Внедрение современных методических продуктов и практик преподавания общеобразовательных дисциплин
Внедрение современных методических продуктов и практик преподавания общеобразовательных дисциплин
в ГАПОУ ПО «Пензенский колледж архитектуры и строительства»
Авторы: Ашаева Елена Фёдоровна
и Белякова Светлана Александровна
ГАПОУ ПО «Пензенский колледж архитектуры и строительства»
Аннотация: В данной статье представлен опыт реализации основных принципов методики преподавания общеобразовательных дисциплин с учётом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования в государственном автономном профессиональном образовательном учреждении Пензенской области «Пензенский колледж архитектуры и строительства» (ГАПОУ ПО ПКАС). Проанализированы особенности составления учебного плана с включением прикладных модулей, соответствующих профессиональной направленности по профессии 54.01.20 Графический дизайнер.
Ключевые слова: современные методические продукты, практика преподавания, общеобразовательные дисциплины, колледж.
Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.
Разработка ряда нормативных документов в Российской Федерации за последние несколько лет повлекла за собой внедрение новых подходов в реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования (СПО). В частности, Концепция преподавания общеобразовательных дисциплин с учётом профессиональной направленности программ СПО, реализуемых на базе основного общего образования, ставит целью - повышение качества преподавания общеобразовательных учебных предметов с учетом стратегических направлений (вызовов) развития системы СПО и совершенствование учебного процесса организаций, реализующих указанные программы.
В числе приоритетных направлений развития системы СПО обозначено внедрение методик преподавания общеобразовательных учебных предметов с учетом профессиональной направленности программ среднего СПО, реализуемых на базе основного общего образования, предусматривающих интенсивную общеобразовательную подготовку обучающихся с включением прикладных модулей, соответствующих профессиональной направленности. Таким образом, общеобразовательный цикл становится базой для формирования общих и профессиональных компетенций будущих выпускников.
Реализация общеобразовательного цикла в профессиональной образовательной организации сталкивается с рядом проблем: с одной стороны, это меньшее количество часов, которое выделяется на изучение общеобразовательного цикла по сравнению с общим образованием, с другой – низкая мотивация первокурсников к изучению «школьных» предметов, наличие существенных пробелов в знаниях, что в совокупности приводит к снижению результатов освоения образовательной программы и, как следствие, снижению мотивации в получении профессии или специальности. Таким образом, перед образовательными организациями, реализующими СПО, стоит задача подготовки профессионально-компетентных специалистов, способных найти ответы на вызовы времени.
Решение данных проблем связано с процессом интенсификации и оптимизации процесса подготовки кадров для региональных экономик, реализацией федеральных проектов национального проекта «Образование».
ГАПОУ ПО ПКАС активно включился в процесс разработки рабочих программ и учебно-методических комплексов общеобразовательных дисциплин. Так, с 2022 года ГАПОУ ПО ПКАС по итогам отбора профессиональных образовательных организаций имеет статус Федеральной пилотной площадки и является участником федерального проекта по разработке и внедрению методик преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ СПО, реализуемых на базе основного общего образования.
Отметим, что методика преподавания общеобразовательных дисциплин с учётом профессиональной направленности программ СПО основывается на 4 принципах: интеграции, интенсификации, профессионализации, цифровизации.
Все эти принципы реализуются за счет перераспределения часов общеобразовательных дисциплин с учетом специфики получаемой профессии/специальности, выбора не менее двух общеобразовательных дисциплин с увеличенным объёмом часов на освоение содержания, а также, выполнения обучающимися индивидуального проекта с учётом получаемой профессии или специальности. В частности, интенсивная общеобразовательная подготовка основана на оптимизации сроков обучения, оптимальном отборе содержания, проведении интегрированных и бинарных занятий. Соблюдение данного принципа представляется возможным при реализации проекта «Профессионалитет».
Более подробно остановимся на принципах интеграции и профессионализации. Итак, в качестве примера рассмотрим особенности построения учебного плана по профессии 54.01.20 Графический дизайнер.
Весь объем общеобразовательной подготовки сконцентрирован в основном на первом курсе (за исключением дисциплины «Право»), имеет логическую завершенность, что способствует более высокому коэффициенту полезного действия и целостному представлению об общеобразовательном цикле. Более того, общеобразовательный цикл сам по себе носит многопредметный характер, и принцип рассредоточенности общеобразовательной подготовки в структурировании учебного плана будет иметь больше отрицательных моментов. Несмотря на концентрированный характер общеобразовательного цикла, в структуре учебного плана предусмотрена реализация профессиональной направленности на дисциплинах общеобразовательного цикла, что способствует представлению обучающихся о параллельности областей дисциплин общеобразовательного и профессионального цикла. Внутри образовательных программ заложена профильная составляющая, которая является составной частью общей модели подготовки обучающихся. Учебный план не предусматривает смещение профессионального цикла на первый курс в большом объеме, так как общеобразовательная подготовка является фундаментом для последующего формирования специалиста, его профессиональных навыков и дает базовые компетенции, необходимые в дальнейшей профессиональной деятельности.
Общеобразовательный цикл учебного плана предусматривает изучение:
- Обязательных 13 учебных дисциплин.
- Учебных дисциплин по выбору из обязательных предметных областей: родной язык/родная литература, право.
- Дополнительных учебных дисциплин, курсов по выбору: введение в профессию/практические основы профессиональной деятельности.
При этом учебный план профиля обучения содержит учебные дисциплины, изучаемые на углубленном уровне: "Математика", "Информатика".
Так, на первом курсе из общепрофессионального цикла студенты изучают основы материаловедения. Со свойствами некоторых материалов обучающиеся знакомятся на уроках химии и физики, что обуславливает целесообразность введения дисциплины «Основы материаловедения» на первом курсе и организация междисциплинарных связей. Общепрофессиональные дисциплины «История дизайна», «Инженерная графика и технический рисунок», «Компьютерная графика» также смещены на первый курс и имеют непосредственную связь с дисциплинами общеобразовательного цикла. Например, знание математических понятий: масштаб, геометрические фигуры (призма, пирамида, цилиндр, конус, шар), определение составляющих геометрических фигур, построение геометрических фигур необходимы в дальнейшем при изучении инженерной графики и технического рисунка, а также композиции. В рамках изучения темы по математике «Построение геометрических фигур» предусмотрен бинарный урок совместно с ОД «Инженерная графика и технический рисунок».
В рамка изучения иностранного языка во втором семестре (Тема: Выбор карьеры) запланирован MEET-up на профессиональной площадке колледжа (мастерская «Графический дизайн») во время учебной практики, где студенты старших курсов рассказывают о профессии графический дизайнер, используя коммуникацию на иностранном языке и помогают сформировать первичные профессиональные навыки первокурсникам, объясняя техническое задание базового уровня, которое содержит модуль на иностранном языке. Таким образом, в междисциплинарной связке формируются общие и профессиональные компетенции.
В рамках освоения общеобразовательного цикла предусмотрена дисциплина «Введение в профессию», которая включает в себя два модуля: первый модуль – «Основы исследовательской и проектной деятельности» - включает защиту индивидуального проекта профессиональной направленности и предусмотривает широкий спектр междисциплинарных связей как общеобразовательного цикла, так и общепрофессионального с открытой защитой; второй модуль посвящен практической направленности: «Основы цветоведения», «Рисунок с основами перспективы», «Типографика».
Отметим, что период изучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), необходимых для получения обучающимися среднего общего образования в течение срока освоения соответствующей образовательной программы СПО, определяется образовательной организацией самостоятельно. Соответственно, изучение ОД может быть интегрировано с изучением дисциплин (междисциплинарных курсов, профессиональных модулей) естественно-научного, общего гуманитарного и социально-экономического и профессионального циклов.
Таким образом, формирование профессиональных компетенций происходит на всех этапах образовательного процесса в соответствии с основной образовательной программой, в том числе в период освоения общеобразовательного цикла в рамках профильной составляющей той или иной дисциплины.
Наш опыт показывает, что уже с первого курса студенты колледжа имеют возможность «окунуться в профессию», что, в свою очередь, способствует повышению мотивации в обучении, а также развитию профессионального интереса будущего специалиста.
Список литературы:
1. Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 30.04.2021 г. № Р-98 «Об утверждении концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учётом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе общего образования».
2. Приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 № 1543 (ред. от 17.12.2020) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 54.01.20 Графический дизайнер» (Зарегистрировано с Минюсте России 23.12.2016 № 44916).
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (с изменениями и дополнениями).
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.08.2022 № 762 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (зарегистрирован Минюстиции РФ 21.09.2022, № 70167).