Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Формирование коммуникативных УУД на уроках английского языка

Дата публикации: 2024-02-01 10:00:22
Статью разместил(а):
Вильянова Инесса Эдуардовна

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка в 3 классе

Автор: Вильянова Инесса Эдуардовна

ГБНОУ СО «Самарский региональный центр для одаренных детей»

Необходимость оптимизации начального образования осознается обществом как актуальная задача тогда, когда возникает существенный разрыв между новой системой требований к результатам образования и реальными результатами образовательной программы.

Анализ новых тенденций оптимизации образовательного процесса в школе позволяет говорить об изменении общей парадигмы образования, что находит отражение в переходе: 

от определения цели обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели обучения как формирования умения учиться;

от «стерильности» системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к экологической парадигме включения содержания обучения в контекст решения жизненных задач;

от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации;

от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учебного процесса как смыслового (процесса смыслообразования и смыслопорождения);

от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию ведущей роли учебного сотрудничества.

Именно активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей обучения — знание не передается в готовом виде, а строится самим учащимся в процессе познавательной, исследовательской деятельности. В образовательной практике наметился переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество — совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием учащихся в выборе содержания и методов обучения. Все это придает особую актуальность задаче формирования в начальной школе коммуникативных универсальных учебных действий.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Особенности развития коммуникативных УУД у младших школьников.

В психологии и педагогике развитию речи и общения в дошкольном возрасте, а также коммуникативно-речевой стороне готовности детей к школе традиционно уделяется большое внимание. Известно, что, хотя уровень развития реальной коммуникативной компетентности школьников весьма различен, в целом он далек от желаемого. Это и побуждает разработчиков нового проекта Государственных стандартов общего образования считать эту сторону развития одной из приоритетных, а не факультативных задач школьного образования.

Коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности), налаживания межличностных отношений и др.

Коммуникация имеет ключевое значение для психического и личностного развития ребенка: содействие и сотрудничество выступают как реальная деятельность, внутри которой совершаются процессы психического развития и становления личности. Кроме того, благодаря своей знаковой (вербальной) природе общение изначально связано с обобщением (мышлением): возникая как средство общения, слово становится средством обобщения и становления индивидуального сознания (Л.С. Выготский).

А.Г. Асмолов разделяет коммуникативные действия на три группы в соответствии с тремя основными аспектами коммуникативной деятельности: коммуникацией как взаимодействием, коммуникацией как сотрудничеством и коммуникацией как условием интериоризации. Рассмотрим каждую группу коммуникативных универсальных учебных действий.

Коммуникация как взаимодействие. Первая группа — коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации).

Важной вехой в развитии детей является преодоление эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях.

Происходит процесс децентрации, главным образом, в общении со сверстниками и прежде всего под влиянием столкновения их различных точек зрения в игре и других совместных видах деятельности, в процессе споров и поиска общих договоренностей.

На I этапе требуется хотя бы элементарное понимание (или допущение) возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос, а также ориентация на позицию других людей, отличную от его собственной, на чем строится воспитание уважения к иной точке зрения.

По мере приобретения опыта общения (совместной деятельности, учебного сотрудничества и дружеских отношений) дети научаются весьма успешно не только учитывать, но и заранее предвидеть разные возможные мнения других людей, нередко связанные с различиями в их потребностях и интересах. В контексте сравнения они также учатся обосновывать и доказывать собственное мнение.

К концу начальной школы дети становятся способными понимать возможность разных оснований (у разных людей) для оценки одного и того же предмета. Таким образом, они приближаются к пониманию относительности оценок или выборов, совершаемых людьми. Вместе с преодолением эгоцентризма дети начинают лучше понимать мысли, чувства, стремления и желания окружающих, их внутренний мир в целом.

Названные характеристики служат показателями нормативно-возрастной формы развития коммуникативного компонента универсальных учебных действий в начальной школе.

Коммуникация как кооперация, то есть действия, направленные на кооперацию, сотрудничество. Ядром этой группы коммуникативных действий является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, а необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности.

Хотя учебная деятельность по своему характеру остается преимущественно индивидуальной, тем не менее вокруг нее (например, на переменах, в групповых играх, спортивных соревнованиях, в домашней обстановке и т.д.) нередко возникает настоящее сотрудничество школьников: дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль и т.д. Как известно, от навыков конструктивного общения, приобретенных в младшем школьном возрасте, во многом зависит благополучие личностного развития подростка.

Естественно, что в условиях специально организуемого учебного сотрудничества формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно (т.е. в более ранние сроки), с более высокими показателями и в более широком спектре.

Концепция учебного сотрудничества предполагает, что большая часть обучения строится как групповое, и именно совместная деятельность обучающего и обучаемых обеспечивает усвоение обобщенных способов решения задач.

Однако в рамках сложившейся системы обучения главными показателями нормативно-возрастной формы развития коммуникативного компонента универсальных учебных действий в начальной школе можно считать умение договариваться, находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению) даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах (конфликт интересов); умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение, умение и убеждать, и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.

Коммуникация как условие интериоризации - это коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии. Возникая как средство общения, слово становится средством обобщения и становления индивидуального сознания (Л.С. Выготский, 1984). Так индивидуальное сознание и рефлексивность мышления ребенка зарождаются внутри взаимодействия и сотрудничества его с другими людьми.

Необходима организация совместной деятельности учащихся, которая создаст контекст, адекватный для совершенствования способности речевого отображения (описания, объяснения) учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) предметно-практической или иной деятельности, — прежде всего в форме громкой социализированной речи.

В частности, очень важны такие формы работы, как организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, а также обсуждение участниками способов своего действия.

Для групповой работы можно использовать время на уроках. Однако можно привлекать другие формы, например проектные задания, специальные тренинговые занятия по развитию коммуникативных навыков под руководством школьного психолога и т.п.

Однако приведенные выше формы занятий и другие рекомендации могут оказаться полезными только в случае создания благоприятной общей атмосферы в отдельном классе и в школе в целом — атмосферы поддержки и заинтересованности.

Необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению.

Решающая роль в этом принадлежит учителю, который сам должен быть образцом не авторитарного стиля ведения дискуссии и обладать достаточной общей коммуникативной культурой. Учитель должен давать учащимся речевые образцы и оказывать им помощь в ведении дискуссии, споров, приведении аргументов и т.д.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка в III классе (практические задания).

Можно без преувеличения сказать, что все учебные предметы начальной школы имеют потенциальные предпосылки для развития коммуникативных и речевых действий в силу их действительно универсального, т.е. максимально обобщенного, характера. Однако реализации данного потенциала существенно препятствует безусловное доминирование индивидуальной формы организации учебной деятельности (учитель — ученик), которое сегодня характерно для большинства школьных дисциплин. Тем не менее многие учителя-предметники имеют успешный опыт организации отдельных учебных заданий совместного типа, специфика которых естественным образом предполагает активное взаимодействие учеников, сотрудничество, обмен информацией, обсуждение разных точек зрения и т.д.

Изучение иностранного языка в начальной школе включает в себя овладение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением, говорением и письмом, что обеспечивает формирование всех видов УУД. Их развитие осуществляется с использованием, помимо фронтальной, и групповой формой организации учебной деятельности детей, которая позволяет лучше использовать и совершенствовать их коммуникативные умения в процессе решения учебных предметных задач. Дальнейшее развитие коммуникативных умений учеников к концу начальной школы осуществляются и через самостоятельное использование учениками присвоенной системы приемов понимания устного и письменного текста.

Примеры заданий на развитие коммуникативных УУД:

слушание чтения (рассказы), фиксирование его темы, ключевых слов:

подготовка устных рассказов (о литературных героях, о личных впечатлениях по следам прочитанного);

инсценирование и драматизация;

устное словесное рисование;

творческий пересказ текста от лица разных героев-персонажей;

сочинение по личным впечатлениям и по прочитанному;

диалоги с подстановкой и т.д.

такие задания, как «подготовь рассказ…», «опиши устно…», «объясни…», «обоснуй свой ответ…» и т.д., имеют чисто коммуникативную природу: рассказ всегда адресован кому-то (и может различаться в зависимости от того, к кому он обращен), описание или объяснение также теряет смысл вне ситуации общения и взаимодействия. Целесообразно поэтому практиковать выполнение хотя бы части такого рода заданий детьми, объединенными в пары или микрогруппы по 3-4 человека. Такой прием придаст этим заданиям психологически полноценный характер деятельности детей. При совместном выполнении школьниками заданий разрешаются и даже поощряются их коммуникативные действия. Дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, доказывать… По своей мотивационной наполненности такого рода учебная работа близка к игровой деятельности с характерной для нее актуализацией соревновательных мотивов, инициативным поведением и активным взаимодействием. Естественно, что эмоционально положительное отношение учащихся к этой работе резко повышает ее эффективность и тем самым способствует сохранению учебной мотивации и позитивного отношения к учению в целом.

Таким образом, основой развития коммуникативных УУД является систематическое использование трех видов диалога:

1. Диалог в большой группе (учитель – ученик).

2. Диалог в небольшой группе (ученик – ученики).

3. Диалог в паре (ученик – ученик).

Имея практический опыт обучения английскому языку различных возрастных категорий учащихся (с 5-6 лет в подготовительной группе дошкольников до старших школьников, сдающих экзамены ГИА, ЕГЭ и международные экзамены), считаю необходимым отметить, что формирование коммуникативных УУД нужно начинать с самого раннего этапа обучения языку, что, безусловно, делает этот процесс более эффективным и результативным.

Заключение.

Приведенные выше основные виды коммуникативных и речевых действий, в силу своего действительно универсального, т.е. максимально обобщенного характера естественным образом распространяются на все учебные предметы и, особенно, на внеурочную деятельность. 

По мнению А.Г. Асмолова и Г.А. Цукермана, «нет предметов, где дискуссии были бы неуместны, а работа учеников в малых группах не требовала бы координации разных точек зрения в ходе достижения общего результата», и актуальная проблема заключается скорее в подборе содержания и разработке конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области). Решающим же условием формирования коммуникативных УУД является овладение педагогическим составом методиками организации в классе учебного сотрудничества («учитель-ученик», «ученик-ученик»). Без внедрения соответствующих педагогических технологий коммуникативные действия и основанные на них компетенции будут, как и сегодня, принадлежать сфере индивидуальных способностей ученика, не всегда удовлетворительных.

Качественное овладение иностранным языком как средством межкультурного общения и взаимодействия в настоящее время представляется невозможным без формирования и развития системы универсальных учебных действий, которая и является тем единственным мощным механизмом, который в результате обучения в школе обеспечит должный уровень коммуникативной компетентности учащегося. 

 

Список литературы:

1. Асмолов А.Г. «Наша новая школа» – социальный проект развития личности, общества и государства // Социальная педагогика в России. – 2010. – № 4. – C. 3 – 11.

2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Под ред. Асмолова А.Г. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.

3. Балашова А.И. К вопросу о развитии универсальных учебных действий // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2009. – № 5. – С. 69 – 73.

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с. 

5. Ермолова Н.А. Проектирование образовательного пространства, направленного на реализацию новых результатов образования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2010. – № 4. – С. 17 – 21. 

6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. Асмолова А.Г. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.

7. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. – № 2. – С. 11 – 12.

8. Перминова Л.М. Взаимосвязь стандартов первого и второго поколений // Народное образование. – 2010. – № 7. – С. 209 – 216.

9. Песняева Н.А. Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников // Методист. – 2010. № 4. – С. 61– 67.

10. Петерсон Л.Г. Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения «Школа 2000…» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2011. – № 3. – С. 17 – 23.

11. Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. – М.: МГУ, 1989. – 216 с.

12. Пономарева Е.А. Универсальные учебные действия или умение учиться // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2010. – № 2. – С. 39 – 42.

13. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2010. – 59 с.

14. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. – М.: Интерпракс, 1995. – 288 с.

15. Sandy Jervis. Grammar Time, Pearson Education Limited 2000.

16. Васильева Л.В.. Олимпиадные задания по английскому языку 2-4 классы. Волгоград. «Учитель» 2010.

17. Anne Robinson, Karen Saxby. Fun for Flyers. Student’s Book. Cambridge University Press 2010.

18. Cambridge Young Learners English Tests. Cambridge Movers 2. Cambridge University Press 2007.

19. Верещагина И.Н., Притыкина Т.А. УМК «Английский язык для 3 класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев и гимназий» - М, «Просвещение», 2005.

20. Stuart Cochrone. Primary Grammar 2. – Macmillan Education. 2008.

 

. . . . .