Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Использование кейс-технологии на уроках истории

Дата публикации: 2024-01-02 23:54:57
Статью разместил(а):
Пономарёв Сергей Петрович

Использование кейс-технологии на уроках истории

Автор: Пономарёв Сергей Петрович

МКОУ «Щучинская СОШ», Эртильский район, Воронежская область

 

Аннотация: В данной статье автор пишет о важности использования одной из эффективных технологий организации проблемно-ситуативного обучения на уроках истории с использованием информационных кейсов. В публикации рассматривается использование кейс-технологий на уроках истории в условиях внедрения ФГОС ООО третьего поколения. В процессе работы с кейс-информацией обучающиеся не ждут от учителя только готовых знаний, а сами их открывают; не просто слушают, а слышат друг друга и учителя; учатся соотносить теорию с реальной жизнью; учатся формулировать вопросы и аргументировать свои ответы; делать собственные выводы и отстаивать своё мнение. 

Ключевые слова: кейс-технологии, особенности кейс-метода, практико-ориентированная деятельность, уроки истории.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Наверное, в настоящее время каждый учитель истории современной школы неустанно ищет ответы на вопросы: «Как заинтересовать обучением современного школьника?», «Как научить детей учиться?», «Как привлечь внимание молодого поколения к историческому прошлому страны и своего края?», «Как научить их думать, анализировать, делать выводы, извлекать практические уроки из прошлого?»

Я хочу представить вам одну из используемых мною на уроках истории, достаточно эффективную современную методику, – это «кейс-технология». На мой взгляд, одной из эффективных технологий является сегодня проблемно-ситуативное обучение с использованием тематических кейсов. Уверен, внедрение кейс-технологий в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей, так как данный подход в обучении соответствует современной государственной образовательной политике, направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, нацелен на личностно-ориентированное обучение, способствует реализации практического подхода.

Название технологии произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии. Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.

Начало внедрения кейс-технологий в образовательных учреждениях России.

В систему среднего образования РФ кейс-технология пришла в конце 1990-х. Сегодня она активно внедряется в среднее образование, и даже предпринимаются попытки предлагать кейсы младшим школьникам (правда, не всегда удачные).

Осознание актуальности обращения к кейсам пришло с пониманием того, что бездумное повторение за учителем, механический пересказ текста, «линейные» ответы на вопросы педагога являются не только образовательным «тупиком», но и серьезной методологической проблемой, отказ от решения которой приводил к снижению образовательного уровня в целом.

В то же время, социально-экономическая, политическая и духовная ситуация в стране на рубеже веков требовала активного усвоения подрастающим поколением уроков, актуализировала необходимость мыслить нестандартно и самостоятельно.

Практический опыт по использованию метода кейсов в современной школе основывается на идеях, изложенных в работах М.Н. Скаткина,  В.В. Давыдова, А.В. Хуторского, М.В. Рыжакова, С.Е. Шишова,  на идеях Концепции модернизации российского образования. Методические основы кейс-технологии освещаются в работах В.В. Гузеева, Шимутиной Е.Н., Смоляниновой О.Г.

Особенности кейс-технологии.

Кейс – это единый информационный комплекс. Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу.

Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. Это своего рода инструмент, посредством которого в учебную аудиторию привносится часть реальной жизни, практическая ситуация, которую предстоит обсудить и предоставить обоснованное решение. Отмечу, что при решении той или иной проблемы важно не репродуктивное освоение учениками информации, а сотворчество учителя и ученика, где учитель, являясь коммуникативным лидером, направляет учащихся, помогает им самостоятельно добывать, обрабатывать, классифицировать и применять полученные с помощью кейс-технологий знания.

Важным нюансом содержания кейсов является то обстоятельство, что совокупность фактов, цепочка событий открываются для анализа в связи с конкретной ситуацией на конкретный момент времени. Педагогу следует помочь школьникам вступить в игровое взаимодействие, чтобы «погрузиться» в событие и по итогам такого погружения принять некое логико-рациональное решение. Достигается оно в большинстве случаев в коллективном взаимодействии на «полигоне идей», коим является работа в классе.

Кейс-технология – это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).

Отличительными особенностями кейс–метода являются: 

· описание реальной проблемной ситуации; 

· альтернативность решения проблемной ситуации; 

· единая цель и коллективная работа по выработке решения; 

· функционирование системы группового оценивания принимаемых решений; 

· эмоциональное напряжение учащихся. 

Отмечу, что при решении той или иной проблемы важно не репродуктивное освоение учениками информации, а сотворчество учителя и ученика, где учитель, являясь коммуникативным лидером, направляет учащихся, помогает им самостоятельно добывать, обрабатывать, классифицировать и применять полученные с помощью кейс-технологий знания.

Метод кейс-стадии предполагает:

· подготовленный в письменном виде пример кейса;

· самостоятельное изучение и обсуждение кейса учащимися;

· совместное обсуждение кейса в классе под руководством преподавателя;

· следование принципу «процесс обсуждения важнее самого решения».

Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие фазы:

· индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия); 

· работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;

· презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).

Актуальность метода кейсов.

Содержание КИМов ОГЭ и ЕГЭ сформировано так, что обучающимся необходимо показать в первую очередь умения работы с текстом, знаковыми системами и навыки решения учебных задач. Полагаю, что метод кейс - стади может помочь эти навыки сформировать и закрепить.

Основные правила решения кейсов.

Педагогу перед работой с кейсами в классе рекомендуется объяснить школьникам, что для успеха этой работы вначале нужно самостоятельно прочесть материал, ознакомиться с дополнительной литературой. Следует подчеркнуть, что единственно верного ответа при данной форме работы просто не существует, решений у одного кейса может быть множество, и все их можно и нужно выдвигать, обсуждать и аргументировать.

Начинать решение кейса стоит с выявления проблемы, ключевого места конкретной задачи. Если кейс решается в составе команды из 5-7 человек (это оптимальное число обучающихся для работы по рассматриваемой технологии), целесообразнее всего выделить на его решение 20 минут времени урока, причем в заключительные 5 минут ответ должен быть сформулирован и записан.

Ситуативные кейсы, используемые на данных уроках, чаще всего будут включать в себя задачи:

· Определения проблем и перспектив взаимоотношений между лицами, живущими в одну историческую эпоху или главными героями произведения

· Анализа или составления маршрута следования героя или временного развития исторического события

· Заполнения таблиц хронологии событий.

К вопросу о том, какие кейсы использовать — составленные самим или позаимствованные — до сих пор не существует однозначного подхода. В школе с начала 2000-х годов внедряются уже самостоятельно разработанные или адаптированные под школьный уровень образования задания, которые уже больше соответствуют целям обучения российских школьников.

Практическое использование кейс-технологии в образовательном процессе.

Кейс-технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс-технологии состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий.

Кейс-технологии представляют собой группу образовательных технологий, методов и приёмов обучения, основанных на решении конкретных проблем, задач. Их относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем обучающимся, включая педагога. Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена. При использовании кейс-технологий деятельность учителя состоит в том, что он, доводит в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факты и организует их учебно-познавательную деятельность, так что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы.

В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение. Наиболее успешно кейс-технологии можно использовать на уроках истории по темам, требующим анализа большого количества документов и первоисточников.

Работая над изучением и внедрением в свою практическую деятельность в обучении истории кейс-технологии, я определил для себя следующие целевые установки:

1. Данная технология позволит сформировать у учащихся высокую мотивацию к учебе.

2. Развить у обучающихся такие личностные качества, значимые для будущей профессиональной деятельности, как способность к сотрудничеству, чувство лидерства.

3. Сформировать основы деловой этики, развить аналитические и коммуникативные способности, оставляя обучаемых один на один с реальными ситуациями.

4. Погружение в историю, в ходе которого ученики эмоционально переживают то, что чувствовали участники событий, формирует их ценностные установки.

Работая по данной технологии, ученики не просто «изучают» исторические факты и явления, как нечто не связанное с ними и с современной жизнью, а становятся полноправными участниками истории и даже её творцами. Кейс-технология создает условия для того, чтобы учащиеся могли вообразить то, чего в их непосредственном опыте не было, они вооружают учащихся доступными для них способами воссоздания исторической действительности.

Применяя кейс-технологию, я наблюдаю позитивное отношение со стороны учащихся, которые видят в нем возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками.  Не менее важно и то, что анализ ситуаций, применяемый мною на уроках, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию к учебе.

Кейс-технология позволяет развивать творческие способности обучающихся; формирует навыки выполнения сложных заданий в составе групп; помогает успешно овладеть способностями анализа непредвиденных ситуаций, самостоятельно развивать алгоритмы принятия решения.

В результате обучающиеся получают коммуникативные навыки; развивают презентационные умения, формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения; приобретают экспертные умения и навыки; учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы.

Алгоритм работы с кейсом.

1. Ознакомление с сюжетом, ситуацией (3-5 минут) Название кейса должно быть кратким и запоминающимся («Последний дворцовый переворот», «Эпоха Великих реформ», «Быть или не быть?»).

2. Проблематизация - обнаружение в ходе   дискуссии в малых группах противоречия в сюжете, определение того, в чем его «странность». (2-3 минуты)

3. Формулирование проблемы и отбор лучших ее формулировок. (3-4 минуты)

4. Выдвижение гипотетических ответов на проблемный вопрос (мозговой штурм внутри малых групп). Время – не более 3 минут.

5. Проверка гипотез на основе информации сюжета и других доступных источников (групповая работа).

6. Преподаватель-тьютор, обходя группы и давая некоторые пояснения, должен избегать прямых консультаций. Необходимо предоставить обучающимся возможность использовать любую литературу, учеб­ники, справочники, распечатки с необходимой для решения кейса информацией, отсутствующей в доступных для учащихся учебниках и справочниках. Однако, объем такой распечатки не должен превышать 1-2 страниц текста. Время – до 20 минут.

Типы кейсов.

Кейс-технологиям, активизирующим учебный процесс, относятся:

метод разбора деловой корреспонденции;

метод инцидента;

метод ситуационного анализа.

Классификация кейс методов.

Кейс методы можно классифицировать в зависимости от того, какой именно творческой работы они требуют. В частности, выделяются методы инцидента, разбора деловой корреспонденции и ситуационного анализа.

Метод инцидента заключается в том, что обучающийся должен сам отыскать нужную информацию для принятия решения по обозначенной проблеме. Зачастую в открытом доступе имеются разноречивые оценки того или иного события, явления, проблемы, а это означает, что учащемуся придется сформировать собственную позицию (либо стать на чью-то сторону, либо оставаться сторонним наблюдателем, констатирующим полярность мнений) и на основании этого делать выводы.

К примеру, задание может быть сформулировано следующим образом: «Принятие Закона о полиции – плюсы и минусы». Или – «Перестройка– плюсы и минусы».

Метод разбора деловой корреспонденции предлагаю кейс с подробным описанием ситуации: пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (в том числе документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы учащиеся могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение.

Самым распространенным на сегодняшний день является метод ситуационного анализа, который позволяет глубоко и детально исследовать проблему. Ученикам предлагаю текст с подробным описанием возникшей ситуации и ставлю задачу, которая требует решения. Также предлагаю для анализа уже реализованные шаги. В таком случае главной задачей будет определить (путем анализа) их целесообразность.

Естественно, при использовании каждого из перечисленных методов обучающиеся получают также пакет вопросов, на которые им необходимо найти ответы для понимания сути проблемы. Кроме того, кейс- технология предполагает, как индивидуальную работу над пакетом заданий, так и коллективную, что развивает умение воспринимать мнение других людей и умение работать в команде.

Содержание кейсов может быть самым разнообразным: художественные произведения, кинофильмы, информация о готовящихся законопроектах, об экономических преобразованиях; кейсы могут затрагивать собственный жизненный опыт учащихся и многое другое.

Таким образом, акцент переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием. Обучающиеся получают возможность соотносить теорию с реальной жизнью, в которой будущим выпускникам школ пригодится умение делать выводы, отстаивать свою позицию.

Вывод.

Педагогический потенциал кейс-технологии гораздо больше, чем у традиционных методов обучения. Преподаватель и ученик постоянно взаимодействуют, выбирают формы поведения, сталкиваются друг с другом, мотивируют свои действия, аргументируют их моральными нормами.

Наличие в структуре кейс-технологии споров, дискуссий, аргументации довольно сильно тренирует участников обсуждения, учит соблюдению норм и правил общения. Еще больше нагрузка на преподавателя, который должен быть достаточно эмоциональным в течение всего процесса обучения, разрешать и не допускать конфликты, создавать обстановку сотрудничества и конкуренции одновременно и, самое главное, обеспечивать соблюдение личностных прав ученика. Эмоциональный накал при этом методе обучения достигает нередко такой степени, что группа напоминает кипящую плазму.

По моему мнению, особенность работы преподавателя, практикующего кейс-технологии, заключается в том, что он не только реализует максимально свои способности, но и развивает их. Основное содержание деятельности преподавателя включает в себя выполнение нескольких функций — обучающей, воспитывающей, организующей и исследовательской.

Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. 

Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса. Кейс-технологии относятся к интерактивным формам обучения.

В жизни ученикам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение - этому способствует именно кейс – метод.

Памятка для учащихся при работе с кейсом: 

1. Анализ ситуации целесообразно начинать с выявления признаков проблемы;

2. Корректная постановка проблемы требует ясности, четкости, а главное четкости формулировки;

3. Успех в решении проблемы зависит от выработки различных способов действий в данной ситуации – альтернатив;

4. Необходимым условием для принятия окончательного решения является разработка критериев решения проблемы – требований к содержанию альтернатив и их обоснование;

5. При выборе лучшего решения (альтернативы) нужно опираться как на анализ положительных и отрицательных последствий каждого, так и на анализ необходимых ресурсов для их осуществления;

6. При составлении программы деятельности нужно ориентироваться на первоначальные цели и реальность ее воплощения.

7. На данном этапе после презентации решений во время общей дискуссии можно рекомендовать обсудить 4 вопроса:

Почему ситуация выглядит как дилемма?

Кто принимал решения?

Какие варианты решения имели место?

Что надо было делать? Очень важно не ограничивать время высказываний, дать возможность высказаться каждому, обратить внимание выступающих на конкретные проблемы данного кейса, определить мнение присутствующих на предмет того, чье решение было самым удачным.

Методические рекомендации по разработке кейса:

1. Определение того раздела учебной программы, которому посвящена ситуация, описывающая проблему.

2. Формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над кейсом.

3. Определение проблемы ситуации и создание обобщенной модели (обратить внимание, что вид ситуации надо выбрать: жизненная, учебная, научная).

4. Поиск аналога обобщенной модели ситуации в реальной жизни, образовании или науки.

5. Определение источников и методов сбора информации.

6. Выбор техник работы с данным кейсом.

7. Определение желаемого результата по работе обучаемых с данным кейсом (составление листа оценки).

8. Создание заданной модели.

9. Апробация в работе обучения.

 

Список литературы:

1. Даутова О.Б., Иваньшина О.А., Казачкова Т.Б. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. Санкт-Петербург: КАРО, 2015.

2. Кейс-стади в учебном процессе: преимущества, методические рекомендации, конкретные примеры / Волгин Н.А., Кушмин В.Н., Олегов Ю.Г., Фоламьев А.Н. – М: Изд-во РАГС, 1997.

3. Калинина С.А. Патриотическое воспитание младших школьников через различные виды деятельности / С.А. Калинина, Р.Р. Никифорова, Л.Н. Савандеева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 18 (465). — С. 242-245.

4. Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: методическое пособие. Санкт-Петербург: КАРО, 2015.

5. Михайлова Е.А. Кейс и кейс-метод: процесс написания кейса. //Школьные технологии: Научно-практический журнал школьного технолога. –2005.– № 5. – с. 106-116.

6. Федеральный закон от 31.07. 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» // Российская газета. — 2020. — № 174. 

 

. . . . .