Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Организация самостоятельной работы школьников с ЗПР на уроках математики в 5 классе

Дата публикации: 2024-02-10 13:05:44
Статью разместил(а):
Кондратьева Наталья Михайловна

Организация самостоятельной работы школьников с ЗПР на уроках математики в 5 классе

Автор: Кондратьева Наталья Михайловна

МКОУ Чумаковская СОШ

 

Аннотация: В статье рассматривается необходимость самостоятельной работы школьников с ЗПР.  В работе описывается организация самостоятельной работы школьников с ЗПР на уроках математики в 5 классе.

Ключевые слова: школьники с ЗПР, самостоятельная работа, виды самостоятельных работ.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО. 

 

В настоящее время количество детей с ограниченными возможностями возрастает. В этой категории чаще всего встречаются дети с задержкой психического развития. Для них овладение навыком самостоятельности играет особенную роль, потому что от уровня развития этого навыка будет зависеть успешность учебной деятельности как в целом, так и на уроках математики.  

Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает формирование ответственности и самостоятельности детей. Требования образовательного стандарта, прежде всего, направлено на создание условий развития ребенка. Одной из образовательных областей ФГОС это социально-коммуникативное развитие учащихся, которое обеспечивает становление самостоятельности, формирование положительного настроя к различным видам труда и творчества, развитие безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Замечательный отечественный педагог и Константин Дмитриевич Ушинский писал, что «самостоятельные мысли вытекают только из самостоятельно приобретенных знаний о тех или иных предметах и явлениях, которые окружают ребенка». Идея о том, что обучение должно быть в течение процесса умственного труда, процессом активной познавательной деятельности учащегося, красной нитью проходит через все дидактическое учение великого русского педагога.

Самостоятельность – важное качество, необходимое человеку в жизни. Когда ребенок осознает, что может выполнять важные действия сам, он становится «хозяином» вещей, поступков и отношений, получает уверенность в себе и чувство самоуважения, собственного достоинства и независимость. Ребенок не может быть свободен, если он несамостоятелен. Дети, выполняющие посильную работу, необходимую для удобства и потребностей жизни, осознают себя как личность и гордятся собой. Учебная самостоятельность — это способность ученика самому осуществлять свою учебную деятельность и брать на себя ответственность за ее результат.

Главное в воспитании самостоятельности учащихся с ОВЗ – опираться на индивидуальные возможности самого ребенка. Педагог должен поддерживать ребенка и его желание быть самостоятельным. Главное не относиться к проявлению самостоятельности, как к чему-то само собой разумеющемуся. «Я научу тебя этот делать самостоятельно» — вот главный девиз для педагога в работе с ребенком с ОВЗ.

На уроках математики у детей с ЗПР есть особенность выполнения заданий это то, что они не стремятся сделать задание по образцу или алгоритму и при этом оценку своей деятельности они дают преимущественно завышенную. Учащиеся не могут адекватно оценить, выполненную работу, так как не видят  ошибочность своих действий. Изучение процесса обучения математики детей с ЗПР показал, что ответы их часто необдуманные, импульсивные. Учащиеся не могут учитывать все требования педагога. Они выбирают в задании педагога лишь отдельные фрагменты. Это указывает на то, что у них не в полной мере сформирована учебная деятельность, что является возможно основной   причиной их стойкой неуспеваемости в условиях общеобразовательной школы.

С первых уроков учащихся с ЗПР в 5 классе необходимо учить быть внимательными. Очень часто детей ЗПР интересуют только занимательные задания. К. Д. Ушинский учил «Помните, что не все может быть занимательным в учении, приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что его не занимает…». Действительно самостоятельная работа – один из самых важных и трудных практик обучения для учащихся 5 класса. Важно, что организация самостоятельной работы у учащихся ЗПР на уроках математики является необходимым средством активизации их учебной и познавательной деятельности. Задача самостоятельной работы по математике заключается в том, чтобы содействовать усвоению учебного материала на уроках.

Самостоятельная работа учащихся по математике - познавательная учебная деятельность, выполняемая по заданию учителя под его руководством и контролем, но без его непосредственного участия. Этот метод обучения может иметь место при изучении нового материала, закреплении, повторении и обобщении изученного. Специфически для предмета математики аспект самостоятельности – это самостоятельное решение, самостоятельное получение верного результата. Наивысшей математической самостоятельности учащиеся достигают при письменном контроле знаний.  

Необходимо отметить, что в 5 классе по математике у учащихся с ЗПР нет четкой границы между самостоятельной и несамостоятельной активностью. В процессе обучения участвуют и учитель, и ученик и поэтому навыки самостоятельной работы на уроках математики в 5 классе учащимся с ЗПР начинают прививать с первых дней обучения. Учитель вовлекает учащихся в учебный процесс, активизирует их познавательную деятельность, задает им для выполнения самостоятельные, умственные действия. Систематически выполняя самостоятельные работы, совершая умственные и практические действия в обучении, ученик приобретает навыки самостоятельной деятельности.

При выполнении самостоятельных работ учащимися с ЗПР необходимо давать четкий инструктаж о порядке работы. У детей с ЗПР почти все задания вызывают затруднения, и поэтому на каждом занятии необходимо стремиться решать задачу: как сделать изучаемый материал более понятным и доступным, а урок интересным и полезным.

Учитывая разный уровень самостоятельности учащихся, возможны такие формы работ:

· опрос по индивидуальным карточкам;

· выполнение различных работ по алгоритму;

· решение задач по плану;

· письменный опрос (самостоятельные работы, математические диктанты);

· самоконтроль и самооценка по образцу;

· составление опорного конспекта по новой теме;

· использование плана и учебника при изучении нового материала.

На уроках математики особую роль играют практические методы обучения. Практические методы обучения базируются на самостоятельной и практической деятельности учащихся. Этими методами также формируют навыки самостоятельной работы.  Возможно применение учителем их при работе с геометрическим материалом и величинами. К практическим методам относятся практические работы и упражнения. Приведём некоторые примеры практических работ на уроках математики в 5 к предлагает классе:

· Начерти развернутый и прямой угол.

· Начерти замкнутую ломаную линию из четырех звеньев.

· Сколько можно провести прямых через две точки. Начерти точки А и В и проведи прямые. Сколько прямых получилось?

· Начертите произвольный треугольник. Измерьте стороны данного треугольника ниточкой, картонкой, меркой, линейкой, циркулем.

В 5 классе первой ступенькой формирования навыков самостоятельной деятельности учащихся с ЗПР можно отнести самостоятельные работы по образцу. Этот вид самостоятельных работ проверятся немедленно, выполняется по образцу после объяснения нового материала.   

Карточки с заданиями с выборочной формой ответа помогают сформировать у учащихся навыки самостоятельной работы в усвоении математических понятий и их свойств.

При выполнении тренировочных самостоятельных работ учащимся с ЗПР необходима помощь. Поэтому данной категории учащихся разрешается пользоваться учебниками, опорными конспектами, записями в тетради, таблицами. Дет с ЗПР могут эффективно принимать и использовать направляющую помощь взрослого при выполнении различных видов работ на уроке. В зависимости от индивидуальных особенностей учащегося и степени сложности материала направляющая помощь педагога может быть разной. Способность принимать помощь от взрослых, усваивать алгоритм задания и переносить его в аналогичные ситуации это отличительная особенность детей с ЗПР.

Ещё один вид самостоятельной работы учащихся – работа с текстом. Невозможно получить знания самостоятельно, не умея работать с математическим текстом.  Прочтение и осмысление прочитанного самостоятельно является важнейшим умением в коррекционной работе. Для этого возможно использовать такие приемы: чтение текста про себя и вслух, пересказ содержания, прочитанного по плану. 

Для сознательного усвоения содержания понятия необходимо, что учащийся умел работать над понятием и термином.   Нужно научить учащихся самостоятельно искать в соответствующих словарях происхождения терминов (например «уравнение», «корень уравнения»).

Обучающиеся с ЗПР  могут успешно обучаться математике, но в учебном процессе педагог должен опираться на ранее усвоенное и имеющийся у учащихся практический опыт. Каждый ребенок должен научиться пользоваться имеющимися знаниями в жизни.

Умение самостоятельно работать на уроке  математики важно для учащихся с ЗПР, так как в процессе личной самостоятельной учебной работы они приобретают знания, у детей формируется активная жизненная позиция, адекватность и самооценка.  

 

Список литературы: 

1. Бабкина Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития: учеб. пособие. - М.: Владос, 2018. – 145 с.

2. Годовникова Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ: учеб. Пособие для вузов. - 2-е изд. - М.: Юрайт, 2020. - 218 с.

3. Михальчук Е.В. Инклюзивное образование: учеб. И практикум для вузов. - М.: Юрайт, 2020. - 177 с.

4. Специальная психология: учеб. для вузов / под ред. Л.М. Шипицыной. - М.: Юрайт, 2020. - 287 с.

 

. . . . .