Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Методические рекомендации по подготовке к ВПР по географии 7 класса задания 3

Дата публикации: 2024-01-18 02:58:04
Статью разместил(а):
Евстратова Светлана Михайловна

Методические рекомендации по подготовке к ВПР по географии 7 класса задания 3

Автор: Евстратова Светлана Михайловна

МКОУ СОШ п. Светлая, Приморский край

 

Аннотация: В этой статье автор говорит о том, что для успешного выполнения заданий 3  из проверочной работы по географии в 7 классе нужно знать алгоритм работы с климатограммами.

Ключевые слова: климатограмма, климатический пояс, природная зона, география, 7 класс.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Одна из самых сложных для учеников работа в географии - это работа с климатограммами по теме «Атмосфера, климатические пояса». В проверочной работе по географии 7 класса одно из заданий приходится на выполнение задач непосредственно  с климатограммами.

Для того, чтобы успешно выполнить задание 3 ВПР, нужно знать не только хорошо теоретический материал, но и уметь четко и последовательно читать климатограмму.

В задание 3 предусматривается еще 4 под задания.

Разберем последовательно все под задания одного задания 3.

3. Рассмотрите рисунки с изображением климатограмм, построенных по данным метеонаблюдений в разных частях Земли, и выполните задания.

2399 01

3.1.  Определите, какому климатическому поясу соответствует каждая климатограмма. Подпишите название климатического пояса под соответствующей климатограммой.

2399 02

Чтобы выполнить задание 3.1, нужно определить точно, какая климатограмма соответствует, какому климатическому поясу. Для этого нужно хорошо знать характеристики каждого климатического пояса.

Климатический пояс

Режим и количество атмосферных осадков, мм

Территория

Воздушные массы

Средняя температура, 0 С

Экваториальный

Равномерно в течение года

1500-3000 мм

Экваториальные области Африки, Южной Америки и Океании

В области пониженного атмосферного давления формируются теплые и влажные экваториальные воздушные массы

Постоянно высокая температура (+25)

Субэкваториальный

Большая часть осадков выпадает летом, 800-2000 мм в год

(сухая зима)

Доходит примерно до 200 с. ш. и 200 ю. ш.

Летом – влажные экваториальные

Зимой – сухие тропические

Типичные жаркие температуры (+24)

Тропический

Чрезвычайно малое годовое количество осадков в течение года (менее 200 мм)

Охватывает земной шар в пределах от 20-ой до 30-ой параллелей в северном и южном полушариях

Господствуют тропические воздушные массы

Зимние температуры не опускаются ниже + 100

Лето жаркое  (+32)

Субтропический

 

4 климатические области:

Средиземноморский

Муссонный

Засушливый

Климат с равномерным увлажнением

От 200 до 500 мм

В Северном и Южном полушариях между находящимися у экватора тропиками и умеренными широтами, то есть примерно между 300 и 400 северной и южной широты.

Летом – тропические

Зимой - умеренные

Жаркое лето,

Влажная и теплая зима

Умеренный

4 климатические области:

Морской (1000 мм)

Умеренно-континентальный (500 мм)

Континентальный (300 мм)

Муссонный (2000 мм)

Лежащие между 40- ми и 60-ми параллелями в северном и южном полушариях

Господствуют умеренные воздушные массы

Мор.: зима +5, лето +17,

У-К: зима -10

Лето +20,

Кон.: зима -30

Лето +32,

Муссонный: зима -5,

лето +20

Субарктический

(Субантарктический)

В течение года , 200 мм

Лежит примерно между 600 и 700 с. ш.

Северные окраины Евразии и Северной Америки

Летом – умеренные

Зимой – арктические

(антарктические)

Лето короткое, прохладное (+5, +8), влажное.

Зима длинная и холодная

(-50, -60)

Арктический

(Антарктический)

В течение года, 100 мм

Акватория Северного Ледовитого океана, Антарктида, Гренландия, Канадский Арктический архипелаг

Полярные

Лето холодное (+2)

Самый суровый пояс, отрицательные температуры держатся в течение года отрицательные температуры держатся в течение года

 

Вспомнив все характеристики, переходим к разбору климатограмм. А именно обращаем внимание на количество осадков, и в какое время года они выпадают,  и на какие месяца они приходятся. Выпадают равномерно или по сезонам года.

Далее мы смотрим на годовой ход температур. Определяем самую максимальную и минимальную температуру. Смотрим, есть ли отрицательная или нет. Если есть, то появляются сезоны года, что соответствует для умеренного пояса. Если нет больших перепад и положительные высокие температуры и много осадков – экваториальная. Если отрицательные весь год – арктическая (антарктическая). Мало осадков и высокие температуры – тропические.

Определившись с климатическими поясами, мы их подписываем, но для начала посмотрим на карту, где расположены пустые квадраты и убедимся, что ничего не перепутали, а именно соотношение климатического пояса к своей широте.

3.2. На карте мира, приведённой на странице 2, территории, для которых построены изображённые на рисунках климатограммы, обозначены пустыми квадратами. Впишите в каждый квадрат на карте номер соответствующей климатограммы.

Чтобы выполнить задание 3.2  воспользуемся методом «Холмов и ямок». Определяем по ходу температур, к какому полушарию относятся наши три климатограммы. Если «холм» - северное полушарие, если «ямка» - южное, а если волнистая линия температур, то это – экватор.

Находим на карте наши пункты (квадраты пустые) и распределяем в соответствие по климатическим поясам. Но не забываем, что  в северном полушарие зимние месяцы - декабрь, январь, февраль, а летние – июнь, июль, август. А в южном полушарие наоборот, зимние – июнь, июль, август, а летние – декабрь, январь, февраль.

3.3. Какой природной зоне мира соответствуют приведённые ниже характеристики? Укажите в ответе название этой природной зоны. 

1)  Занимает территорию в пределах только северных материков.

2)  Для климата характерна продолжительная холодная зима с устойчивым снежным покровом.

3)  В растительном покрове преобладают хвойные породы деревьев.

4)  Обитают крупные млекопитающие: бурый медведь, волк, рысь, а также пушные звери: соболь, горностай, белка, куница.

5)  Формируются преимущественно подзолистые почвы, много болот.

Ответ. 

Выберите климатограмму, соответствующую климатическим особенностям указанной Вами природной зоны. Укажите в ответе её номер.

Чтобы правильно выбрать соответствие климотограммы с описываемыми характеристиками природной зоны, нужно знать главные характеристики природных зон.

Природная зона

Климатический пояс

Описание

Климат

Почва

Растительный мир

Животный мир

Широты

Арктические пустыни

Арктический

отсутствие солнечного света в течении длительного периода времени, примерно 10 месяцев

Суровый климат с длинной зимой (полярная ночь длится до полугода), коротким и холодным летом. Частые ураганные ветры, бураны.

 

Вечная мерзлота, недоразвитая, немощная

Мхи, лишайники

Белые медведи, песцы, тюлени, моржи

Полярные

Тундра

Субарктический

Холодная и заснеженная зона с коротким летом

Продолжительная суровая зима с сильными холодными ветрами, короткое прохладное лето

 

Тундрово-глеевая, торфяная

Карликовая береза, сибирская лиственница, полярная ива

Северные олени, зайцы, волки

Полярные

Тайга

Умеренный

Широкие лесные зоны с хвойными деревьями

Суровая зима и теплое лето

 

Мерзлотно-таежная, подзолистая

Пихта, ель, лиственница, осина, береза

Бурый медведь, лиса, соболь

Умеренные

Степь

Умеренный

Широкие открытые пространства с травянистой растительностью

Малоснежная зима с редкими суровыми морозами и жаркое засушливое лето.

Чернозем, каштановая

Ковыль, полынь, злаки

Суслики, сурки, дрофы, степной орел

Умеренные

Пустыня

Тропические

Сухие и пустынные зоны с минимальным количеством осадков

Жаркий, сухие и жаркие дни, холодные ночи.

Часты сильные ветры, обуславливающие песчаные бури.

Светло-каштановые, песчаные, серо-бурые, каменистые

Верблюжья колючка, полынь

Шакалы, змеи, ящерицы

Тропические

Саванна

Субэкваториальный, тропический

Очень разнообразная фауна, преимущественно травяная растительность, разнообразные деревья и кустарники.

Теплая сухая зима, тропическое жаркое лето с частыми дождями.

Красные, желтые

Баобабы, акации, эвкалипт, травы

леопарды, носороги, зебры, гиппопотамы

Тропические

Экваториальные и тропические леса

Экваториальный

Влажные и жаркие  зоны с богатым растительным миром.

Теплый и влажный климат. Отсутствие смены сезонов. Много осадков.

Ферралитовая, Красно-желтая

кокосовая пальма, банан, папайя, манго, хлебное дерево, кумкват, гибискус ротанг, лиана, папоротники.

Звери: ягуар, леопард, обезьяны, ленивец, лемур, змеи, ящерицы. Птицы: тукан, удод, гоацин, ара, птица-носорог.

Экваториальные

Далее, определив природную зону, мы выбираем климатограмму, где эта природная зона располагается на нашей карте, и указываем ее номер.

3.4.  По выбранной Вами в задании 3.2 климатограмме определите климатические показатели для указанной природной зоны и заполните таблицу.

Средняя температура воздуха, °С

Годовая амплитуда температур, °С

Годовое количество осадков, мм 

Месяц, на который приходится наибольшее количество осадков 

В январе

В июле

 

         

Определив природную зону и ее климатограмму, начинаем ее детально описывать, заполняя таблицу.

Ничего сложного нет.

1. Смотрим на ход температур и на нужные нам месяцы, это январь и июль. Определяем показатели температуры.

2. Далее находим на линии самую максимальную  положительную и самую минимальную температуру, она может быть  отрицательной. Вычисляем амплитуду – это разница между максимальной температурой и минимальной температурой. Не забываем про знак минус отрицательных температур.

3. Находим квадрат с количеством осадков, он расположен прямо по центру.

4. Ну и последнее, находим самый высокий столбик с осадками, и определяем какой это месяц.

Все данные записываем в таблицу.

Итак, на выполнение ВПР отводиться 45 минут. Заданий всего 8. В среднем на каждое задание отводится по 6 минут. Этого времени для учеников, конечно, мало, поэтому у них должен, сформирован четкий алгоритм выполнения этих заданий. Тогда успех обеспечен.

 

. . . . .