Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Формирование общих и профессиональных компетенций на занятиях по географии для студентов

Дата публикации: 2024-03-05 21:53:52
Статью разместил(а):
Смирнова Елена Дмитриевна

Формирование общих и профессиональных компетенций на занятиях по географии для студентов медицинских колледжей

Автор: Смирнова Елена Дмитриевна

БПОУ ВО «Вологодский областной медицинский колледж», г. Вологда

 

Аннотация: В этой статье автор предлагает практическую работу по географии для студентов медицинских колледжей, нацеленную на формирование общих и профессиональных компетенций. Востребованность материала состоит в том, что одним  из требований ФГОС является включение в программу профессионально ориентированных занятий (до 20%). Использование профессионального компонента в  учебных занятий невозможно без формирования профессиональных компетенций. Статья актуальна, поскольку, разработанные профессионально ориентированные учебные занятия в учебно-методической литературе отсутствуют.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, занятия по географии, студенты медицинских колледжей.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Тема «Мировое хозяйство» завершается изучением географией отраслей непроизводственной сферы. Студенты должны перечислить отрасли непроизводственной сферы. Эти отрасли составляют третичный сектор Мирового хозяйства.

Любую отрасль можно охарактеризовать по экономико-географическим показателям. А именно:

1. Значение отрасли, состав, влияние НТР на её развитие.

2. Сырьевые и топливные ресурсы отрасли.

3. Размеры производства продукции.

4. Главные страны экспорта и импорта продукции. Важнейшие грузопотоки.

5. Природоохранные и экологические проблемы.

6. Перспективы развития.

Цель нашей практической работы: составление плана экономико-географической характеристики такой отрасли третичного сектора, как медицина. Медицина имеет свои особенности, и поэтому план характеристики будет особый.

Опираясь на классический план характеристики отрасли мирового хозяйства, в совместной деятельности преподавателя и студентов, составляется план характеристики медицины.

Формирование компетенций:

1. ОК 02 - Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации.

2. ОК 04 – Эффективно взаимодействовать и работать а коллективе.

План характеристики.

1. Значение отрасли в мировом хозяйстве, влияние НТР на её развитие.

2. Признаки отрасли здравоохранения.

3. Структура здравоохранения.

4. Рынок медицинских услуг.

5. Распределение отрасли по главным регионам мира.

6. Факторы, влияющие на размещение отрасли.

7. Перспективы развития.

Следуя пунктам плана, используя текст учебника и справочную базу Интернет, студенты в тетради самостоятельно дают характеристику медицины, как отрасли Мирового хозяйства.

Формирование компетенций:

1. ОК 01 – Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности.

2. ОК 02 – Использовать современные средства поиска, анализа, информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности.

Предлагаемый вариант характеристики:

Медицина — одна из самых важных отраслей экономики, которая обеспечивает здоровье нации. Она включает в себя широкий спектр деятельности, включая медицинское обслуживание, производство и продажу медицинского оборудования и лекарств, исследования и развитие, а также управление здравоохранением.

В медицинской отрасли работают множество разных специалистов, включая врачей, медицинских сестер, лаборантов и административный персонал.

 Медицина будущего опирается на следующие технологии:

1. Геномные и постгеномные.

2. Клеточные.

3. Технологии создания биосовместимых материалов.

4. Технологии создания электронной компонентной базы.

5. Биоинформационные.

6. Нанотехнологии и наноматериалы.

7. Технологии биоинженерии.

К признакам отрасли здравоохранения относятся следующие:

1. К данной отрасли относятся организации, предприятия и предприниматели, которые занимаются медицинской деятельностью.

2. Основным продуктом деятельности данной отрасли являются услуги, оказываемые лицам, нуждающимся в укреплении здоровья.

3. Медицинская деятельность осуществляется под наблюдением и контролем государственных и местных органом управления здравоохранением.

4. Отрасль охватывает деятельность производителей товаров, предметов медицинского назначения и медицинских услуг, независимо от форм собственности объектов.

Следовательно, структуру здравоохранения можно представить следующим образом:

1. Система медицинского страхования (обязательное – ОМС; добровольное – ДМС).

2. Система медицинского образования.

3. Медико-производственный комплекс, который делится на практическую медицину и медицинские услуги, на медицинскую промышленность (медико-техническую и фармацевтическую), на телемедицину.

А тут возникает вопрос для размышления. Непроизводственная сфера – так называется неслучайно, отрасли третичного сектора экономики ничего не производят, а только предоставляют услуги, а мы, вдруг, говорим о медицинской промышленности.

Вопрос: Как вы разрешите это несоответствие? Ваши варианты ответа.

Предполагаемый ответ: Дело в том, что, медико-техническая промышленность (создание аппаратуры) относится к машиностроению (приборостроение), а фармацевтическая - это отрасль химической промышленности.

Мы уже упоминали, что медицина, как отрасль Мирового хозяйства имеет свои особенности, и одна из таких, присущих только медицине черт – это рынок медицинских услуг. Что же из себя представляет рынок медицинских услуг?

Под рынком медицинских услуг понимается система экономических взаимоотношений между потребителями медицинских услуг и создающими их учреждениями и фирмами.

Рынок медицинских услуг является одной из составных частей рынка здравоохранения, который можно подразделить на:

1. Рынок собственно медицинских услуг.

2. Рынок лекарственных препаратов.

3. Рынок труда медицинского персонала.

4. Рынок научно-медицинских разработок.

5. Рынок медицинского оборудования и техники.

6. Международный рынок медицинских услуг.

Формирование компетенций: ОК 03 – Планировать  и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях.

Вопрос: По каким показателям определяют государства с самой развитой медициной?

Предполагаемый ответ: Базовыми критериями определения государств с самой развитой медициной в мире считаются:

· средняя продолжительность жизни граждан;

· организация системы здравоохранения и объем выделяемых на нее средств;

· стоимость медицинского обслуживания с перерасчетом на душу населения.

Задание: пользуясь справочной базой интернет, запишите эти государства по регионам мира. Например: азиатский регион: Южная Корея, Япония, Тайвань, Израиль. Европейский регион: какие страны ЕС имеют самую развитую, высокотехнологичную медицину в мире? Сделайте вывод о распределении отрасли по регионам мира.

Вопрос: Какие факторы повлияли на размещение данной отрасли в этих регионах мира? Ответ обсуждается в совместной деятельности преподавателя и студентов.

Предполагаемый ответ:

Первый фактор – наличие научно-исследовательских институтов и городков.

Второй фактор: немаловажную роль имеет и транспортная доступность, которая связывает медицинские центры с крупными транспортными  магистралями.

Следующий фактор – это градостроительный, где решающими показателями является величина города и плотность населения.

Формирование компетенций: ОК 04 – Эффективно взаимодействовать и работать а коллективе.

И в завершении практической работы, сделайте вывод о перспективах развития данной отрасли.

Современную медицину давно можно назвать высокотехнологичной. Последние успехи искусственного интеллекта и нейросетей не могли обойти стороной сферу медицины. Современные компьютеры позволяют в считанные минуты обрабатывать огромные массивы данных и замечать то, что может пропустить врач.

Всё активнее внедряются технологии, работающие с медицинскими изображениями — маммографией, компьютерной томографией органов грудной клетки и головного мозга, рентген-снимками органов грудной клетки и подобными. Особое внимание уделяется распознаванию медицинских изображений, что крайне важно в онкологии; множество проектов направлено на раннее выявление рака.

Искусственный интеллект — не единственная технология, которая окажет существенное влияние на медицину будущего. Ученые работают и по многим другим направлениям, приближаясь к решению давно мучающих человечество проблем. Одна из них — генетические заболевания. Мы увидим массовое использование геномной терапии для коррекции наследственных моногенных заболеваний, то есть тех, в которых виноват один ген. Развивается и будет развиваться биопечать. 3D-печать органов и тканей может решить проблему нехватки донорских органов и улучшить методы хирургического вмешательства.

На любом занятии в медицинском колледже уделяется внимание  сохранению и укреплению здоровья, а следовательно, использованию элементов здоровьесберегающих технологий, тем более, если на занятиях рассматривается медицинский аспект.

Формирование компетенций:

1. ПК 3.2 – Пропагандировать здоровый образ жизни.

2. ОК 07 - Содействовать сохранению окружающей среды.

Подводя итог статье, хотим сказать, что формирование общих и профессиональных компетенций должно происходить на каждом уроке географии. Использование информационного материала по медицине расширяет возможности изучения географии.

 

. . . . .