Разработка и реализация индивидуальных планов групповых образовательных маршрутов
Разработка и реализация индивидуальных планов групповых образовательных маршрутов для обучающихся с рисками школьной неуспешности, как необходимое условие достижения образовательных результатов у обучающихся
Автор: Сергиенко Татьяна Анатольевна
БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 39 с УИОП»
Одной из актуальных проблем в школе остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспешности. Ее решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний у учащихся, которые учитывали бы их реальные возможности.
При работе со слабоуспевающими школьниками необходимо искать виды заданий, максимально возбуждающие активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности. В работе с ними важно найти такие пути, которые отвечали необходимости повышения результатов образовательной деятельности и возможностям ребенка.
Особое внимание нужно уделять: индивидуализации обучения, увеличению практической составляющей занятий, увеличение доли заданий творческого характера, чередованию различных видов деятельности. Содержание учебного материала должно обеспечивать мотивацию, ориентироваться на развитие внимания, памяти и речи, быть лично значимым.
Цель: повысить качество обучения отдельных обучающихся.
Задачи:
-
Развитие индивидуальных форм внеурочной деятельности (ИОМ)
-
Удовлетворение потребности в новой информации (широкая информированность)
-
Формирование глубокого устойчивого интереса к предмету
-
Расширение кругозора учащихся, их любознательности
-
Активизации слабых учащихся
-
Психолого-педагогическая поддержка учащихся
-
Повышение уровня учебной мотивации: создание ситуации успеха
-
Организация сотрудничества с родителями
-
Индивидуализация процесса обучения
-
Личностный подход.
Планируемые результаты:
-
Создание благоприятных условий для развития интеллектуальных способностей учащихся, личностного роста обучающихся.
-
Внедрение новых образовательных технологий.
-
Организация сотрудничества с родителями.
Способы работы с учениками:
- индивидуальные задания
- организация парной и групповой работы
- выбор индивидуального задания
- практические работы, эксперименты.
Задачи индивидуально-ориентированного маршрута:
-
Ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках.
-
Психолого-педагогическая поддержка.
-
Повышение уровня учебной мотивации.
Для разработки и реализации индивидуальных планов и групповых образовательных маршрутов для обучающихся с рисками школьной неуспешности, как необходимое условие достижения образовательных результатов у обучающихся, используется карта слабоуспевающего обучающегося.
Карта слабоуспевающего обучающегося
Ф.И. учащегося ...
Класс ...
Предмет ...
Учитель ...
1. Характеристика познавательной деятельности учащегося:
1.1. Мотивация к учебной деятельности:
а) сформирована
б) сформирована недостаточно.
1.2. Устойчивость внимания:
а) высокая
б) средняя
в) низкая.
1.3. Процесс запоминания и сохранения учебного материала:
а) быстро запоминает
б) медленно запоминает
в) быстро забывает
г) медленно забывает.
1.4. Успешность усвоения различных форм обучения:
а) более успешен при письменных работах
б) более успешен при устных опросах
в) успешен в обеих формах
не успешен в обеих формах.
2. Особенности внимания:
а) часто «отсутствует» на уроках
б) не слышит вопроса
в) внимание кратковременное
г) периодически включается в урок
д) стабильно удерживает внимание.
3. Учебная активность:
а) пассивен
б) отвечает, если спрашивают
в) активно участвует в работе
г) черезмерно активен, переключает внимание на себя
д) часто дает неправильные ответы.
4. Заинтересованность в учебной деятельности:
а) большую часть времени занят своими делами (рисует, разбирает ручки и др.)
б) общается с другими учениками, отвлекает их
в) переключает внимание учителя на себя
г) включается в обучение на отдельных этапах.
5. Степень усвоения материала:
а) усваивает с трудом
б) понимает сразу, но для закрепления нужны усилия
в) быстро усваивает материал, формирует компетенции.
6. Темп деятельности:
а) медленный
б) средний
в) быстрый
г) неравномерный.
Список литературы:
1. Внутришкольная система профилактики учебной неуспешности: методические рекомендации / авт.-сост. О.В. Созонтова – Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2022.
2. Организация адресной работы со слабоуспевающими и неуспевающими школьниками: методические рекомендации / Сост. А.В. Аверин. – Сыктывкар: Изд-во ГОУДПО «КРИРО», 2020.
3. Преодоление учебной неуспешности. – Новосибирск: ГКУ НСО НИМРО, 2022.
4. Технологии сопровождения обучающихся с рисками школьной неуспешности: методические материалы / под ред. Е.А. Вишняковой. – Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2021.
5. Школьная неуспеваемость: психолого-педагогические преодоления: учебное пособие / М.Г. Харитонов, И.П. Иванова, Т.В. Романова, О.В. Чернова. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2021.