Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Обучение и воспитание на уроках через краеведение

Дата публикации: 2024-01-28 14:45:20
Статью разместил(а):
Пономарёв Сергей Петрович

Обучение и воспитание на уроках истории и обществознания через краеведение

Автор: Пономарёв Сергей Петрович

МКОУ «Щучинская СОШ» Эртильский район Воронежская область

 

Аннотация: В данной статье автор пишет об использовании краеведческого материала на уроках истории и обществознания с целью патриотического воспитания обучающихся. Краеведческий материал открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования. Основные особенности школьного краеведения на современном этапе – это высокая идейность, общественно полезная направленность, его поисково-исследовательский характер.

Ключевые слова: патриотизм, краеведение, поисково-исследовательская деятельность.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Методист-историк А.И. Стражев справедливо утверждал, что без краеведческой работы нельзя по-настоящему вести преподавание истории и обществознание.

Известный методист Н.Г. Дайри не без основания считает, что программные вопросы, по которым изучается не только материал учебника, но и действительность, непосредственно окружающая учащихся, усваиваются значительно прочнее.

Методисты выделяют три уровня краеведческой деятельности школьников. Первый уровень – получение «готовых» знаний о своем крае из различных источников, прежде всего, интернета. Второй уровень – самостоятельное приобретение школьником знаний по краеведению на основе музейных экспозиций, местных архивов, частных архивов земляков и т.д. Третий уровень – изучение края в процессе углубленной исследовательской работы, создание «маленьких» открытий ученика и привнесение их результатов в местный музей, библиотеку, архив.

«Чувство Родины нужно заботливо выращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле», – писал академик Д.С. Лихачев. Он же утверждал: «Краеведение – самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принять участие и большие ученые, и школьники».

В Концепции модернизации российского образования подчёркивается, что одной из важнейших задач воспитания является формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания. Современное общество переживает переломный период. Это общество, часть которого находится под влиянием прежних представлений, привычек, традиций, другая часть довольно быстро адаптируется к новым условиям. Это общество противоречиво: в нём разные системы мировоззрения, политических, нравственных взглядов, ни одна из них не имеет всеобщего признания. Все эти явления переходного периода могут оказывать неоднозначное влияние на самосознание и гражданскую позицию подрастающее поколение.

В Законе РФ «Об образовании» определены требования к образовательной деятельности, где среди важнейших названа задача формирования культурно - исторических ценностей, патриотического воспитания, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе. Одной из самых актуальных задач современного общества является создание благоприятных условий для формирования полноценной, здоровой личности, ориентированной на общечеловеческие, культурно-исторические, художественно-эстетические, духовные ценности. Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя как субъекта культуры. Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры.

Вот почему для меня, учителя-предметника, именно гражданское образование стало приоритетным. Существенным фактором гражданского воспитания подрастающего поколения россиян является его активная социализация. Общепризнано, что активную гражданскую позицию молодого человека легче сформировать через практическую деятельность, в процессе которой они получают навыки ведения дискуссий и умение отстаивать свою точку зрения.

Важным ядром гражданского образования признаётся курс обществознания, который позволяет учащимся овладеть знаниями, умениями, системой жизненных ценностей, социальными нормами, способами деятельности, которые необходимы любому гражданину. Этот курс способствует воспитанию гражданственности, которая характеризуется политическим сознанием, развитым чувством патриотизма, осознанием себя полноправным гражданином своей страны.

Главный продукт деятельности – это знания, полученные самими учащимися. Поэтому на таких уроках организуется работа с научными источниками, документами, дополнительной литературой. Неоценимую роль в формировании гражданской позиции учащихся играют уроки истории, которые призваны также формировать активную гражданскую позицию учащихся, особенно когда знания, полученные на уроках, являются результатом их собственной поисково-исследовательской деятельности. При этом широко использую проблемный метод изучения истории, который позволяет организовать работу на основе взаимодействия, диалога, в ходе которого учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы, используя анализ обстоятельств и соответствующей информации. Такой метод позволяет формировать способности учащихся принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, аргументированно отстаивать свою точку зрения, принимать убедительные доводы других людей. Проблемный подход стимулирует активную познавательную деятельность учеников, заставляет их делать осознанный выбор в сложных ситуациях, что, несомненно, отразится на гражданской позиции школьников.

Чувство патриотизма, гражданственности, ответственности каждого за судьбу России формируется на уроках истории при изучении таких тем, как «Движение декабристов», «Смутное время в России в конце XVI – начале XVII вв.», «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII веке». На примере героических подвигов нашего народа и отдельных героев – Александра Невского, Михаила Ярославича Тверского, Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина, Михаила Илларионовича Кутузова, Георгия Константиновича Жукова и многих других - у учащихся формируется чувство патриотизма, преданности интересам своего народа и своей Родины, что в последнее время стало утрачивать ценность среди молодёжи.

Современное общество требует от школы обеспечения прочных знаний и умений учащихся практически применять эти знания, чтобы активно участвовать в строительстве современного информационного общества. Для успешного решения этой задачи необходимо, чтобы в школе подготавливалось то, что в жизни осуществляется, а обучение и воспитание подрастающего поколения были тесно связаны с реальностью. Не зная истории, экономики и природных богатств своего родного   края, нельзя правильно руководить на местах строительством современного общества. Поэтому школа призвана готовить достойную смену молодых строителей современной России, хорошо знающих свой родной край.

Я считаю, что краеведческий принцип изучения истории помогает осознанному усвоению учащимися самых сложных вопросов социально-экономического, политического и культурного развития страны.  Использование краеведческого материала на уроках истории даёт возможность для вдумчивого и взвешенного анализа места и роли родного края, народов, населяющих его в историческом развитии России. В этой связи краеведение является мощным воспитательным фактором, средством развития патриотизма, любви к своей «малой Родине». Основные особенности школьного краеведения на современном этапе – высокая идейность, общественно-полезная направленность, его поисково-исследовательский характер. Местный материал, с одной стороны, — средство активизации познавательной деятельности учащихся и конкретизации общеисторических событий, а с другой – часть системы знаний по отечественной истории. Моя практика показывает, что использование краеведческого материала на уроках не только не вызывает перегрузки учащихся, а наоборот, значительно облегчает усвоение курса истории России, делает знания учащихся более прочными и глубокими.

Примером служит следующая информация краеведческого содержания, используемая для исследовательской работы «История села Щучье Эртильского района Воронежской области-в истории России».

Освоение Побитюжья в эпоху правления Петра Великого.

Первый и Второй Азовский походы на рубеже 17-18 веков (взятие турецкой крепости Азов в 1696 году) резко повлияли на военно-политическую обстановку на юге и юго-востоке России. Разные территории Воронежского края заселялись по-разному.

Район Побитюжья (бассейны рек Битюга, Икорца и Осереди) становится народной вольницей. Без царского разрешения, самовольно здесь селятся беглые мелкие служилые люди – русские и украинцы. К осени 1698 г. они основали здесь 18 населенных пунктов. Однако царское правительство России не могло допустить, чтобы "привольные" земли заселялись свободно. 23 апреля 1699 г. был издан именной указ Петра I о выселении русских и украинцев с Битюга. По этому указу надлежало битюцких жителей сослать в прежние места, "а строенье все пожечь и впредь им селиться на Битюге не разрешать". Уничтожив в 1699 г. поселения беглых в Побитюжье, правительство решило поселить здесь дворцовых крестьян. Привыкшие к мирной сельской жизни в центральных районах страны, откуда они были выселены, дворцовые крестьяне не могли сразу приспособиться к пограничной жизни. Здесь нужно было быть не только пахарем, но и воином. Правительство не обратило внимание на гибель дворцовых крестьян в Воронежском крае.

Битюцкая Дворцовая волость основана в 1701 году в ходе осуществления правительственной колонизации русских земель, расположенных в бассейне реки Битюг и реки Икорец. Летом 1701 г. в Побитюжье была переселена первая большая группа дворцовых крестьян, общей численностью 4919 человек. К 1703 г. из 4919 переселенных на Битюг крестьян осталось 369. Из 4550 человек убывших 3409 умерли, 1141 убежали. В 1704 г. в Побитюжье переселяют еще одну большую группу дворцовых крестьян. Но и на этот раз большая часть населения погибла. Царский указ об основании на Битюге Битюцкой дворцовой волости находился под угрозой срыва. Тогда местные воеводы снова разрешили беглым служилым людям селиться здесь.

В 1710 году в состав Битюцкой дворцовой волости входили 15 населённых пунктов, среди которых была и деревня Щучья (ныне село Щучье). Административный центр Битюцкой Дворцовой волости была Бобровская слобода. Освоение Побитюжья шло трудно и довольно медленно. Наличие реки Битюг (возможно и звучание как Бетюк) являлось особой притягательной силой в освоении свободных, плодородных земель сосланными сюда дворцовыми крестьянами, которое продолжалось до середины 18 века. Это и были наши предки.

В 1685 году битюцкие земли описала военно-топографическая экспедиция под руководством дворянина Ивана Жолобова, и сделала однозначный вывод – ни одного постоянного поселения на Битюге к тому времени еще не было. Однако после 1696 года, в результате Азовских походов Петра I и прочного обоснования русских войск в Приазовье, ситуация в крае изменилась: опасность появления татар у Битюга уменьшилась, и русские люди устремились на плодородные земли. И все бы ничего, да дело коснулось государственных интересов. Надумал в то время Петр строить под Воронежем флот, для которого требовался лес. А тут выясняется, что деревья активно рубятся на постройки и дрова. Не удивительно, что когда Петр I весной 1699 приехал в Воронеж и узнал об этих проблемах, то издал указ, по которому поселившихся у реки Битюг русских людей и черкас надлежало сослать на прежние места их проживания, «а строенья все пожечь и впредь им селиться на Битюге не разрешать».

На Битюг был послан карательный отряд, который действовал в соответствии с царским указом. В архивах сохранилась запись от 16 декабря 1699 года: «…битюцкие жители с тех угодий сосланы, и дворовое строенье пожжено». Тут же указано: сожжено 1515 дворов. А уже в ноябре того же года Петр издает новый указ, по которому на Битюг надлежало переселить дворцовых, т.е. принадлежавших лично царю, ведь строителей флота и солдат надо было как-то кормить. Создается новая административная единица – Битюцкая дворцовая волость. Массовое переселение началось в 1701 году.  Жилось новым поселенцам на Битюге очень тяжело. К тому же, на Дону и в Побитюжье скопилось очень много беглых крестьян. За непослушание, утайку беглых и уклонение от переписи казаки подвергались жестоким наказаниям. В народе росло возмущение.

16 августа 1698 года на имя воеводы города Старого Оскола Ивана Ивановича Тевяшова приходит грамота из Москвы с повелением ехать в Воронежский уезд, на реки Битюг и Осередь. Причиной такого задания московского правительства стали появившиеся в предыдущие два года новые поселения по берегам этих рек. Одной из главных задач, поставленных перед Тевяшовым, было установить, какие населённые пункты возникли, кто в них поселился. Последним населённым пунктом, жители которого были расспрошены воеводой, была деревня Щучья. Итак, экспедиция воеводы И.И. Тевяшова закончилась. Данные о новых населённых пунктах были добыты. Выяснилось, что в этом районе в 1697-1698 гг. появилось 17 новых поселений. Самым крупным из них была Битюцкая слобода (около 2216 жителей).

Из опыта работы знаю, что использование местного материала на уроках не только не вызывает перегрузки учащихся, а, наоборот, значительно облегчает усвоение курса истории, делает знания более прочными и глубокими. Я всегда стремлюсь к тому, чтобы в результате систематического включения краеведческого материала в учебный процесс у учащихся сформировалась определенная система знаний о родном крае: о главных этапах его развития, отличительных особенностях, месте и значении в историческом развитии нашей страны. Таким образом, использование краеведческого материала приобщает учащихся к историческому процессу, является школой познания и методики мышления, школой воспитания историей и культурой.

Краеведческий материал в учебно-воспитательном процессе эффективен тогда, когда он:

а) является не только средством иллюстрации и конкретизации общеисторических событий и явлений, но и источником получения новых знаний, расширения кругозора учащихся;

б) удобен для сравнения и сопоставления – в этом случае учащиеся учатся мыслить и делать выводы;

в) тесно связан с общеисторическими событиями и раскрывает специфические особенности развития родного края – дает положительный результат в патриотическом и духовно-нравственном воспитании личности.

Я считаю, что чем раньше краеведение входит в жизнь детей, тем больше место оно занимает в дальнейшем, стимулирует потребности и запросы, формирует вкусы, т.к. главная задача краеведения – воспитание патриота, развитие у учащихся интереса к истории родного края, воспитание любви и уважения к своей «малой» родине как части огромной России.

Краеведение является важным средством повышения качества знаний, способствует формированию у учащихся научного мировоззрения, содействует оформлению в сознании школьников целостной картины мира. Историческое краеведение способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье. Благодаря краеведению школьник имеет возможность глубже понять положения: история — это история людей; корни человека — в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны; в ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные ценности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия; труд — основной источник духовного и материального богатства и благополучия человека, важное условие благоприятного развития общества.

Вот почему в последнее время в российском образовании заметно проявляется интерес к школьному краеведению, так как оно имеет большое значение для развития личности каждого ребенка. В отечественном образовании краеведение традиционно считалось и считается важным средством воспитания нравственности, гражданственности, патриотизма. Трудно переоценить значимость для познавательного развития и воспитания человека изучения малой родины: ее природы, истории, культурных памятников, духовных ценностей народа, биографий достойных и уважаемых земляков.

Краеведческая работа по истории в российских школах сегодня строится согласно концепции «нового» краеведения, которая включает локальную человеческую историю, историю повседневной жизни региона, культурный код места и «визитную карточку» территории.

Я считаю, что краеведческий принцип изучения истории помогает осознанному усвоению учащимися самых сложных вопросов социально-экономического, политического и культурного развития страны. Однако краеведческим такой подход будет только тогда, когда изучение истории России будет параллельно рассматриваться с явлениями местного быта, местной природы, местной истории.

 

Список литературы:

1. Веселовский В.Г.  Колыбель русского флота: исторический очерк. – Воронеж, 1888.

2. Загоровский В.П. Петр Великий на Воронежской земле. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1996. – 168 с.

3. Немыкин А.Я. Историческое краеведение Воронежской области (с древнейших времён до середины XIX века): учебно-методическое пособие / А.Я. Немыкин, И.В. Немыкина. – 3-е изд., испр. – Воронеж : Воронежский государственный педагогический университет, 2020. – 176 с. 

4. Расторгуев В.И. Воронеж – родина Русского Военно-Морского флота. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2000. 

5. Расторгуев В.И. Воронеж – родина первого Адмиралтейства России. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2007. – 533 с.

 

. . . . .