Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Формирование функциональной грамотности на уроках обществознания в контексте обновлённых ФГОС

Дата публикации: 2024-02-21 19:53:27
Статью разместил(а):
Боровская Олеся Васильевна

Формирование функциональной грамотности на уроках обществознания в контексте обновлённых ФГОС

Автор: Боровская Олеся Васильевна

МБОУ Гимназия № 46, г. Киров

 

Аннотация: В статье рассматриваются функции уроков обществознания, необходимые для успешного формирования функциональной грамотности учащихся, а также средства формирования функциональной грамотности на уроках обществознания.

Ключевые слова: функциональная грамотность, обновлённые ФГОС, финансовая грамотность.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся является приоритетной задачей, стоящей перед системой образования. Перед школой и учителем стоит цель: подготовить мобильную личность, способную при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным. Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.

Поскольку формирование функциональной грамотности является одним из главных направлений педагогической деятельности, его реализация проходит в рамках самых разных учебных дисциплин. Значимое место среди прочих предметов занимают дисциплины гуманитарного цикла, в том числе обществознание.

Овладение функциональной грамотностью на уроках обществознания складывается из нескольких составляющих:

– создание атмосферы сотрудничества на уроках;

– использование приемов развития критического мышления в работе со школьниками;

– применение таких форм организации деятельности учащихся, как работа в парах, групповая работа;

– использование диалогового обучения, взаимообучения как одного из эффективных способов обучения учащихся;

– использование самооценивание и взаимооценивания;

– создание на уроках условий для развития одаренных и талантливых детей;

– организация поддержки учащимся с низкими учебными способностями.

Следует выделить следующие функции уроков обществознания, необходимые для успешного формирования функциональной грамотности учащихся:

– развитие компьютерной грамотности: искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.

– информационная: находить и отбирать необходимую информацию из книг,

справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию.

– коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей;

не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.

– развитие грамотности при решении бытовых проблем: использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой, выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи (для развития такой компетенции рекомендуется использовать задания для формирования финансовой грамотности).

– формирование правовой и общественно-политической грамотности: отстаивать свои права и интересы; объяснять различия в функциях и полномочиях Президента и Правительства; объяснять различия между уголовным, административным и дисциплинарным нарушением; анализировать и сравнивать предвыборные программы разных кандидатов и партий.

Учебный предмет «Обществознание» содержит значительный потенциал для формирования функциональной грамотности. В тематическом планировании выделены виды деятельности, непосредственно связанные с основами финансовой грамотности и глобальных компетенций, а также читательской грамотности.

Средства формирования функциональной грамотности на уроках обществознания:

– функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц);

– пересказы (мифов, биографий, рассказов и т.д.) – предоставление учащемуся возможности, монологически грамотно изъясняя свои мысли, «примерить на себя» те или иные сюжеты и образы, что позволяет «очеловечить» события, расширить их воспитательный диапазон, создавая тем самым соответствующую эмоциональную среду для усвоения базовых ценностей;

– познавательные игры, викторины, уроки-дебаты, которые развивают навыки сотрудничества, индивидуальной работы и умение выступать с собственной точкой зрения в дискуссиях;

– обществоведческие диктанты и эссе с их последующей коррекцией со стороны учителя, что формирует письменную грамотность учащихся;

– изучение нормативно-правовых документов, их подробный анализ, что позволяет учащимся высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на этические ценности, которые выработало человечество за всю свою историю;

– чтение вариативных источников, что позволяет учащимся отказаться от однозначных и прямолинейных суждений, пристально присматриваться к текстам и авторским позициям. Таким образом, учащиеся делают этический выбор, с одной стороны примеряя на себя разные роли, а с другой – входя в круг тех, кто эти роли оценивает;

– исследовательские работы в форме презентаций, рефератов, социологических опросов, проектов (учащиеся используют информацию, полученную в беседах с родственниками, с ветеранами труда, из справочной литературы, обогащая себя новыми знаниями, очередной раз убеждаясь в том, какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы его имя осталось в истории).

В современных условиях необходим функционально грамотный человек, умеющий получать, систематизировать и эффективно использовать информацию для достижения социально значимых результатов. Важно создать условия для того, чтобы школьники учились самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества.

Проблема развития функциональной грамотности в процессе обучения может быть реализована в плане формирования умения решать задачи и самостоятельно применять знания в новых условиях. При формировании функциональной грамотности учитель выступает в роли организатора, консультанта и помощника. Ученик, владеющий такими навыками, сможет в будущем стать хорошим специалистом, самостоятельным человеком, способным определять проблему и искать пути ее решения.

Представленный набор средств формирования и развития функциональной грамотности в рамках курса обществознания  не является исчерпывающим, очень многое зависит и от личности самого педагога. Однако именно представленные технологии в наибольшей степени могут помочь сформировать и выполнить основные требования, являющиеся составной частью навыков XXI века: креативности, критического мышления, коммуникации и командной работы.

Таким образом, обществознание, как одна из учебных дисциплин, является одним из ключевых направлений совершенствования общего образования в России через формирование функциональной грамотности обучающихся.

 

Список литературы:

1. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

2. Финансовая грамотность. Отчёт по результатам международного исследования PISA-2018. М. 2020. 43 с.

3. Рутковская Е.Л. Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности: подходы к разработке учебных занятий//Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т.1, №4 (61). С. 98-111.

 

. . . . .