Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках истории и обществознания

Дата публикации: 2024-02-14 23:08:36
Статью разместил(а):
Данилова Лилия Александровна

Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках истории и обществознания

Автор: Данилова Лилия Александровна

МАОУ «СОШ № 36», г. Сыктывкар, Республика Коми

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о понятии и направлениях функциональной грамотности, о ресурсах, содержащих открытые банки заданий по разным направлениям функциональной грамотности, которые могут помочь в работе учителя, приводятся примеры таких задания для уроков истории и обществознания.

Ключевые слова: функциональная грамотность, читательская грамотность, естественно-научная грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление, финансовая грамотность, математическая грамотность.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач современного образования. Сегодня общество делает запрос на функционально грамотных специалистов, которые осваивают новые знания, применяют их к новым обстоятельствам, решают возникающие проблемы. Моя основная задача, как учителя - развивать ФГ учащихся, чтобы они  адаптировались в современном обществе.

Понятие функциональной грамотности закрепилось в федеральных государственных стандартах. ФГОСы  объясняют его связь с предметами,  описывают содержание, систему оценки планируемых результатов. Это значимо для всех участников образовательного процесса: выявленные дефициты позволят учителю создать эффективную систему корректирующих действий, от них зависит успеваемость ученика, а также его успех в социальной и профессиональной сферах.

Поскольку формирование функциональной грамотности – это одно из важных направлений педагогической деятельности, то и реализуется он в рамках самых разных учебных дисциплин. Огромный потенциал у  предметов гуманитарного цикла, в том числе истории и обществознания. 

В системе оценивания качества обучения проводится целый комплекс внешних оценочных  процедур на разных уровнях: ГИА, выборочные исследования - мониторинги, национальные исследования, ВПР.

Анализ полученных результатов позволил определить основные дефициты у наших школьников:

- неумение работать с информацией: сопоставлять, соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать;

- не обладают навыком преобразования информации, представленной в различных знаковых системах;

- не способны извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (философских, научно-популярных, публицистических) знания по заданным темам;

- отсутствие навыка целостного анализа информации.

Очевидно, что достижение предметных результатов невозможно без систематической работы с различными источниками информации.

Значит основа для решения задач в любой области знания — читательская грамотность. Грамотный читатель не задумывается, в рамках какой предметной области он решает ту или иную задачу. Он просто верно считывает и декодирует информацию, что позволяет с достоинством выйти из проблемной ситуации. А мы сталкиваемся с тем, что наши учащиеся не умеют читать тексты и выполнять задания по ним, современной молодёжи присуще клиповое сознание. Поэтому формирование читательских навыков — общая задача педагогического сообщества.

Для обучения истории и обществознанию умение использовать источники информации имеет особое значение, потому что выделяется как предметное. ФГОС ООО определяет, что предметные результаты должны обеспечивать формирование умений выбирать и использовать источники исторической и обществоведческой информации, необходимые для решения учебных, практико-ориентированных задач, практических задач в повседневной жизни.

Педагогу не столь важно уметь самостоятельно разрабатывать задания,ему нужно знать о ресурсах, где эти задания можно взять, чтобы использовать  в практике обучения.

Один из примеров заданий банка заданий по ФГ по направлению читательская грамотность на сайте ФИПИ, так же там представлены задания по  естественно-научной грамотности и сразу познакомимся с требованиями к качественному заданию по функциональной грамотности по мнению разработчиков подобных заданий на платформе.

Банк заданий на ресурсе Института стратегии развития образования (по всем 6 направлениям функциональной грамотности). Пример задания по истории для 6 класса «Топорная работа» - памятник деревянному зодчеству на острове Кижи – задание комплексное, представлено в 8 пунктах.

Московский центр качества образования. Разбивка не по направлениям функциональной грамотности, а по классам и предметам.

На платформе Российской электронной школы тоже есть открытый банк заданий для оценки функциональной грамотности. Если на эту платформу завести классы и своих учеников, то можно задания выполнять онлайн. Это ресурсы по всем направлениям ФГ. Детям можно выдать задание (тестовое на проверку знаний или обучающую карточку) с автоматической проверкой и выставлением оценки. Такие возможности использую при работе с детьми, которые много пропустили, но стараюсь не злоупотреблять (за некоторых учеников такие задания выполняют родители).                                                                                                                

Особое место в Федеральном государственном образовательном стандарте отводится финансовой грамотности. Современный мир финансов очень динамичный, так же быстро меняется человек, его интересы и потребности и школа может и должна помочь. Задания по финансовой грамотности включены в контрольно-измерительные материалы ГИА по обществознанию, что также отражает возросшее значение формирования финансовой культуры. 

Задания по финансовой грамотности можно отрабатывать и в рамках предмета истории. Много материала на ресурсе Финансовая грамотность на уроках Всеобщей Истории и Истории России. Можно выбрать период истории, тему, изучить теорию и выполнить задание.                 

Очень понравился ресурс «Финансовая культура», предлагает он-лайн игры. Вот, например, «Спасти копилку»: планировать траты, копить на цели, избегать неоправданных потерь, так же можно воспользоваться Калькулятором и рассчитать инфляцию, доход, кредит, депозит. На этом же сайте есть раздел «Преподавательская», где можно подобрать материалы по финансовой грамотности на любой возраст: от дошкольника до взрослых людей. Задачи, ребусы, игры, открытые уроки, методические рекомендации.

Использовать естественнонаучные знания для решения проблем с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Например, задания по охране окружающей среды, в игровой форме на сайте.

Креативное мышление – это умение  использовать свое воображение для формирования нового знания, решения задач, с которыми  не сталкивался раньше. Один из способов его развития – включение заданий творческого характера. Пример задание связано с географическими открытиями. Открыто казалось бы всё, что ещё можно открыть?

Математическая грамотность предполагает способность использовать математику, чтобы помочь решить реальные проблемы. Решение задач на хронологию, задача на расчёт суммы выкупных платежей по Крестьянской реформе 1861 года.

Глобальная компетенция - это способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия. Пример игры 4К для 5 классов на платформе на развитие коммуникации, кооперации, креативности и критического мышления. Задача: на машине времени отправиться в прошлое и снять фильм о динозаврах. Набрать команду из 3 специалистов, кому отказал, как с ними коммуницировать, как распределять роли, контролировать процесс, управлять им.

В современных условиях необходим функционально грамотный человек, умеющий получать, систематизировать и эффективно использовать информацию для достижения социально значимых результатов. Поделилась информацией, как я формирую ФГ на уроках истории и обществознания, используя различные ресурсы. Данная система достаточно эффективно работает, судя по результатам ВПР и ГИА.

 

Список литературы:

1. Белькова Т.А. Формирование функциональной грамотности на уроках истории.

2. Решетникова О.А., Демидова М.Ю. Банк заданий для оценки читательской грамотности как инструмент формирования блока метапредметных результатов, связанных с работой с информацией: общие подходы. М., Журнал «Педагогические измерения» № 1/ 2023 

3. Котова О.А., Лискова Т.Е. Методические аспекты использования в процессе изучения обществознания в основной школе банка заданий для оценки читательской грамотности обучающихся. М., Журнал «Педагогические измерения» № 1/ 2023 

4. Артасов И.А. Оценивание ответов на задание единого государственного экзамена по истории, предполагающее сравнение исторических событий, явлений, процессов. М., Журнал «Педагогические измерения» № 1/ 2023 

5. Пономарёва Е.А. Функциональная грамотность: содержание, особенности, требования ФГОС и федеральных программ основного общего образования. М., 2023 

6. Суетин М.И.. Народы и религии. Электронная библиотека МЭШ.

 

. . . . .