Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Эффективные методы и приемы формирования читательской грамотности обучающихся основной школы

Дата публикации: 2024-01-18 15:12:11
Статью разместил(а):
Коверженко Инна Николаевна

Эффективные методы и приемы формирования читательской грамотности обучающихся основной школы

Автор: Коверженко Инна Николаевна

МОУ "Борчанская СОШ", Валуйский район Белгородской области

 

Аннотация: Читательская грамотность является одним из важнейших компонентов образования обучающихся основной школы. Она позволяет развивать критическое мышление, расширять кругозор и обогащать словарный запас. В данной статье рассмотрены эффективные методы и приемы, которые помогают формировать читательскую грамотность у учащихся основной школы.

Ключевые слова: читательская грамотность, школьники, чтение.

 

В современном информационном обществе читательская грамотность становится всё более важным навыком для обучающихся. Владение грамотным чтением позволяет расширять кругозор, улучшать когнитивные способности и развивать общекультурные навыки. Для формирования читательской грамотности важно использовать эффективные методы и приемы, которые позволят активизировать интерес учащихся к чтению и развить навыки критического мышления.

Наиболее важно формирование положительного отношения к чтению. Учителя должны создавать комфортную обстановку в классе, где книги будут всегда доступны учащимся. Также полезно проводить регулярные чтения вслух, привлекая внимание учеников к интересным произведениям. Для эффективного использования этого метода можно сотрудничать с библиотекарями, чтобы ученики получали рекомендации по интересным книгам.

Также важно разнообразие жанров и форматов чтения. Учащимся следует предлагать произведения разных жанров - от классической литературы до современной фантастики и детективов. Кроме того, важно предоставлять возможность читать не только книги, но и статьи, новости, блоги и другие современные источники информации. Такой подход способствует развитию навыков работы с различными текстами и форматами информации.

Необходима интеграция чтения в учебный процесс. Чтение должно стать неотъемлемой частью каждого предмета. Учащиеся должны понимать, что чтение необходимо для успешного усвоения учебного материала. Например, можно использовать тексты, связанные с изучаемыми темами, и проводить дискуссии на основе прочитанного. Такой подход помогает формировать интерес к чтению и его практическое применение.

Перспективно использование современных информационных технологий. Сегодня появилось множество электронных ресурсов, которые могут привлечь внимание учащихся к чтению. Электронные книги, аудиокниги, интерактивные задания и игры помогают сделать процесс чтения более интересным и доступным для молодого поколения. Также можно использовать социальные сети и блоги для обсуждения прочитанного и обмена рекомендациями.

Очень важно воспитание чтения как хобби и привычки. Учащимся нужно дать возможность выбирать книги сами, исходя из своих предпочтений и интересов. Также полезно поощрять детей путем организации чтению поощрительных мероприятий и досок почитателей. Возможность добавить комментарии и рецензии к прочитанным произведениям также может стимулировать учащихся к регулярному чтению.

Регулярное чтение. Одним из основных методов формирования читательской грамотности является регулярное чтение. Учащиеся должны иметь доступ к разнообразной литературе, включая художественные произведения, научно-популярные книги, детективы и т.д. Регулярное чтение способствует развитию навыков понимания прочитанного, анализа текста и синтеза информации.

Чтение в группах. Организация чтения в группах является эффективным методом, который позволяет обучающимся обсуждать прочитанное, выражать свои мысли и мнения, а также развивать навыки аргументации. Групповое чтение также способствует формированию читательских интересов и взаимного обмена опытом.

Чтение вслух. Чтение вслух является отличным методом для развития навыков понимания текста и развития речи. Учащиеся могут читать вслух как индивидуально, так и в парах или группах. Этот метод помогает улучшить произношение, интонацию и выразительность чтения.

Организация чтения в школе. Школа должна создать условия для развития читательской грамотности учащихся. Это может быть организация школьной библиотеки, проведение литературных вечеров, книжных выставок и конкурсов. Такие мероприятия помогают стимулировать интерес к чтению и формировать положительную образовательную среду.

Использование интерактивных технологий. Современные дети активно взаимодействуют с технологиями, поэтому использование интерактивных приложений, электронных книг, аудиокниг и других современных средств может значительно повысить интерес к чтению. Такие технологии позволяют создавать интерактивные задания, игры и викторины, которые помогают развивать навыки чтения и понимания текста.

Организация чтения в группах. Работа в небольших группах позволяет ученикам активно общаться, обмениваться мнениями и идеями, а также совместно анализировать и обсуждать прочитанные тексты. Это способствует развитию навыков анализа, критического мышления и формированию собственного мнения.

Чтение в тандеме. Один из эффективных методов развития читательской грамотности - это чтение в парах или в тандеме. Ученики могут читать вместе с более опытными читателями, такими как родители, старшие школьники или волонтеры. Это помогает ученикам получить обратную связь, задавать вопросы и обсуждать прочитанное.

Организация книжных клубов и литературных кружков. Книжные клубы и литературные кружки - это отличная возможность для обучающихся общаться с единомышленниками, делиться впечатлениями о прочитанных книгах, обсуждать их содержание и выражать свое мнение. Такие мероприятия способствуют формированию интереса к чтению и развитию креативного мышления.

Создание чтения как ежедневной привычки. Для развития читательской грамотности необходимо, чтобы чтение стало ежедневной привычкой. Ученикам следует предлагать разнообразные книги и материалы, которые соответствуют их интересам и уровню чтения.

Использование разнообразных жанров. Чтение разных жанров литературы, таких как приключения, фантастика, детективы, классика и т.д., помогает развить интерес к чтению и расширить кругозор. Разнообразие жанров позволяет обучающимся находить свои предпочтения и открывать новые миры через книги.

Поддержка родителей и семейное чтение. Родители играют важную роль в формировании читательской грамотности своих детей. Важно, чтобы они поддерживали интерес к чтению, предлагали книги, читали вместе с детьми и обсуждали прочитанное. Семейное чтение помогает создать атмосферу, где чтение считается важным и уважаемым занятием.

В заключение можно сказать, что эффективные методы и приемы формирования читательской грамотности в основной школе включают создание положительного отношения к чтению, разнообразие жанров и форматов, интеграцию чтения в учебный процесс, использование современных технологий и создание чтения как привычки. Реализация данных подходов поможет развить у обучающихся не только навыки чтения, но и критического мышления, творческого мышления и общекультурные компетенции.

 

. . . . .