Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Работа по развитию письменной связной речи учащихся на уроках русского языка в 5 классе

Дата публикации: 2024-02-28 12:41:56
Статью разместил(а):
Задонских Татьяна Михайловна

Работа по развитию письменной связной речи учащихся на уроках русского языка в 5 классе

Автор: Задонских Татьяна Михайловна

МКОУ Новокузьминская ООШ Ордынского района Новосибирской области

 

Аннотация: Начиная с 5 класса, особое внимание уделяется формированию у учащихся умения раскрывать в устном или письменном высказывании его тему и основную мысль. Кроме того, ученики учатся совершенствовать написанное, прежде всего с точки зрения раскрытия темы и основной мысли высказывания, а также с точки зрения его композиционной формы и языка. Изложения и сочинения проводятся во взаимосвязи, целенаправленно при работе над определёнными УУД, обозначенными в программе. Это вполне оправдано, так как воспроизведение текста, как правило, требует предварительного анализа содержания, композиции и языка исходного текста.

Ключевые слова: письменная связная речь, 5 класс.

 

Главной задачей в работе по развитию связной речи на уроках русского языка считаю сохранить живое слово учеников, поддержать стремление детей к самовыражению через словесное творчество, развивать у них врождённый дар слова. В программе по русскому языку определена цель работы учителя – воспитание сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности.

Изучение русского языка направлено, в том числе, на практическое овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса и использование учениками  в собственной речевой практике разнообразных грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию; также прописаны следующие предметные результаты, связанные с развитием связной речи учащихся: ученики должны научиться характеризовать текст с точки зрения его соответствия основным признакам (наличие темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности), с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи; использовать знание основных признаков текста, особенностей функционально-смысловых типов речи, функциональных разновидностей языка в практике создания текста (в рамках изученного), применять знание основных признаков текста  в практике его создания.

Достижение предметных результатов и составляет содержание работы по развитию связной речи учащихся. Кроме того, у обучающегося будут сформированы следующие метапредметные результаты: познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

Начиная с 5 класса, особое внимание уделяю формированию у учащихся умения раскрывать в устном или письменном высказывании его тему и основную мысль. Кроме того, ученики учатся совершенствовать написанное, прежде всего с точки зрения раскрытия темы и основной мысли высказывания, а также с точки зрения его композиционной формы и языка.

Изложения и сочинения провожу во взаимосвязи, целенаправленно при работе над определёнными УУД, обозначенными в программе. Это вполне оправдано, так как воспроизведение текста, как правило, требует предварительного анализа содержания, композиции и языка исходного текста. На самом начальном этапе работы - над темой и основной мыслью высказывания- тексты изложений выполняют роль образцов, в процессе анализа которых мы с учениками выясняем, о чём говорится в произведении (какова его тема), что об этом говорит автор (какова основная мысль), как раскрывает свой замысел писатель. На данном этапе работы мы с учениками составляем план изложения, и я объясняю ученикам, что в правильно оставленном плане отражается содержание и основная мысль исходного текста, что, для того чтобы отобрать существенное, надо определить его главную мысль.  Наличие текста в учебнике позволяет больше внимания уделять языковому анализу, позволяет организовать работу таким образом, чтобы дети научились самостоятельно готовиться к изложению. Урок, на котором проводится изложение,  составляю из следующих этапов:

а) подготовка учащихся к восприятию текста, вступительная беседа;

б) чтение текста изложения учителем;

в) беседа по содержанию;

г) составление плана;

д) словарно-стилистическая работа;

е) устный пересказ текста с опорой на план;

ж) повторное чтение текста учителем;

з) написание и редактирование изложения.

Некоторые этапы могут варьироваться, опускаться, может добавляться чтение текста изложения учащимися.

Работа по развитию связной речи на уроках русского языка требует внимания и к устной речи учащихся, к развитию умения говорить ясно, свободно, то есть именно говорить, а не читать подготовленный текст, говорить правильно с точки зрения норм устной речи и выразительно. Такая работа будет эффективна, если она проводится в определённой системе, когда устные и письменные высказывания подчиняются задаче формирования общих УУД, обозначенных в общеобразовательной программе. Так, ознакомив учеников с композицией рассказа, я тренирую детей в составлении устных рассказов, например, по сюжетным картинкам. На основе этой работы ученики пишут самостоятельно рассказы о случаях из своей жизни или жизни друзей, родственников.

В самом общем виде подготовительная работа к сочинению складывается из трёх основных этапов, каждый из которых может быть представлен одним или несколькими упражнениями, может занять урок полностью или рассредоточиться на нескольких уроках. Первое: я показываю, что значит раскрыть тему, основную мысль или описать предмет практическим путём в процессе анализа положительного примера текста - образца, написанного мною или другим учеником ранее. Дети слушают и читают текст с познавательным интересом, понимая, что им предстоит выполнить подобную работу. Второе: я показываю типичные недочёты ученических работ с точки зрения раскрытия темы, основной мысли, композиции, языкового оформления. Ученики видят недочёты и коллективно вносят в демонстрируемый им текст необходимые исправления. Третье: ученики выполняют работу по созданию текста, а я проверяю текущий ход работы, предлагая исправить речевые ошибки или недочёты, и хвалю за удачные сочинения. В данном случае осуществляется также обучение умению править, редактировать написанное.

Умение раскрывать тему высказывания связано с воспитанием внимания ученика к каждому слову, с воспитанием вдумчивого отношения к тому, что требуется от него как от автора. Тема высказывания выявляется в заголовке, в плане, в рабочих материалах на черновике. Я стремлюсь выработать у учеников потребность соотносить написанное с заданной темой, поэтому предлагаю узкую и вместе с тем общую для класса тему (Подготовьте устный рассказ на тему «Как я однажды…») При этом каждый ученик будет конкретизировать её по-своему (чуть не заблудился, удил рыбу, опоздал в школу, учился кататься на скейтборде и т.п.). Постановка общей для класса темы облегчает проведение необходимой подготовительной работы, а также анализ написанных учениками сочинений. Недостатки ученических сочинений связаны с неумением раскрыть тему. Указанные недочёты будут встречаться и в сочинениях старшеклассников, если уделять мало внимания целенаправленной работе по раскрытию темы высказывания, начиная с 5 класса.

Умение раскрывать основную мысль высказывания очень важно, ведь именно наличие основной мысли, идеи, замысла отличает сочинение от набора предложений на определённую тему, делает сочинение композиционно выдержанным, цельным.  Считаю важным приучить детей, прежде чем писать, продумывать замысел, основную мысль создаваемого текста. Они как бы отвечают на вопрос: что хотят показать/доказать в своих сочинениях. Я предлагаю ученикам 2-3 возможных подхода к раскрытию темы, стимулируя тем самым самостоятельность детей: «Вот над доской висят настенные часы. Опишите их. Можете дать деловое описание, а можете - художественное. Выбирайте. Решите это, прежде чем начнёте писать. Подумайте о замысле вашего описания, о его основной мысли. Быть может, вы сможете показать, что часы- свидетели успехов учеников и неудач, наблюдатели взросления детей, из года в год приходящих на уроки русского языка в этот класс. Ваш собственный замысел, свой подход к этому описанию будет особенно ценным. Подумайте и приступайте к работе».  Но определить замысел будущего текста недостаточно. Нужно суметь его реализовать. Для этого учу детей отбирать фактический материал, определить композицию сочинения, составить план. Это сложное дело. Этому приходится учить постоянно, помня, что наличие основной мысли и степень её реализации - основные критерии оценки сочинения ученика.

В программе по русскому языку в 5 классе предусматривается проведение сочинений типа описания, повествования, рассуждения. В этих сочинениях могут сочетаться фрагменты разного типового значения. Так, в сочинениях повествовательного характера, где ведущим является такой тип речи, как повествование, могут быть использованы и разного вида описания. Каждый из типов речи имеет свои особенности, подчиняется своим законам построения. Если учащиеся не знакомы с этими законами, то работа над текстами, в которых соединяются различные типы речи, не может быть эффективной: пропущен важный этап обучения. Вот поэтому, начиная с 5 класса я учу школьников созданию фрагментов текста определённых типов речи

Умение создавать текст-описание не сразу поддаётся ученикам. Учу при описании предмета, явления, лица указывать их отличительные и существенные признаки, те, которые видятся учениками как особо заметные, яркие, важные. Работу над описанием предмета как типом речи начинаю с беседы о том, в каких жизненных ситуациях нам приходится создавать, слышать такие тексты. Далее демонстрирую учащимся, как строится описание предмета, показываю, что отправной момент- это название самого предмета и его частей, а далее следует указание на признаки; развитие мысли происходит за счёт того, что каждое следующее предложение добавляет к сказанному новые признаки.

Продолжаю работу, вводя понимания, что описание может быть деловым (карандаш – это инструмент в виде стержня, вставленного в специальную оправу, изготавливаемого из пишущего материала (угля, графита, воска и т.д.), применяемый для письма, рисования, черчения, маркировки, а также в косметических целях) и художественным (Мой любимый карандаш лежит на столе. Золотистые буковки украшают синюю одёжку карандаша. С одного конца карандаш остро заточен. На другом конце прикреплена резиночка. Карандаш - мой помощник. Сегодня на уроке ИЗО я рисовал вазу. Я старался, и карандаш старался. Мы вместе нарисовали красивую вазу).

Деловое описание обычно детям даётся легче, так как учу строить его по определённой схеме: что за предмет - отличительные свойства, величина, форма, цвет, материал, устройство, назначение- эти компоненты описания могут располагаться в различной последовательности.  Для создания художественных описаний прошу применять оценочную лексику, изобразительно-выразительные средства языка. И, конечно, для художественного описания важно определить замысел и реализовать его. Когда требуется описать картину – показываю учащимся, каким видит предмет художник и как он это передаёт. Акцентирую внимание учащихся на том, что в художественном и научном стиле различен сам подход к выделению в предмете сторон, деталей, подлежащих описанию.

В научном стиле характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном стиле акцент делается только на самых ярких деталях, позволяющих создать образ предмета. В текстах художественного стиля языковые средства для обозначения признаков значительно разнообразнее, чем в текстах научного стиля. Если в научном описании признаки выражаются преимущественно прилагательным и существительным с прямым, часто отвлечённым значением, то в художественном описании используются прилагательные с более конкретным значением, существительные, глаголы, наречия; очень распространены сравнения, различные переносные употребления слов. Показываю ученикам примеры, что от удачного выбора этих средств во многом зависит качество описания.

Приведу в качестве примера 2 текста, которые можно использовать для наблюдения над построением описаний предмета художественного и научного стилей, за тем, какие автор выбирает детали предмета, признаки, какие  средства языка использует для их обозначения.

1. Яблоня-ранет пурпуровый – морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5 – 3 см. Вес плода 17-23г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.

2. Липовые яблоки были круглые и прозрачно-жёлтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового мёда. В середине чернели зёрнышки. Потрясёшь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки. (По В. Солоухину.)

При написании сочинений дети встречаются  со следующими затруднениями: описание конкретного предмета заменяется сообщением общих сведений о группе подобных предметов, ученикам затруднительно выделять те детали, части предмета,  из описания которых сложится общая картина, иногда в сочинениях учеников теряется авторская позиция, часто ученик повторяется, обращается к положению, которое уже высказывал; дети владеют скудным словарным запасом, потому что мало читают, недостаточно владеют оценочной лексикой, синтаксический строй речи  примитивен, детям бывает трудно  выбрать средства языка для создания текста описании. И ещё: во всех предложениях, составляющих описание предмета, называется сам предмет или его части. Этим обусловлена возможность появления такого речевого недочёта, как повторение слова, обозначающего предмет. Другое «опасное место» - слово-связка между названием предмета и его признаками. В текстах учеников такой связкой чаще всего выступает глагол был, который тоже повторяется, переходя из предложения в предложение. Зная затруднения учеников, я стараюсь проводить определённую систему упражений.

1. Найдите речевой недочёт в тексте. В чём он состоит? Устраните его, воспользовавшись способами из приведённого перечня:

а) замена местоимением;

б) замена синонимичным для данного текста словом;

в) исключение слова.

Моё любимое дерево – берёза. У берёзы стройный ствол. Кора у берёзы тонкая, белая, с тёмными линиями. Ветви берёзы свисают вниз.

2. Выделите в тексте описание предмета. В чём особенность этого описания? Чего достигает автор употреблением предложений с опущенными «данными - конкретными именами существительными? Проведите эксперимент: восстановите «данные». Сравните полученный текст с авторским. Какой удачнее?

В солнечном проёме двери вдруг появилась собака. Немецкая овчарка. Большая. Огненно-рыжая. Она вбежала в помещение и превратилась в крупного чёрного щенка со светло-смуглой подпалиной. Таков был его настоящий цвет. Володя тихо свистнул. Собака рывком оторвала от пола нос, и все увидели, какая красивая у неё голова. Великолепный нос с горбинкой, раскосые карие глаза, обведённые чёрным, острые уши. (По Р. Достян.)   

3. Отредактируйте тексты. 

Кот Васька был чёрный, пушистый, а лапки у Васьки были белые, как в тапочках. Хвост у Васьки на кончике тоже был беленький, будто в мелу испачканный. Глаза у него были зелёные, а зрачки узкие-узкие. 

4. Охарактеризуйте речевую ситуацию. К какому функционально-смысловому стилю и типу речи относится этот фрагмент? Какие языковые средства использованы в нём для передачи авторского видения цветка?

В кустах расцвёл красный цветок. Издали он похож на язычок пламени. Тонкие длинные лепестки его были раскрыты, а на дне поблескивала капля воды. Цветок покачивался, словно о чём-то думал.

5. Чем неудачны отрывки из сочинений-описаний на тему «Моя любимая вещь»? Прежде чем ответить на вопрос, решите, какой стиль предполагает данная тема.

1. Моя любимая вещь - лыжи. Они коричневые. Их длина 2 метра.

2. Моя любимая вещь - коньки. Они предназначены для катания. Коньки сделаны из стали.

Все вышеприведённые упражнения готовят учащихся к выполнению заданий продуктивного типа. Перед сочинениями-описаниями считаю целесообразным сначала проводить изложения, миниизложения фрагментов текстов, чтобы познакомить учеников с образцами, проанализировать их.

С 5 класса начинаю знакомить учащихся с элементарными дедуктивными рассуждениями, когда вначале излагается положение (тезис), которое будет доказываться, затем приводятся доказательства и делается вывод. И начинаю с  развития устной речи, когда, допустим, ученик объясняет написание – е в существительном на ветке, он, по существу уже начинает пользоваться формой этого рассуждения: надо писать – е (тезис), так как это существительное 1 склонения, стоит в предложном падеже в единственном числе (доказательства). На этапе 5 класса предлагаются темы, в формулировке которых содержится 2 вопроса, например: «Чем я люблю заниматься и почему? Какой должна быть школьная перемена, почему? Какой след на земле я хочу оставить и почему? Какие качества характера я больше всего ценю в друзьях и почему? Какую книгу я бы посоветовал прочитать друзьям и почему? Чем вы занимаетесь в свободное время и почему?». Отвечая на первый вопрос, ученики выдвинут тезис, то есть положение, которое будет доказываться. Отвечая на второй вопрос, приведут различные доказательства, примеры из жизни.

В выводе же подчеркнётся основная мысль, сформулированная в тезисе. Работа над сочинением-рассуждением имеет большое значение для развития логического мышления, умения рассуждать и убеждать, для обогащения речи учащихся различными способами выражения причинно-следственных связей. Начиная работу над строением рассуждения, каждый раз вспоминаем с пятиклассниками принципиальное отличие этого функционально- смыслового типа речи от описания и повествования. Пятиклассники должны понимать, что содержанием описания и повествования является окружающая действительность, а рассуждения – это связи между предметом и явлениями, устанавливаемые человеком. Для тренировки могут быть даны такие задания:

Представьте себе, что вы рассказали сказку «Царевна-Лягушка» малышам, а они не поняли, почему Василису назвали Премудрой. Как вы им это объясните? Составьте ответ на вопрос: «За что Василису назвали Премудрой?» Каким функционально- смысловым типом речи вы воспользуетесь? Почему именно этим?

В ходе построения рассуждения предлагаю воспользоваться схемой:

В ходе работы рассуждение может быть сформулировано следующим образом: Василису назвали Премудрой (тезис), потому что она много знала и многое умела делать (аргумент):испекла пышный каравай, соткала чудесный ковёр, смогла сделать в царской палате озеро с лебедями (примеры). Она была умница-разумница и мастерица на все руки, поэтому и назвали девицу Премудрой (вывод)

Найдите в тексте тезис, аргумент, примеры, вывод.

Некоторые сказки называются волшебными, так как в них рассказывается о необыкновенных приключениях и подвигах героев -  храбрых, находчивых и добрых людей. Они вступают в битвы со злой нечистью и побеждают, преодолевают все преграды, достают мёртвую и живую воду. Им помогают говорящие животные, волшебные существа, волшебные предметы. Поэтому герои сказок всегда побеждают.

Работая над заданиями в упражнениях учебника, показываю учащимся, что рассуждение может быть полным и сокращённым. В сокращённом рассуждении могут отсутствовать вывод, примеры.

- Скажи-ка, почему снегирей снегирями зовут?..

- Не знаю.

- Понимаешь, вместе с зимой, с морозами прилетают. Снег- снегирь….

- Значит, бабушкин домовой – это потому, что в доме… Пустырь… Богатырь…,- бормочет Лёнька.

(По В. Пескову. «С Юрием Гагариным»)

В разговорной и художественной речи чаще встречаются рассуждения неполные. Полные рассуждения особенно распространено в научном функциональном стиле. Наблюдаем над обоснованиями в текстах разных стилей и подвожу учеников к выводу: в научно-деловой речи факты сообщаются, а в художественной изображаются.

Основными недостатками сочинений-рассуждений являются:

1. Недочёты логического характера: недостаточная аргументация выдвинутого тезиса, использование случайных, неубедительных фактов

2. Неумение развёртывать приведенные доказательства. Из-за этого они теряют свою убедительность

3. Неумение формулировать выводы. Пятиклассникам трудно в заключительной части по-иному сформулировать своё утверждение.

Также в 5 классе на уроках русского языка ученики учатся составлять рассказы. Работа над рассказом имеет большое значение для развития творческого воображения и для обогащения речи учащихся. Этот жанр школьных сочинений больше, чем какой-либо другой, приобщает учащихся к составлению собственных текстов. Ребята чувствуют себя «настоящими писателями». Рассказ – один из видов повествования. В его основе лежит случай.  Главное в рассказе – сюжет, действие, развёртывающееся в определённой последовательности. Этому действию должно подчиняться описание места, описание действия, описание героя. Ученики усваивают обязательные элементы структуры рассказа: завязку, развитие последующих событий, кульминацию и развязку. Ребята пишут рассказы на основе собственного опыта, чужого опыта, воображения.

Необходимо учитывать типичные недочёты рассказов пятиклассников. Это:

1) сухость, схематичность изложения событий.

Как мы ездили купаться.

 Как-то летом папа предложил съездить на речку искупаться. Мы с сестрой очень обрадовались. Мама помогла нам собрать необходимые вещи, и мы поехали. День был жаркий, поэтому купались мы с удовольствием. Время быстро пролетело. Так не хотелось вечером уезжать с речки.

Этот текст похож на опорную канву, схему, но не на рассказ.

2) неумение развернуть главное, выделить кульминацию рассказа.

Как маме подарили велосипед.

Когда мама была маленькая, она мечтала о велосипеде, но её родители всё не покупали его. Однажды мама пришла из школы, а её мама ей говорит: «Загляни в кладовку». Там стоял новенький велосипед. Моя мама обрадовалась, ведь её мечта исполнилась.

Сочинение имело бы значительно большее эмоциональное воздействие на читателя, если бы автор подробнее рассказал о первой встрече с велосипедом, описал велосипед, описал чувство радости, ликования, охватившее маму автора. Да и вместо слова «мама» уместнее было бы употребить имя мамы автора, так как в рассказе она маленькая школьница. Работа над составлением текстов – рассказов учениками должна проводиться систематически.

Письменная связная речь учащихся – это сложный комплекс умений, включающий технику письма, графические и орфографические навыки и создание продукта речи - письменное высказывание. В создании письменной речи учащихся участвуют зрительные, речедвигательные, моторные анализаторы. Письмо функционирует во взаимосвязи с другими видами речевой деятельности. Создание письменной речи сопровождается чтением, внутренним проговариванием.

Письменная речь следует за внутренней речью. Формирование и совершенствование письменной речи требует систематической, целенаправленной работы. Современный учитель должен поставить перед собой задачу - вооружить учащихся навыками пользования устной и письменной речью в такой степени, в какой это будет необходимо для активной творческой, деловой и общественной деятельности. И решать эту задачу в основной школе следует, начиная с 5 класса.

 

. . . . .