Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Аутентичные видеоматериалы как средство развития навыков аудирования и говорения

Дата публикации: 2023-12-28 21:12:57
Статью разместил(а):
Махневич Ольга Владимировна

Аутентичные видеоматериалы как средство развития навыков аудирования и говорения

Автор: Махневич Ольга Владимировна

МБОУ «Шараповская СОШ Новооскольского городского округа», Белгородская область

 

Аннотация: В статье рассматривается применение аутентичных видеоматериалов. Педагогический интерес к использованию данного средства для обучения иностранному языку возрастает, поскольку материалы основаны на современных тенденциях в языке и стране изучаемого языка. Автор описывает упражнения с использованием аутентичных видеоматериалов на развитие навыков монологической речи учащихся и понимания речи на слух.  

Ключевые слова: английский язык, устная речь, аутентичные видеоматериалы, навыки говорения.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

В устную часть экзамена по английскому языку в блок «Говорение» вводятся новые требования и задания. Возникает необходимость в дополнительной методической базе, которая бы обеспечила качественную подготовку учащихся, так как учащиеся должны продемонстрировать сформированность и высокий уровень владения речевыми умениями и навыками английского языка.

Важно понимать, что язык — это живая, постоянно меняющаяся конструкция, для освоения и развития которой необходима постоянная и непрерывная практическая деятельность. Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка, используя для этого различные методы и приемы работы. Одним из наиболее распространенных средств для практики и обучения языку является обучение с применением аутентичных видеоматериалов.

Педагогический интерес к использованию видеоматериалов возрастает, поскольку материалы основаны на реалиях, а также на современных тенденциях в языке и стране изучаемого языка. Согласно словарю Азимова Э.Г. и Щукина А.Н., аутентичными можно считать видеоматериалы, изначально не предназначающееся для учебных целей и неадаптированные к какому-либо уровню владения языком. Кроме того, важным аспектом аутентичности видеоматериала служит непосредственное отражение национальных особенностей и традиций построения и функционирования текста, что позволяют дать учащимся более полную и точную информацию по изучаемой теме, повышают наглядность обучения и вызывают стремление к дальнейшему совершенствованию языковой культуры.

Потенциал обучения с помощью аутентичных видеоматериалов при коммуникативном подходе к обучению говорению на иностранном языке очевиден:  

— это способ своеобразного погружения в языковую среду изучаемого языка, жизнь и быт носителей этого языка;

— аутентичные видеоматериалы крайне разнообразны с точки зрения содержащейся лингвистической информации;

— аутентичные видеоматериалы способствуют усвоению наиболее актуальных фонетических особенностей (например, произношение слова water в британском разговорном английском претерпело серию изменений за последние 15 лет, однако в адаптированных видео к УМК мы по-прежнему встречаем классический вариант произношения /ˈwɔː.tər/, что не вполне соответствует ныне существующим реалиям);

— аутентичные видеоматериалы являются примером «живой речи», а значит содержат в себе оптимальное количество нарушений грамматических и лексических правил (в рамках шоу, блогов и т. д.), что способствует снижению напряжения среди обучающихся при коммуникации на иностранном языке, поскольку с точки зрения психологии, уменьшается страх ошибки и снижается зачастую предельная важность грамматики, что является крайне важным аспектом при обучении непосредственно говорению;

— аутентичные видеоматериалы являются, пожалуй, самым оптимальным вариантом с точки зрения содержательного разнообразия (в отличие от видео, сопровождающего, например, УМК). У педагога фактически есть возможность подобрать материал по любой теме с учетом интереса учебной группы, что естественным образом повышает мотивацию к говорению на иностранном языке.

Следует отметить, что применение на уроке видеофильма - это не только использование еще одного источника информации. Использование видеофильма способствует развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего, внимания и памяти. Для того чтобы понять содержание фильма, учащимся необходимо приложить определенные усилия. Так непроизвольное внимание переходит в произвольное. А интенсивность внимания оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховой, зрительный, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления страноведческого и языкового материала.

Для того чтобы сформировать навыки восприятия на слух и монологической речи мы применяем упражнения с использованием аутентичных видеоматериалов, которые представлены на электронных образовательных ресурсах. Мы разработали упражнения по разделу 2 УМК Кузовлева В.П. на тему «Do you know Miss Manners?» с применением видеоматериала, направленные на развитие монологической речи.

При работе с любым текстом в методике обучения иностранным языкам принято выделять три основных этапа: дотекстовый этап (pre-viewing), текстовый этап (while viewing), послетекстовый этап ((post) after-viewing).

На дотекстовом этапе мы мотивируем учащихся, настраиваем их на выполнение задания, сделав активными участниками процесса обучения, а также снимаем возможные трудности восприятия текста учащимися. Различные варианты предвосхищения содержания текста, основанные на обобщении ранее полученных знаний по этой теме, особенностях заголовка, беглом просмотре части фильма без звука, списке новых слов с переводом или дефинициями, предъявляемом до текста, содержании вопросов или правильных (ложных) утверждений. Формулировки заданий могут быть следующими:

1) Посмотрите на список новых слов, которые встретятся в этом видеофильме. Определите тематику сюжета на их основе и вспомните уже известные слова и выражения, которые могут встретиться в данном видео:

traffic rules, the weather forecast, to be proud of their roots, social values.

2) Ознакомьтесь с заголовком фильма запишите, что вы уже знаете по данной теме. When in Britain you mustnt … 

Цель текстового этапа: обеспечить дальнейшее развитие языковой, речевой или социокультурной компетенций учащихся с учетом их реальных возможностей иноязычного общения. Показываем видеофрагмент по теме «Five things you mustn’t do in Britain».

К видео идут следующие упражнения:

1. Задания на поиск языковой информации.

Данный тип упражнений и заданий ориентирован на поиск, вычленение, фиксирование, трансформацию определенного языкового материала: лексики, грамматики, фонетики. Формулировки заданий могут звучать примерно так: просмотрите видеофрагмент и подберите: английские эквиваленты к следующим русским словам и выражениям; русский эквивалент к следующим английским словам и выражениям; заполните пропуски в предложениях нужными словами и выражениями; запишите глаголы из приведенного ниже списка в той грамматической форме, в которой они были употреблены в тексте; с какой интонацией произносилось слово «experience» в тексте; из приведенного ниже списка синонимических выражений отметьте те, которые (не) употреблялись в тексте видео.

2. Задания на развитие рецептивных умений (на понимание основного содержания видеофрагмента).

На данном этапе работы могут использоваться традиционные упражнения, направленные на: поиск правильных ответов на вопросы (вопросы предлагаются до просмотра); определение верных или неверных утверждений; соотнесение разрозненных предложений со смысловыми частями текста (план текста и заголовки каждой части предлагаются); выстраивание частей текста в логической последовательности; установление причинно-следственных связей.

1) Read the questions and choose the correct answer.

2) Fill the gaps with the correct phrase from the box.

3. Следующие приемы работы с видео направлены на развитие умений монологической речи: воспроизведение увиденного   в   форме рассказа, сообщения и т.д., например, ответить на вопросы.

4. Задания, направленные на развитие социокультурных умений.

Самой трудной задачей для учителя в плане формирования социокультурной компетенции представляется умение научить учащихся интерпретировать различные ситуации речевого и неречевого характера с точки зрения культурных особенностей конкретной страны, избегая при этом формирования ложных стереотипов и не подпадая под влияние навязываемых суждений и представлений. Использование видео предоставляет для этого прекрасную основу.

На послетекстовом этапе исходный текст используется в качестве основы и опоры для развития продуктивных умений в устной или письменной речи. Данный этап может отсутствовать, если видеотекст используется только в качестве средства контроля рецептивных навыков (аудирования).

На развитие продуктивных умений в устной речи, могут быть направлены помимо выше перечисленных следующие упражнения:

- проектная работа, связанную с подготовкой аналогичных видеосюжетов самостоятельно («Five things you mustn’t do in Russia»).

- ролевые игры, в основу которых положен сюжет или ситуации видеофильма. При этом их можно частично видоизменять.

Эффективность применения кинофрагмента в учебном процессе определяется, прежде всего, тем, насколько он соответствует содержанию данного занятия. В веб-сервисах можно найти видеофрагменты на разные темы: “Pros and cons of summer jobs”, “Three tips for learning a language”, “A day trip in London” и другие.

Существуют сайты, ориентированные на изучение английского языка с помощью применения видеоматериалов на разные темы. Веб-сервисы предлагают алгоритм работы с видеофрагментом:

Watch the video without subtitles.

Do all the Exercises.

Come back to this page.

Watch the video with English Subtitles. Use the Pause button. People speak fast!

Мы выбрали урок по теме «Where are you from?». В нем автор видеоролика беседует с людьми, задавая людям разные вопросы, в том числе «Where are you from?». К видео идут следующие упражнения (Exercises for this lesson):

1) Ответить на вопросы:

Where is Bobak from?

Where is Barbara from?

Where is Campeano from?

Where are Nicolas and Alison from?

2) Выполнить интерактивные задания.

Asking questions with "Where"

This and That (part 1)

This and That (part 2)

3) Заполнить пропуски в тексте.

Where are YOU from?

Эффективность использования видеоматериалов зависит от профессиональной подготовки учителя. Готовясь к проведению урока с применением видеоматериалов, учитель должен тщательно подготовиться к уроку. Таким образом, демонстрация видеофильма не должна представлять собой просто развлечение, а должна быть частью целенаправленного учебного процесса, отвечающего всем требованиям методики преподавания иностранного языка. Видео является незаменимым пособием там, где надо показать, как то или иное языковое явление отражает неречевую ситуацию.  

Рассмотрев видео как средство обучения иностранному языку, мы пришли к выводу, что использование видеоматериалов играет важную роль, так как динамичность видеофильма придает речи наглядность, не достижимую никакими статическими изображениями, а также имеет способность создания речевой среды, которой так не достает учащимся при обучении иностранному языку. Конечно же, видеоматериалы не могут заменить собою другие средства наглядности. Просто каждому из них должно быть найдено оптимальное место в учебном процессе.

 

Список литературы:

1. Барменкова О.И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи // Иностранные языки в школе – 1999. - № 3. – С. 20-25. 

2. Верисокин Ю.И. Видеофильм как средство мотивации школьников при обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе № 5, 2003. 

3. Кузовлев В.П. Английский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2014.

4. Хомподоева М.В., Антипина М.Д. Аутентичные видеоматериалы как средство обучения монологической речи на уроках английского языка. // ISSN 1991-5497. Мир науки, культуры, образования. № 2 (75), 2019.

 

. . . . .