Формирование функциональной грамотности на уроках музыки
Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках музыки через применение современных педагогических технологий обучения
Автор: Коржова Людмила Николаевна
МБОУ СОШ № 3, г. Королёв Московской области
Аннотация: В данной статье говорится о способах формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках музыки. Приведены примеры заданий, направленных на формирование функциональной грамотности.
Великий педагог XIX века К.Д. Ушинский говорил: «Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!» И это возможно, если формировать и развивать функциональную грамотность школьника. В условиях этой стратегически важной для страны задачи главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы.
Впервые это понятие «функциональная грамотность» было внесено ЮНЕСКО еще в 1957 году. Но тогда под функциональной грамотностью понимали ликвидацию безграмотности — важно было научить большую часть населения читать и писать. Это касалось больше взрослого населения и было необходимо для решения бытовых проблем. Однако революция в науке и технике внесла свои коррективы в развитие и функциональной грамотности, и самого понятия о ней.
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.
Функционально грамотная личность – это человек:
- ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами;
- способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;
- умеющий отвечать за свои решения;
- способный нести ответственность за себя и своих близких;
- владеющий приёмами учения и готовый к постоянной переподготовке
- обладающей набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний;
- хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;
- владеющий современными информационными технологиями.
Цель учителя – развить ребёнка - развить мышление, из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое;
Функциональная грамотность – результат овладения учащимися системой предметных ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать в процессе социальной адаптации.
· соответствие школьного образования в соответствии с динамическими запросами современного общества;
· учет психолого-физиологического развития учащихся;
· соответствие содержания школьного образования на обеспечение формирования основных компетенций учащихся (которые предполагают овладения основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга)
· ориентированное содержание образования на приобретение учащимися к научным способам познания и самостоятельным исследованиям;
· обеспечение гуманизации содержания процесса обучения, право выбора в индивидуальной программе обучения.
Функциональная грамотность предполагает развитие ценностей, направленных на саморазвитие личности.
Раньше функциональная грамотность не включалась в конечные результаты обучения Главное, чтобы у выпускника школы были сформированы ключевые компетентности, которые позволят ему успешно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно адаптироваться в динамической ситуации.
Формирование функциональной грамотности учащихся в современной образовательной системе может быть решено в контексте каждой образовательной области, а также каждого учебного предмета. Рассматривая проблему формирования функциональной грамотности в рамках предмета «Музыка», целесообразно описывать особенности этого процесса на примерах различных видов музыкально-практической деятельности учащихся:
- восприятие музыки и размышления о ней;
- певческая деятельность (хоровая, сольная, ансамблевая);
- активное музицирование (игра на музыкальных инструментах, пластическое интонирование, свободное дирижирование, инсценировки и драматизации музыкальных сочинений, разного рода импровизации – речевые, вокальные, ритмические, пластические, художественные);
- освоение музыкального языка в процессе изучения элементов музыкальной грамоты; работа с «текстами» учебников и рабочих /творческих тетрадей (информационными, художественными, нотными, графическими), включая электронную форму учебников (ЭФУ);
- при поиске информации в интернете, словарях, справочниках на порталах;
- в процессе развития ассоциативно-образного мышления школьников;
- в ходе проектной и исследовательской деятельности учащихся;
- при диагностике развития музыкальной культуры учащихся на разных уровнях образования; при использовании информационно-коммуникационных технологии на уроках музыки;
- в процессе арт-терапии и здоровьесбережения на уроках музыки;
- при музыкальном самообразовании школьников.
Одной из составляющих функциональной грамотности является креативное мышление.
Креативность (от лат. creatio — творчество) — умение человека отступать от стандартных идей, правил и шаблонов.
Учитель в ходе учебного процесса должен суметь мобилизовать у ребенка индивидуальные, интеллектуальные ресурсы, включая знания по предметным областям. Педагог должен раскрыть перед подростком систему целевых ориентаций, которые бы определили ближайшие, средние и дальние перспективы.
На начальном этапе обучения главное - развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение, что является началом развития основ функциональной грамотности. Вот примеры некоторых заданий, которые я использую на своих уроках:
Задания на развитие анализа и синтеза:
Нота «Соль» звучит выше ноты «Ми», а нота «До» звучит ниже ноты «Ми». Составь схему и ответь на вопрос: какая нота звучит выше «Соль» или «До».
1. Задания, направленные на формирование умения классифицировать:
Объясни, почему каждый предмет может быть лишним.
2. Задания, направленные на развитие систематизации:
Перепутанные слова. Из данных слов составь строчку из песни
Хмурый от светлей улыбки день
В небе от проснется радуга улыбки
Холодно елочке зимой маленькой
Мы лесу из домой елочку взяли
Серый осенью в день дождливый
Городу олень проскакал
«Поле чудес» - викторина по заданной теме (жанре, биографии композитора, истории появления музыкального произведения, инструмента и др.),
«10 фактов из жизни и творчества композитора», «Загадки о музыке», «Стихи о музыке», «Сказки о музыке», «История одной песни», «Моя мама лучшая на свете», «Мама моей мамы», «Песня на войне», «История военной песни», «Музыкальные ребусы» и др.
Эти задание развивает у детей определённые компетентности: способность к самостоятельному поиску информации, отбору значимого материала, умению преподнести найденный материал. Выполняя данные задания, ребята стараются найти наиболее яркие и интересный материал. После этого на уроке общими усилиями мы создаем творческий проект в виде презентации, мини книжки, плаката, газеты и др. При этом важен не только конечный результат, но и сам поисковый процесс, как способ организации духовного развития. При выполнении данного вида заданий особую ценность имеют личностное отношение и эмоции, рождающиеся в душе ребёнка. Проектная и исследовательская деятельность рассматривается в научных исследованиях как проблема, направленная на развитие интереса школьников. Способствуя умственному, нравственному, эмоциональному, физическому, эстетическому развитию ребенка, интересы выступают приоритетной педагогической категорией. В учебно-воспитательном процессе фигурирует особый вид интереса – познавательный.
Задания на логику и мышление:
- закончите фразу «Я изучаю музыку, поэтому я могу (я знаю) …»; «Если бы я был писателем, поэтом … то написал бы к этой музыке …», «Если б я был художником, то нарисовал бы к этому музыкальному сочинению» и т.п.
- подберите как можно больше слов – ассоциаций к музыкальному произведению;
- придумайте название к пьесе;
- выразите эмоции и настроение произведения в рассказе, стихах или рисунке;
- объясните высказывание о музыке или композиторе;
- представьте, что каждая мелодия – это человек, расскажите о нем
- послушайте произведение и подумайте, что это, беседа – согласие или беседа – спор?
Возьмите» интервью у известного композитора, музыканта, дирижера (работа в парах или группах).
Найдите в интернете современные обработки классических произведений, народные песни, песни акапелла, песни разных жанров (рок, бардовская песня, эстрадная) и оформите диск.
Сделать слайд-шоу на любимые песни или видеоролик с собственным исполнением песни или игрой на инструменте.
Например, при изучении жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада и т.д.) можно использовать прием «Эпитет». Для этого следует разбить текст стихотворения на отдельные смысловые части и к каждой части подобрать эпитет (предложенный учителем или подобранный самостоятельно детьми). При кажущейся внешней простоте этого задания, трудность заключается в том, что нужно максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию для того, чтобы верно подобрать подходящий по
Игра «Что сначала, что потом».
Цель игры: учить детей связно выражать свои мысли, составлять сложные предложения, устанавливать причинно-следственные связи.
Планируемый результат:
Кроме этого, можно ввести в урок некоторые новые приемы обучения.
1. Не допускайте собственной гиперактивности и многословия на уроке. Как можно чаще привлекайте учащихся в качестве тренеров, помощников учителя и т.д.
2. Систематически используйте творческие и информационные задания для пар, команд, отдельных детей, в т.ч. подготовленные вместе с родителями.
3. Чаще создавайте на уроках интеллектуальный «фон»/среду, за счёт межпредметных связей, сообщения дополнительных сведений общеразвивающего характера.
4. Проводите в ходе урока несколько динамических пауз.
5. Привлекайте к работе на уроке в качестве ассистентов учителей, родителей учащихся, студентов и пр.
6. Создайте для себя в учебном кабинете 2-3 дополнительных рабочих места, позади класса. Старайтесь меньше времени проводить у доски. Чаще исполняйте роль эксперта, консультанта. Работайте в командах с детьми.
Главное в деятельности учителя музыки – развиваться вместе с учениками, быть постоянно в творческом поиске.
Литература:
1. Алиев Ю.Б. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков как дидактическая проблема: монография. – М.: СГУ, 2012. – 479 с. – С. 171.
2. Басова Е.А. Формирование у подростков функциональной грамотности в сфере коммуникации (на материале гуманитарных предметов): автореф. дис…канд. пед. наук.13.00.01. Санкт-Петербург, 2012. 22 с.
3. Бахарева Н.В. Развитие профессиональной компетентности учителя по развитию функциональной грамотности учащихся основной школы: автореф. дис…канд. пед. наук. 13.00.08. Москва, 2009. 25 с.
4. Губанова М.И., Лебедева Е.П. Функциональная грамотность младших школьников: проблемы и перспективы формирования / Начальная школа плюс до и после,2009, № 12. – С. 65-68.
5. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / Под ред. А.В. Хуторского. – М.: НВП «ИНЭК», 2014. – 327 с.
6. Красильников И. М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования.– Дубна: Феникс+, 2007. – 496 с.
7. Медушевский В.В. Дух музыки и дух музыкального воспитания // Искусство в школе. – 1995, № 2. – С. 64 – 65.
8. Методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию функциональной грамотности младшего школьника в образовательных организациях Курской области в 2019-2020 учебном году / cост. Ю.О. Байбакова, Т.А. Брежнева и др. Курск: ОГБУ ДПО КИРО, 2019. 66 с.
9. Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов / Под общей редакцией Л.Ю. Панариной, И.В. Сорокиной, О.А. Смагиной, Е.А. Зайцевой. Самара: СИПКРО, 2019. 68 с.