Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Патриотическое воспитание школьников

Дата публикации: 2023-12-27 18:40:42
Статью разместил(а):
Петрова Наталья Анатольевна

Патриотическое воспитание школьников

Автор: Петрова Наталья Анатольевна

МБОУ «СОШ № 102», г. Новокузнецк

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о том, как воспитывает патриотизм у школьников.

Ключевые слова: патриот, история, память, святость, война, Победа.

 

Патриотическое воспитание школьников являлось одной из важнейших задач советской школы. Я как педагог, воспитанный в СССР, впитала в себя ценности истории страны, прочувствовала эпохи революции, Великой Отечественной войны, и все самое священное перенесла в педагогическую деятельность. Отработав в современной школе не один десяток лет, использовала привитую с детских лет любовь к Отечеству. Это проявлялось и в проведении памятных дат, и во встречах с ветеранами, и в беседах – воспоминаниях о своих погибших дедах, показе писем с фронта из семейного альбома, встречах с ровесниками, служившими в Афганистане и Чеченской народной республике. Встречи детей с живыми свидетелями военных действий всегда вызывали уважение к ним и их подвигу.

Именно в юном возрасте есть все предпосылки для привития священного чувства любви к Родине. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина- патриота, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Роль школы в этом плане неоценима.

В 2020 году был учрежден всероссийский проект «Без срока давности». Важной составляющей мероприятий в рамках Проекта, безусловно, является работа на всех уровнях: это и школьники, и студенты, их педагоги-наставники, представители родительского и образовательного сообщества. Именно это отметил Президент нашей страны В.В. Путин: «Крайне важно сформировать мировоззренческую позицию молодёжи по отношению к ключевым вехам нашей истории, прежде всего к таким, как Победа в Великой Отечественной войне – Победа, которая ковалась и на фронте, и в тылу, и с которой прямо связана практически каждая российская семья, каждый наш регион, каждый большой и малый город, каждая деревня, каждый посёлок России».

Считаю, что у нынешних обучающихся мне тоже удается воспитать чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека, зарождаясь из любви к своей «малой родине». В представленных работах в рамках названного проекта, думаю, вы сможете это отметить.

1. Работа на конкурс «Подвигу народа жить в веках» обучающегося 6-а класса МБОУ "СОШ № 102" г. Новокузнецка

Великая Отечественная война закончилась 78 лет назад. Об этой трагедии мне рассказывали родные и учителя. Я узнал, что и мою семью не обошла эта беда. Мой прадед 1923 года рождения, он ушел на фронт в 18 лет в декабре 1941 года. До момента службы работал на золотых приисках в Таштагольском районе Кемеровской области (в годы войны – Новосибирской области).

Судя по документам, которые оказались на сайте «Память народа», служил он в 827 стрелковом полку 302 стрелковой дивизии, на 1 Украинском фронте. Прадед прошел войну до Польши, получил звание младшего лейтенанта. Во время войны был ранен и контужен. Командовал стрелковым взводом, награжден орденом Отечественной войны II степени в ноябре 1944 года.

Погиб в боях за освобождение Польши 14.12.1944 года. Похоронен в Польше, Жешувском воеводстве, пов. Пильзненский, с. Глобикова.

Когда я и моя семья узнали о его подвиге и наградах, то преисполнились гордостью! Мне хочется воскликнуть: «Прадед освобождал Польшу от фашистов!» Советскому солдату не нужна чужая земля, наш солдат не захватчик! Благодарные поляки захоронили останки погибших и поставили им памятники, ухаживали за могилами и чтили память. Но изменилась мировая политика, и геройскую смерть 600 тысяч советских солдат, освободивших Польшу, стали истолковывать по-другому, сносить памятники, мемориалы. А ведь в польской земле лежит и мой прадед – герой.   

Мне очень жаль, что сейчас мы с мамой не можем посетить кладбище, где он похоронен, и не можем отдать прадеду почести. А все потому, что в Польше забыли, как в построенных фашистами концлагерях на их территории заживо сжигали людей, душили их в камерах, ставили опыты, убивали детей.

Нам, его потомкам, остается только Память! Память о моем прадеде, который ценой своей жизни спас русский, украинский, польский народ и мир от фашизма. Память живет! И он вновь встает в строй 9 мая в Бессмертном полку, когда я с гордостью несу его портрет.

2. Работа на конкурс «Горькое детство» обучающегося 6-а класса МБОУ "СОШ № 102" г. Новокузнецка.

На страну напали враги, рокочут в небе самолеты с крестами – пауками, рвутся снаряды, взрываются дома, кричат женщины, к ним жмутся дети, плачут старики, уходят мужчины … Это война! Фашисты уже приготовили печи и газовые камеры для тех, кого они считают недостойными жить на Земле. Лагеря смерти были созданы на территории Восточной Европы, в основном в оккупированной нацистами Польше: Белжец, Собибор, Треблинка, Хелмно … В них оказались и дети.

В нашем городе жил человек, который ребенком оказался в концлагере Майданек в Польше, 1936 года рождения. Семья его жила в маленькой деревушке Селезни Витебской области. Немцы вступили туда на третий день войны. Отец уже был на фронте, а мать с ним и младшим братом прятались в лесу. Каратели прочесывали окрестности и всех пойманных женщин, детей, стариков увезли в Майданек. Этот лагерь называли «конвейер смерти», «комбинат смерти», «геенна огненная». Там ему было суждено увидеть смерть братика. Холодное тельце сына мать прижала к груди, не отдавала никому. Кто-то из надзирателей вырвал у нее мертвого ребенка и, как полено, швырнул в кузов машины, которая обслуживала крематорий. Погибших, застреленных, умерших сжигали, а евреев сжигали живьем. Взрослые работали, дети оставались в лагере. Однажды, когда мать ушла на работу, детей перевезли в другой лагерь – Константинов. Больше он с матерью не встретился никогда. Она не выдержала потери детей, тяжелой работы, голода и болезни и умерла еще до освобождения лагеря русскими солдатами.

Предназначение было другим: скорее всего, здесь готовили из детей воинов-смертников, а, возможно, и дешевый рабочий скот для будущей Германии. Немцев привлекало то, что эти малолетки уже прошли, так сказать, естественный отбор, после Майданека остались только крепкие организмы. У них продолжали брать кровь для солдат вермахта, но кормили лучше и заставляли говорить только по-немецки, заставляли забывать все о своем доме вплоть до имени.

Только в 1944 году в лагерь пришли русские войска и освободили узников. Их даже нельзя было сразу везти домой, два месяца откармливали, подлечивали и приводили в себя. Но все равно, когда поезд привез их в Киев, то детей выносили из вагонов, а они твердили свой номер. Действительно, многие забыли почти все. Хорошо, что были ребята постарше, они помнили, откуда их вывезли. Написали письмо и родным Петрова М.Н., а пока поместили его в детский дом.

Тяжелая судьба у этого ребенка. Маленьким он испытал такие неимоверные страдания, вынес такое горе, что узнав об этом, понимаешь одно: надо помнить и не дать повториться этим бесчеловечным выходкам! Это преступление –  отбирать детей у родителей, брать кровь, ставить опыты, душить и сжигать. Горькое детство досталось «военным» детям.

Дети рождаются, чтобы жить под мирным небом, матери и отцы живут, чтобы видеть их счастливую жизнь. На Земле должно быть созидание, а не разрушение. А память должна быть вечной, как и Вечный Огонь.

Сохранение преемственности поколений на основе исторической памяти, примерах героического прошлого народа, приобщение к традициям и культуре страны, развитие у учащихся лучших качеств патриотов России – цель моей педагогической деятельности.

 

. . . . .