Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Формирование функциональной грамотности на уроках музыки

Дата публикации: 2023-12-25 18:30:42
Статью разместил(а):
Коржова Людмила Николаевна

Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках музыки через применение современных педагогических технологий обучения

Автор: Коржова Людмила Николаевна

МБОУ СОШ № 3, г. Королёв Московской области

 

Аннотация: В данной статье говорится о способах формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках музыки. Приведены примеры заданий, направленных на формирование функциональной грамотности.

 

Великий педагог XIX века К.Д. Ушинский говорил: «Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!» И это возможно, если формировать и развивать функциональную грамотность школьника. В условиях этой стратегически важной для страны задачи главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы.

Впервые это понятие «функциональная грамотность» было внесено ЮНЕСКО еще в 1957 году. Но тогда под функциональной грамотностью понимали ликвидацию безграмотности — важно было научить большую часть населения читать и писать. Это касалось больше взрослого населения и было необходимо для решения бытовых проблем. Однако революция в науке и технике внесла свои коррективы в развитие и функциональной грамотности, и самого понятия о ней.

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.

Функционально грамотная личность – это человек:

- ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами;

- способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;

- умеющий отвечать за свои решения;

- способный нести ответственность за себя и своих близких;

- владеющий приёмами учения и готовый к постоянной переподготовке

- обладающей набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний;

- хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;

- владеющий современными информационными технологиями.

Цель учителя – развить ребёнка - развить мышление, из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое;

Функциональная грамотность – результат овладения учащимися системой предметных ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать в процессе социальной адаптации.

· соответствие школьного образования в соответствии с динамическими запросами современного общества;

· учет психолого-физиологического развития учащихся;

· соответствие содержания школьного образования на обеспечение формирования основных компетенций учащихся (которые предполагают овладения основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга)

· ориентированное содержание образования на приобретение учащимися к научным способам познания и самостоятельным исследованиям;

· обеспечение гуманизации содержания процесса обучения, право выбора в индивидуальной программе обучения.

Функциональная грамотность предполагает развитие ценностей, направленных на саморазвитие личности.

Раньше функциональная грамотность не включалась в конечные результаты обучения Главное, чтобы у выпускника школы были сформированы ключевые компетентности, которые позволят ему успешно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно адаптироваться в динамической ситуации.

Формирование функциональной грамотности учащихся в современной образовательной системе может быть решено в контексте каждой образовательной области, а также каждого учебного предмета. Рассматривая проблему формирования функциональной грамотности в рамках предмета «Музыка», целесообразно описывать особенности этого процесса на примерах различных видов музыкально-практической деятельности учащихся:

- восприятие музыки и размышления о ней;

- певческая деятельность (хоровая, сольная, ансамблевая);

- активное музицирование (игра на музыкальных инструментах, пластическое интонирование, свободное дирижирование, инсценировки и драматизации музыкальных сочинений, разного рода импровизации – речевые, вокальные, ритмические, пластические, художественные);

- освоение музыкального языка в процессе изучения элементов музыкальной грамоты; работа с «текстами» учебников и рабочих /творческих тетрадей (информационными, художественными, нотными, графическими), включая электронную форму учебников (ЭФУ);

- при поиске информации в интернете, словарях, справочниках на порталах;

- в процессе развития ассоциативно-образного мышления школьников;

- в ходе проектной и исследовательской деятельности учащихся;

- при диагностике развития музыкальной культуры учащихся на разных уровнях образования; при использовании информационно-коммуникационных технологии на уроках музыки;

- в процессе арт-терапии и здоровьесбережения на уроках музыки;

- при музыкальном самообразовании школьников.

Одной из составляющих функциональной грамотности является креативное мышление.

Креативность (от лат. creatio — творчество) — умение человека отступать от стандартных идей, правил и шаблонов.

Учитель в ходе учебного процесса должен суметь мобилизовать у ребенка индивидуальные, интеллектуальные ресурсы, включая знания по предметным областям. Педагог должен раскрыть перед подростком систему целевых ориентаций, которые бы определили ближайшие, средние и дальние перспективы.

На начальном этапе обучения главное - развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение, что является началом развития основ функциональной грамотности. Вот примеры некоторых заданий, которые я использую на своих уроках:

Задания на развитие анализа и синтеза:

Нота «Соль» звучит выше ноты «Ми», а нота «До» звучит ниже ноты «Ми». Составь схему и ответь на вопрос: какая нота звучит выше «Соль» или «До».

1. Задания, направленные на формирование умения классифицировать:

Объясни, почему каждый предмет может быть лишним.

2. Задания, направленные на развитие систематизации:

Перепутанные слова. Из данных слов составь строчку из песни

Хмурый от светлей улыбки день

В небе от проснется радуга улыбки

Холодно елочке зимой маленькой

Мы лесу из домой елочку взяли

Серый осенью в день дождливый

Городу олень проскакал

«Поле чудес» - викторина по заданной теме (жанре, биографии композитора, истории появления музыкального произведения, инструмента и др.),

«10 фактов из жизни и творчества композитора», «Загадки о музыке», «Стихи о музыке», «Сказки о музыке», «История одной песни», «Моя мама лучшая на свете», «Мама моей мамы», «Песня на войне», «История военной песни», «Музыкальные ребусы» и др.

Эти задание развивает у детей определённые компетентности: способность к самостоятельному поиску информации, отбору значимого материала, умению преподнести найденный материал. Выполняя данные задания, ребята стараются найти наиболее яркие и интересный материал. После этого на уроке общими усилиями мы создаем творческий проект в виде презентации, мини книжки, плаката, газеты и др. При этом важен не только конечный результат, но и сам поисковый процесс, как способ организации духовного развития. При выполнении данного вида заданий особую ценность имеют личностное отношение и эмоции, рождающиеся в душе ребёнка. Проектная и исследовательская деятельность рассматривается в научных исследованиях как проблема, направленная на развитие интереса школьников. Способствуя умственному, нравственному, эмоциональному, физическому, эстетическому развитию ребенка, интересы выступают приоритетной педагогической категорией. В учебно-воспитательном процессе фигурирует особый вид интереса – познавательный.

Задания на логику и мышление:

- закончите фразу «Я изучаю музыку, поэтому я могу (я знаю) …»; «Если бы я был писателем, поэтом … то написал бы к этой музыке …», «Если б я был художником, то нарисовал бы к этому музыкальному сочинению» и т.п.

- подберите как можно больше слов – ассоциаций к музыкальному произведению;

- придумайте название к пьесе;

- выразите эмоции и настроение произведения в рассказе, стихах или рисунке;

- объясните высказывание о музыке или композиторе;

- представьте, что каждая мелодия – это человек, расскажите о нем

- послушайте произведение и подумайте, что это, беседа – согласие или беседа – спор?

Возьмите» интервью у известного композитора, музыканта, дирижера (работа в парах или группах).

Найдите в интернете современные обработки классических произведений, народные песни, песни акапелла, песни разных жанров (рок, бардовская песня, эстрадная) и оформите диск.

 Сделать слайд-шоу на любимые песни или видеоролик с собственным исполнением песни или игрой на инструменте.

Например, при изучении жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада и т.д.) можно использовать прием «Эпитет». Для этого следует разбить текст стихотворения на отдельные смысловые части и к каждой части подобрать эпитет (предложенный учителем или подобранный самостоятельно детьми). При кажущейся внешней простоте этого задания, трудность заключается в том, что нужно максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию для того, чтобы верно подобрать подходящий по

Игра «Что сначала, что потом».

Цель игры: учить детей связно выражать свои мысли, составлять сложные предложения, устанавливать причинно-следственные связи.

Планируемый результат: 

Кроме этого, можно ввести в урок некоторые новые приемы обучения. 

1. Не допускайте собственной гиперактивности и многословия на уроке. Как можно чаще привлекайте учащихся в качестве тренеров, помощников учителя и т.д.

2. Систематически используйте творческие и информационные задания для пар, команд, отдельных детей, в т.ч. подготовленные вместе с родителями.

3. Чаще создавайте на уроках интеллектуальный «фон»/среду, за счёт межпредметных связей, сообщения дополнительных сведений общеразвивающего характера.

4. Проводите в ходе урока несколько динамических пауз.

5. Привлекайте к работе на уроке в качестве ассистентов учителей, родителей учащихся, студентов и пр.

6. Создайте для себя в учебном кабинете 2-3 дополнительных рабочих места, позади класса. Старайтесь меньше времени проводить у доски. Чаще исполняйте роль эксперта, консультанта. Работайте в командах с детьми.

Главное в деятельности учителя музыки – развиваться вместе с учениками, быть постоянно в творческом поиске.

 

Литература:

1. Алиев Ю.Б. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков как дидактическая проблема: монография. – М.: СГУ, 2012. – 479 с. – С. 171.

2. Басова Е.А. Формирование у подростков функциональной грамотности в сфере коммуникации (на материале гуманитарных предметов): автореф. дис…канд. пед. наук.13.00.01. Санкт-Петербург, 2012. 22 с.

3. Бахарева Н.В. Развитие профессиональной компетентности учителя по развитию функциональной грамотности учащихся основной школы: автореф. дис…канд. пед. наук. 13.00.08. Москва, 2009. 25 с.

4. Губанова М.И., Лебедева Е.П. Функциональная грамотность младших школьников: проблемы и перспективы формирования / Начальная школа плюс до и после,2009, № 12. – С. 65-68.

5. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / Под ред. А.В. Хуторского. – М.: НВП «ИНЭК», 2014. – 327 с.

6. Красильников И. М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования.– Дубна: Феникс+, 2007. – 496 с.

7. Медушевский В.В. Дух музыки и дух музыкального воспитания // Искусство в школе. – 1995, № 2. – С. 64 – 65.

8. Методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию функциональной грамотности младшего школьника в образовательных организациях Курской области в 2019-2020 учебном году / cост. Ю.О. Байбакова, Т.А. Брежнева и др. Курск: ОГБУ ДПО КИРО, 2019. 66 с.

9. Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов / Под общей редакцией Л.Ю. Панариной, И.В. Сорокиной, О.А. Смагиной, Е.А. Зайцевой. Самара: СИПКРО, 2019. 68 с.

 

. . . . .