Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры как основа работы с обучающимися

Дата публикации: 2023-12-24 20:18:07
Статью разместил(а):
Тавказахова Фатима Сулеймановна

Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры как основа работы с обучающимися

Автор: Тавказахова Фатима Сулеймановна

 

Изменения социальных, культурных, экономических условий жизни современного общества способствуют возрастанию значимости физического и психического здоровья человека как основного показателя качества человеческой жизни. В этой связи, проблема сохранения и укрепления здоровья школьников остается одной из важнейших задач современной школы.

Обучение школьников основам здорового образа жизни, направленное на осознание ценности здоровья, позволяющее ответственно относиться к собственному здоровью, сохранять и развивать его на основе использования знаний и умений в повседневной жизни, овладевать оздоровительными технологиями. Именно в этом и заключается ценность физической культуры для отдельно взятой личности и общества в целом.

Предмет исследования: формирование индивидуального опыта здоровьесбережения у обучающихся имеющих отклонения в состоянии здоровья, как один из важнейших аспектов процесса обучения.

4. Описание педагогического опыта. Актуальность опыта.

Вопрос о сохранении здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро. По данным специалистов, около 70% детей имеют отклонения в состоянии здоровья; у 30-35% детей, поступающих в школу, наблюдаются хронические заболевания.

Среди многочисленных причин ухудшения здоровья учащихся выделаются: чрезмерная учебная нагрузка, предлагаемая в школе; дефицит двигательной активности, а также постоянно ухудшающаяся экология.

Обучение в школе увеличивает нагрузку на организм ребенка. Дети и подростки меньше двигаются, ведут малоподвижный образ жизни, вследствие чего возникает дефицит мышечной деятельности. Кроме того, возрастает необходимость усвоения разнообразной информации, что увеличивает напряжение зрительного аппарата. Эти и другие факторы создают условия для развития у обучающихся отклонений в состоянии здоровья.  

Наиболее характерными отклонениями в состоянии здоровья детей и подростков являются:

- заболевания опорно-двигательного аппарата (сколиозы I-IV степени, кифоз, лордоз, асимметрия плечевого пояса, сколиотическая осанка, плоскостопие, остеохондроз);

- заболевания сердечно-сосудистой системы (врожденные пороки сердца, вегетососудистая дистония, повышенное и пониженное артериальное давление);

- заболевания органов дыхания (хронический бронхит, бронхиальная астма, частые респираторные заболевания);

- заболевания органов пищеварения (хроническое воспаление слизистой оболочки желудка, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, холецистит, заболеваниями печени и желчных путей);

- заболевания мочеполовой системы (пиелонефрит, цистит, уретрит);

- заболевания органов зрения (миопия, гиперметропия, астигматизм, косоглазие).

- нарушения обмена веществ (сахарный диабет, гипогликемия, ожирение, алиментарная дистрофия).

Вместе с тем, необходимо отметить, что в период обучения в школе происходит интенсивное развитие организма, который чутко реагирует как на неблагоприятные, ухудшающие здоровье факторы, так и на оздоровляющие меры. Исходя из этого, для высококачественной и эффективной организации работы, направленной на физическую реабилитацию ослабленных, имеющих отклонения в состоянии здоровья детей,  я веду активный поиск форм и методов здоровьесберегающей деятельности.

Результативность опыта.

Целью своей работы с детьми с ослабленным здоровьем, считаю укрепление здоровья, повышение функциональных возможностей организма, ликвидация остаточных явлений после перенесенных заболеваний, повышение общей физической подготовленности, приобщение к систематическим занятиям физическими упражнениями и закаливанию.

Для работы в этом направлении, необходимы следующие условия:

1. Наличие строго дифференцированного подхода к занимающимся с обязательным учетом характера и степени тяжести заболевания.

2. Построение нового типа  урока, соединяющего в себе средства традиционной общеразвивающей физической культуры с  лечебной на основе их гибкого и рационального сочетания в учебном процессе.

3. Совместная работа медицинских работников и учителей физической культуры,  способных на основе обширных медико-педагогических знаний значительно усилить лечебно-педагогическую и оздоровительно-образовательную направленность урока физической культуры.

Врачебный контроль.

Врачебный контроль в школе осуществляется органами здравоохранения согласно положению о медицинском обеспечении лиц, занимающихся физической культурой и спортом, а медицинское обслуживание обучающихся проводится специально закрепленным за нашим образовательным учреждением медицинским работником.

Медицинский работник школы, составляет заключение о состоянии здоровья  каждого ученика и дает рекомендации о допустимой физической нагрузке для каждого обучающегося, занося их в медицинскую карту. Эта информация в обязательном порядке доводится до учителей физической культуры.

На основании этих заключений учащиеся делятся на основную, подготовительную и специальную медицинские группы.

В нашей школе, деление на группы носит условный характер т.к. обучающиеся всех трех групп занимаются на уроках физической культуры вместе, что создает дополнительные сложности в работе с данной категорией обучающихся.

Совершенствование содержания и организации физического воспитания на моих уроках, определяется дифференцированным подходом к физической нагрузке обучающихся в соответствии с их заболеванием, физической подготовленностью и состоянием здоровья. При этом обучающиеся имеющие отклонения в состоянии здоровья полностью от занятий физической культурой не освобождаются так, как освобождение от занятий может быть только временным после перенесенного заболевания. В периоды временного освобождения, обучающиеся занимаются освоением теоретических основ знаний, используя учебники по физической культуре. Основанием для такой работы является (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 31 октября 2003г. № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»).

Я, как учитель физической культуры, кроме диагноза заболевания и данных о функциональном состоянии обучающихся, должна знать уровень их физической подготовленности, который определяется при помощи двигательных тестов. В качестве тестов использую только те упражнения, которые с учетом формы и тяжести заболевания не противопоказаны обучающимся.

Оценку скоростно-силовых качеств обучающихся провожу при помощи прыжка в длину с места.

Силу мышц рук и плечевого пояса оцениваю с помощью сгибания и разгибания рук в упоре лежа.

Общую выносливость можно оценить при беге или ходьбе в течение шести минут. Ученик выполняет упражнение в удобном для него темпе, переходя с бега на ходьбу и обратно в соответствии с его самочувствием. Результатом теста является расстояние, пройденное обучающимся.

Челночный бег (3*10м.; 4*9м.) или броски и ловля теннисного мяча двумя руками с расстояния 1 метра от стенки в течение 30 секунд в максимальном темпе могут свидетельствовать о координации движений, ловкости, быстроте двигательной реакции. Прыжки через скакалку на двух ногах, так же помогают судить о координации движений, ловкости, быстроте двигательной реакции, скоростной выносливости, силе мышц ног.

Тестирование физической подготовленности учащихся имеющих отклонения в состоянии здоровья первого года обучения проводятся в декабре и апреле, для второго и последующих лет обучения - в сентябре и апреле в качестве входного и выходного контроля.

Как правило, по своим двигательным возможностям дети с разного рода заболеваниями или после перенесенных заболеваний не могут сравниться со здоровыми детьми. Поэтому, я всегда стараюсь снижать объем двигательной активности и интенсивность физических нагрузок для данных учеников, по сравнению с объемом нагрузки учащихся, не имеющих отклонений в состоянии здоровья.

Исходя из своего опыта и наблюдений, могу сказать, что обучающиеся с низким уровнем физической подготовленности, которые регулярно занимаются физической культурой даже в  небольших объемах и интенсивности, через полтора-два месяца показывают положительную динамику в развитии  физических возможностей и общем оздоровлении.

У детей имеющих отклонения в состоянии здоровья, как правило, наблюдается повышенная утомляемость организма ослабленного заболеванием. С тем, что бы улучшить их состояние здоровья, особенно важно чередовать занятия физическими упражнениями с умственной деятельностью. Это обеспечит более быстрое восстановление работоспособности  детей.

Кроме этого, у каждого ребенка с различного рода заболеваниями имеются свои  ограничения двигательной активности, которые обусловлены формой и тяжестью его заболевания. Такие ограничения неизбежно накладывают отпечаток на степень развития двигательных навыков и качеств, поэтому при подборе средств и методов физического воспитания, а также при составлении комплексов упражнений, мной учитывается состояние здоровья, уровень физического развития и физической подготовленности обучающихся.

Основными задачами физического воспитания, при организации занятий с детьми имеющими отклонения в состоянии здоровья являются:

- укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеванием;

- улучшение показателей физического развития;

- освоение жизненно важных двигательных умений, навыков и качеств;

- постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок, расширение диапазона функциональных возможностей физиологических систем организма;

- закаливание и повышение сопротивляемости защитных сил организма;

- формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;

- воспитание сознательного и активного отношения к ценности здоровья и здоровому образу жизни;

- овладение комплексами упражнений, благоприятно воздействующими на состояние организма обучающегося, с учетом имеющегося у него заболевания;

- обучение правилам подбора, выполнения и самостоятельного формирования комплекса упражнений утренней гигиенической гимнастики с учетом рекомендаций врача и педагога;

- обучение способам самоконтроля при выполнении физических нагрузок различного характера;

- соблюдение правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания.

Ведущим принципом в работе с детьми и подростками, имеющими ослабленное здоровье считаю дифференцированный подход, дозирование нагрузок с учетом индивидуальных особенностей. На основе этого принципа строю свои уроки. Стараюсь каждому ученику подобрать индивидуальные задания с учетом тяжести заболевания и уровнем физической подготовленности. Для этой работы использую карточки с индивидуальными заданиями с корригирующими упражнениями.

Одним из способов достижения высокой эффективности урока считаю правильный выбор методических приемов и средств обучения, а также соблюдение общепедагогических и методических принципов физического воспитания, таких как: постепенность, доступность,  систематичность.

Организацию учебной деятельности на уроке начинаю с постановки цели, которая должна быть четко сформулирована, должна быть предельно ясной и вызывать интерес у учащихся. Если ученик понимает смысл и значение выполняемых действий, то значительно ускоряется процесс обучения, лучше закрепляется пройденный материал, формируются  практические умения и навыки. 

Одной из главных задач физического воспитания школьников на современном этапе, является обеспечение условий для приобретения обучающимися базовых умений и навыков, способствующих повышению личных показателей физического развития и физической подготовленности. Это особенно важно в контексте работы с детьми,  имеющими отклонения в состоянии здоровья. Умения выполнять технические и тактические действия, приемы и физические упражнения из различных видов спорта важны для дальнейшего использования в двигательной, игровой и соревновательной деятельности на протяжении всей жизни человека. Поэтому, на своих уроках  стараюсь мотивировать обучающихся к занятиям физической культурой и спортом. 

Для меня, как учителя важно, что в процессе моих уроков у учащихся формируется система знаний о физическом совершенствовании человека, приобретается опыт организации самостоятельных занятий физической культурой с учетом индивидуальных особенностей и способностей, формируются умения применять средства физического воспитания в своей дальнейшей жизни.

Эффективность любого урока обусловлена многими факторами. Среди них: материально-техническое оснащение спортивного зала, соблюдение гигиенических норм и правил, использование технических средств обучения, с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий. 

Одним из главных условий работы с детьми, имеющими разный уровень здоровья и физического развития, является дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания. Повышение качества учебно-воспитательного процесса невозможно без реализации этих требований в практике работы учителя физической культуры.

Дифференциация обучения предполагает определение четких заданий мальчикам, девочкам, юношам и девушкам, отдельным группам учеников (основной, подготовительной, специальной медицинской) одного и того же возраста, с разным уровнем подготовленности, с целью достижения оптимального эффекта в решении педагогических задач.

Индивидуализация обучения заключается в осуществлении индивидуального, к каждому ученику подхода в процессе обучения и воспитания. Для этого тщательно изучаю своих учеников, знаю их индивидуальные особенности. Стараюсь предоставить возможность каждому раскрыть свои способности, сохраняя индивидуальность. 

Готовясь к урокам, продумываю дифференцированные задания. Считаю целесообразным делить учащихся на небольшие отделения, группы, команды или  распределять их по парам для более эффективного выполнения заданий.

Для учащихся  имеющих отклонения в состоянии здоровья, широко использую общеразвивающие упражнения, не требующие чрезмерного напряжения; упражнения на развитие координации не вызывающие больших усилий; корригирующие упражнения различной направленности; упражнения на развитие правильной осанки; подвижные игры (в том числе национальные) малой и средней интенсивности; элементы спортивных игр, включая двустороннюю игру тренировочного характера; легкий бег в чередовании с ходьбой; упражнения на дыхание и расслабление мышц.

Дозировка физической нагрузки на уроках является важным показателем определяющим оздоровительный эффект физических упражнений. Важно следить не только за правильностью распределения нагрузки, но и за ее постепенным увеличением на каждом последующем уроке. Обязательно слежу за внешними признаками утомления, провожу опрос учеников о самочувствии.

Во время регулярных занятий физическими упражнениями важным элементом является систематическое слежение за собственным самочувствием и состоянием здоровья в целом. Поэтому, очень важно обучить учащихся методам самоконтроля при выполнении физических упражнений (подсчет частоты пульса, внешние признаки утомления и т.п.).

Самоконтроль проводят учащиеся в целях активного наблюдения за состоянием своего здоровья, физическим развитием, функциональным состоянием организма, физической подготовленностью и их изменениями под влиянием занятий физическими упражнениями. Самой удобной формой самоконтроля является ведение специального дневника. Он служит для учета физической нагрузки, выполненной самостоятельно, позволяет контролировать двигательный режим занимающегося.

Оценка успеваемости.

Итоговая отметка по физической культуре обучающихся имеющих отклонения в состоянии здоровья выставляется с учетом теоретических и практических знаний. Отметка отражает их индивидуальные достижения в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности. Для обучающихся относящихся к СМГ в первую очередь необходимо оценивать их успехи в формировании навыков здорового образа жизни и рационального двигательного режима. При оценивании обучающихся, необходимо быть максимально внимательным, не унижать достоинства ученика, использовать отметку таким образом, чтобы она способствовала его развитию, стимулировала его на дальнейшие занятия физической культурой.

На своих уроках, я оцениваю индивидуальные достижения каждого ученика, поощряю и поддерживаю даже их минимальные успехи.

Урок физической культуры должен быть эмоционально окрашенным. На моих уроках, как правило, царит атмосфера радости, бодрости. Я стараюсь создать особый эмоциональный фон, сделать так, что бы дети почувствовали себя здоровыми.   

Важным логическим продолжением урока являются домашние задания. Домашние задания помогут увеличить объем двигательной активности;  повысят  уровень  физической подготовленности; будут способствовать улучшению здоровья детей и подростков. Задания  на дом,  как правило, дифференцирую для детей с ослабленным здоровьем с учетом их заболеваний и для тех, кто относится к основной медицинской группе. Для большей эффективности домашние задания должны быть систематическими и их выполнение обязательно следует проверять. Задания на дом не должны содержать сложные травмоопасные  упражнения или упражнения требующие страховки. Обязательно знакомлю учащихся с гигиеническими условиями выполнения заданий и предварительно демонстрирую их.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия. 

Особое значение в моей работе занимают физкультурно-оздоровительные мероприятия. Такая форма занятий позволяет снять функциональное напряжение и утомление у школьников, создать положительный эмоциональный настрой, переключить детей на новый вид деятельности. Физкультурно-оздоровительные мероприятия содействуют воспитанию интереса и потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями, формируют навык общения в детском и подростковом коллективе.

В школе проводятся такие физкультурно-спортивные мероприятия как: физкультминутки во время уроков, подвижные и спортивные игры на удлинённых переменах, «Дни здоровья» и т.д. Ежегодно проводим внутришкольные соревнования по баскетболу, волейболу, мини-футболу. Наши ученики принимают участие в муниципальной спартакиаде, «Президентских  спортивных играх» и  «Президентских состязаниях». Больше всего учащиеся любят соревнования в рамках школьного «Дня здоровья». Атмосфера праздника здоровья царит в школе задолго до его начала. Вся школа участвует в подготовительная работа. Каждый класс получает задание  подготовить презентацию на спортивную тему «Мы - самый спортивный класс» или «Мы - будущие олимпийцы» и т.д. В этой работе принимают активное участие школьники, имеющие отклонения в состоянии здоровья. По мере своих возможностей они принимают участие в практических и теоретических этапах программы, оказывают посильную помощь учителям в судействе.

Профилактика и коррекция основных отклонений в состоянии здоровья школьников на уроках физической культуры.

Регулярные занятия физическими упражнениями в сочетании с соблюдением режима дня являются хорошим профилактическим средством против многих заболеваний (сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, нарушения обмена веществ и др.), способствуют развитию двигательных способностей, воспитанию морально-волевых качеств.

Нарушение осанки.

Нарушение осанки является наиболее часто встречающимся заболеванием среди детей и подростков. Слабость мышц спины, неправильная осанка способствуют появлению остеохондроза, снижению функций внутренних органов грудной и брюшной полости. У детей с нарушением осанки, как правило, наблюдается ослабление опорно-двигательного аппарата. На уроках физической культуры для детей с таким диагнозом, я исключаю упражнения, оказывающие высокую нагрузку на позвоночник: акробатические упражнения, прыжки в длину, высоту и т.д. При слабых формах нарушения осанки и отсутствии медицинских противопоказаний детям и подросткам рекомендую виды спорта и физические упражнения, которые дают симметричную и смешанную нагрузки на левую и правую половины тела одновременно или попеременно. Например, легкая атлетика, волейбол, баскетбол, комплексы ОРУ.

Плоскостопие.

На формирование неправильной осанки большое влияние оказывает плоскостопие. Уплощение поперечного или продольного свода стопы вызывает такие болезненные симптомы: боли в ногах, спине, быструю утомляемость. Это заболевание часто встречается среди школьников. Для предупреждения развития плоскостопия на уроках даю детям корригирующие упражнения, укрепляющие мышцы стопы и голени. Обычно  школьники выполняют комплексы общеразвивающих упражнений, дозированную ходьбу, бег, приседания и другие упражнения для укрепления свода стопы.

Ожирение.

Ожирение – это следствие нарушения обмена веществ с образованием избыточной массы тела. Отклонения в состоянии здоровья, вызванные неправильным питанием, являются основной причиной многих заболеваний: сердечно-сосудистых, сахарного диабета, гипертонии, нарушения обмена веществ. Избыточная масса тела может являться фактором риска получения школьниками травм. Кроме болезней и травм, при избытке массы тела происходят перегрузка и изнашивание суставов, нарушение в сердечно-сосудистой системе, снижается иммунитет. В этом случае действенными средствами профилактики ожирения будут достаточная двигательная активность и рациональное питание.

Своей главной задачей в работе с детьми, имеющими избыточный вес, считаю усиление мотивации к  занятиям физической культурой. К сожалению, далеко не все учащиеся понимают значение физического воспитания. Многие из них ограничиваются только посещением обязательных уроков физической культуры, что ни в коей мере не может компенсировать недостаточность двигательной активности. Усилению мотивации занятий физической культурой, способствует привлечение этих обучающихся к судейству, руководству командой или отделением, применение различных технических средств обучения, творческих заданий.

В общеобразовательном процессе школы следует ориентироваться на принципы здоровьесберегающих технологий, так как они направлены на укрепление физиологического и психологического здоровья учащихся, на развитие познавательной деятельности школьников. Для реализации данных принципов, я активно используются средства, методы и приемы здоровьесберегающих технологий.

Значимость данного опыта работы заключается в том, что его результаты можно использовать в практической деятельности учителей физической культуры для организации работы по укреплению здоровья школьников, улучшению показателей физической и функциональной подготовленности, а также формированию у детей и подростков интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой.

 

. . . . .