Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Кейс-технологии в преподавании башкирского языка

Дата публикации: 2024-02-27 06:40:39
Статью разместил(а):
Тугузбаева Расима Надырхановна

Кейс-технологии в преподавании башкирского языка

Автор: Тугузбаева Расима Надырхановна

МАОУ СОШ с. Бурибай, Хайбуллинский район РБ

 

"Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал". К.Д. Ушинский.  

Мы живем в таком мире, где огромное количество информации. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаться мобильностью, быть способным к сотрудничеству, обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание. Подготовка к будущей жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты.

Преподавание родных языков становится очень важным в нашем совре­менном мире. Сегодня, когда дети потихоньку переходят на русский язык, нам, учителям, надо не только научить правильно разговаривать на родном языке, но и давать качественное обучение на родном языке. Изучение родного языка – это долгий процесс, который требует много времени и терпения. И, конечно, увеличивается ответственность учителя. На первый план выходит личность ученика, способность его к самостоятельному принятию решении и доведение их до исполнения, способный к рефлексивному анализу собственной деятельности. Наша задача - научить учеников и научиться самим применять новые технологии в ногу со временем.

Как подготовить и провести урок, учитывая новые требования ФГОС и современные инновации? Перед современным учителем в условиях новых образовательных стандартов стоит задача перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания. Именно ученики являются главными “действующими героями” на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена и значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал. Перед обучающимися должны быть поставлены конкретные, достижимые, понятные цели. Лучше, если учащиеся сами сформулируют тему урока, цели урока, составят план работы по достижению этих целей. В задачу учителя входит создание проблемной ситуации, организация погружения в эту проблему. Учащиеся должны знать, чему они научатся на уроке, какие знания они освоят в процессе урока, какие УУД будут развивать.

Что главное в уроке? Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д.

Можно долго спорить о том, каким должен быть урок.

Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя. Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо «урочить», наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов. Таким образом, ФГОС в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Задача учителя - не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое.

Сегодня при множестве проблем, общих для преподавания башкирского языка и литературы в средней школе, возникает одна особо важная: как представить учебный материал по предмету так, чтобы он остался в памяти ребёнка на долгие годы, а знания перешли в прочные умения и навыки? Учебная деятельность – это основная форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. Её целью является усвоение теоретических оснований, на которых строятся способы действия, т.е. усвоение принципа способа действий.

Систему занятий необходимо построить таким образом, чтобы на каждом уроке учащийся узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность башкирского языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных областях знаний.

Одной из эффективных технологий, применяемых мной, является: кейс-технология. Кейс в переводе с английского означает портфель. Это технология дистанционного обучения.

- Структурированный кейс, в котором дается минимальное количество дополнительной информации; при работе с ним ученик должен применить определенную модель или формулу; у задач этого типа существует оптимальное решение.

- Маленькие наброски, содержащие, как правило, от одной до десяти страниц текста и одну-две страницы приложений; они знакомят только с ключевыми понятиями и при их разборе ученик должен опираться еще и на собственные знания.

- Большие неструктурированные – кейсы объемом до 50 страниц – самый сложный из всех видов учебных заданий такого рода; информация в них дается очень подробная, в том числе и совершенно ненужная; самые необходимые для разбора сведения, наоборот, могут отсутствовать; ученик должен распознать такие «подвохи» и справиться с ними.

- первооткрывательские кейсы, при разборе которых от учеников требуется не только применить уже усвоенные теоретические знания и практические навыки, но и предложить нечто новое, при этом ученики выступают в роли исследователей.

Кейсы могут быть представлены в различной форме: от нескольких предложений на одной странице до множества страниц.

Для того чтобы учащиеся могли чувствовать себя уверенно в реальной жизненной ситуации, они и на занятиях должны быть поставлены в такие условия, при которых с помощью башкирского языка они могли бы решить нужные для себя проблемы.

Применение кейс-технологии на занятиях по башкирскому языку преследует две взаимодополняющие цели, а именно:

совершенствование коммуникативной компетенции;

лингвистической компетенции;

социокультурной компетенции.

Знакомство с кейсом, самостоятельный поиск решения (внутренняя монологическая речь на башкирском, разговорном языке), процесс анализа ситуации во время занятия (монологическая и диалогическая речь, подготовленная и спонтанная,) – всё это примеры коммуникативных задач.

Аудиторное общение, связанное с работой над кейсом, которому присущи спор, дискуссия, аргументация, описание, сравнение, убеждение и другие речевые акты, тренирует навык выработки правильной стратегии речевого поведения, соблюдения норм и правил общения. Комментарии учащихся по содержанию кейса оцениваются по следующим навыкам: аналитический, управленческий, навык принятия решения, навык межличностного общения, творческий подход, навык устного и письменного общения (лексико-грамматический аспект).

Речевая деятельность осуществляется в следующей последовательности:

- обсуждение полученной информации, содержащейся в кейсе;

- выделение наиболее важной информации;

- обмен мнениями и составление плана работы над проблемой;

- работа над проблемой (дискуссия);

- выработка решения проблемы;

- дискуссия для принятия окончательного решения;

- подготовка доклада;

- аргументированный краткий доклад.

Кейс-технологию на башкирском языке рекомендуется применять на старшей ступени, т.к. ученикам необходим определённый запас знаний, достаточно высокий общий уровень владения башкирским языком и сформированные коммуникативные навыки. Кроме того, будучи сложным и эффективным методом обучения, кейс-технология не является универсальным и применяется особенно успешно только в сочетании с другими методами обучения языкам, т.к. сам по себе не закладывает обязательного нормативного знания языка.

Итак, кейс-технология способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления. Если в течение учебного года такой метод применяется неоднократно, то у учащихся вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.

Практика показывает достижение определенных результатов:

- Контроль устной и письменной речи показал, что у обучающихся увеличился словарный запас.

- Повысилась мотивация обучающихся к изучению башкирского языка.

- Все больше обучающихся понимают практическую значимость умения общаться на башкирском языке.

- Устойчивое формирование межкультурной языковой компетенции.

Урок башкирского языка на основе кейс-технологии строю по следующему направлению:

Первая группа упражнений – вводные или разминочные упражнения (грамматик конструкциялар). Они имеют дискуссионный характер. Целью упражнений этого типа является обучение лексике, а также навыкам говорение.

За вводными упражнениями следует раздел Аудирование (тәржемә). Упражнения этого раздела направлены на развитие навыков аудирования и письма, а также освоение новой лексики.

За разделом аудирования следует раздел Чтение (уҡыу телмәрен үҫтереү), который включает два текста. Этот раздел урока кроме развития навыков чтения и понимания текста на башкирском языке нацелен на освоение новых лексических единиц по теме урока.

Повторение грамматики (грамматик ҡумта). Посвящено грамматической теме урока и включает всего три упражнения, которые имеют следующие формулировки заданий:

Объясните, какие времена глагола используются для обозначения действий.

Найдите глагольное время в следующем абзаце прочитанного текста и объясните значение этого времени.

Используя приводимые ниже записи, напишите предложения по теме урока.

Последний раздел урока называется Исследование проблемы (эҙләнеү). В его начале приводится описание проблемы, поднятой в начале урока.

В заключение следует отметить, что применение кейсов должно быть методически, информационно, организационно и педагогически обоснованным и обеспеченным. Бесспорно, функциональное поле кейсов открывает широкие возможности для использования и дополняет традиционные классические методы обучения башкирскому языку. Использование кейсов в преподавании башкирского языка – это ещё один шаг к интеграции российской системы образования в мировое образовательное пространство.

 

Литература:

Гейхман Л.К. Дистанционное образование в свете интерактивного подхода // Матер. II Международ. Науч.- практ. Конф. (Пермь, 6-8 февраля 2007 г.). - Пермь: Изд-во ПГТУ, 2006. - С.25-32.

 

. . . . .