственными образами. В связи с этим можно четко разделить электронные ресурсы на две группы по дидактическим функциям: иллюстративные и когнитивные.

Иллюстративные реализуются при передаче вербализируемой части знания. При этом они лишь подкрепляют и дополняют текстовую часть учебной информации и воздействуют в первую очередь на логику.

Когнитивные же проявляются при освоении не вербализируемой, неявной части знания, а сами эти знания в виде ассоциаций графических образов в существенной мере носят личностный характер.

Несмотря на общность выполняемых различными иллюстрациями функций и решаемых задач, для каждого вида (типа) иллюстраций можно выделить отличительные возможности:

а) таблицы дают возможность преподавателю:

- организовать как фронтальную работу на уроке, так и индивидуальную деятельность обучающихся;

– обеспечивают длительный показ информации;

– облегчают возвращение к ранее пройденному и могут быть использованы для демонстрации перспективы в изучении материала;

– позволяют систематизировать, обобщать ранее изученное;

б) фотографии дают возможность:

- отражать мельчайшие детали устройств и печатных плат, - показывать, как происходит ремонт и диагностика периферийных устройств (такая фотография «работает» гораздо эффективнее стандартных картинок, которыми изобилуют учебники).

На уроках по профессиональным модулям преподаватель может использовать следующие виды фронтальной и самостоятельной работы с иллюстративным материалом:

1) нахождение ответов на вопросы, связанные с иллюстративным материалом (объяснить название, определить характеристики устройств и т.п.);

2) сравнение и сопоставление схожего по характеристикам и виду устройств;

3) работа с рисунком, схемой по плану, предложенному преподавателем;

4) подбор картинок (рисунков) на заданную тему или составление к ним вопросов для остальных обучающихся;

5) самостоятельное заполнение схем, таблиц по прочитанному материалу;

7) подбор ключевых слов (терминов) по изображенному;

9) составление кроссвордов, ребусов, соотнесений с использованием иллюстративного материала;

10) заполнение таблиц (схем) иллюстрациями (картинками);

11) «Расскажи, что знаешь» (по какому-либо изображению);

12) составление фотоколлажа.

При подготовке к уроку преподаватель должен сам тщательно рассмотреть используемый иллюстративный материал, продумать структуру урока, ход, место иллюстрации в уроке, цель, методику, соотнесение с текстом. На основе тщательного анализа подобрать вопросы и задания.

Обучающиеся удерживают в памяти: 10% - того, что читают; 26% - того, что слышат; 30% - того, что видят; 50% - того, что видят и слышат; 70% - того, что обсуждают с другими.

В курсах по профессиональным модулям тексты и иллюстрации - это абсолютно равнозначные и равноценные способы подачи учебного содержания.

Иллюстративный материал должен быть подобран по темам учебной программы таким образом, чтобы обеспечить проведение необходимых демонстраций при изложении соответствующих разделов курса, закреплении и повторении материала.

Методических рекомендаций использования иллюстративного материала на уроке много. Они предполагают творческое применение, дополнение, выбор форм и вариантов, в каждом отдельном уроке. Это зависит от мастерства преподавателя и от уровня подготовленности группы. Важно, чтобы обучающиеся смогли глубже понять и почувствовать материал урока.

Многоплановая роль иллюстративного материала будет способствовать всестороннему развитию обучающихся.

 

. . . . .