Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Нестандартные средства обучения на уроках истории в рамках проектной деятельности

Дата публикации: 2024-03-08 18:26:10
Статью разместил(а):
Ковалик Татьяна Сергеевна

Нестандартные средства обучения на уроках истории в рамках проектной деятельности

Автор: Ковалик Татьяна Сергеевна

МБОУ "Первомайская СОШ № 2 им. М.Ф. Тихонова", г. Королев

 

Аннотация: В этой статье автор раскрывает опыт работы на уроках истории в рамках проектной деятельности с применением нестандартных средств обучения, таких как создание лэпбуков и буклетов. В процессе создания лэпбука можно закрепить и систематизировать изученный материал, а его рассматривание позволит быстро освежить в памяти изученные темы. Лэпбук — это не только отличный способ выполнить самостоятельную исследовательскую работу, но он может быть ещё и формой представления итогов проектов.

Ключевые слова: метод проектов, уроки истории.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Во ФГОС есть термин «образовательный продукт» — то есть результат образовательной деятельности обучающегося. Но, как мы знаем, измерить эти результаты трудно, их нельзя «пощупать», у них нет материального воплощения.

В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта учителю приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям обучения. Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому». 

Основой ФГОС является системно-деятельностный подход, в реализации которого центральным компонентом становится деятельность ученика, повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.

Подготавливаясь к очередному повторительно-обобщающему уроку по истории Нового времени, я задумалась о том, как интереснее подготовить задание, чтобы дети смогли легко усвоить пройденный материал, и при этом могли непосредственно сами принять участие в его систематизации.

Итак, ЛЭПБУК (lap – колени, book – книга) – это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой находится информация на заданную тему. Если переводить «лэпбук» (lapbook) с английского, то дословно это звучит так: «книга на коленях».

Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это многофункциональное пособие, наполненное тематическими картинками, текстами, кармашками, ярлычками, бумажными поделками и другими элементами. Все это многообразие помогает закрепить и обобщить изученный материал.

Поэтому на уроках обобщения или закрепления пройденного материала я использовала форму, которую можно презентовать, сохранить, запомнить. Думаю, что и на других уроках лэпбуки прекрасно уживутся с традиционными формами работы. 

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС. Он даёт возможность учитывать индивидуальные способности детей, структурировать сложную информацию, научить простому способу запоминания, объединить детей для полезного и увлекательного дела, способствует самостоятельному поиску информации, повторению и закреплению пройденного материала.

Помимо прочего, лэпбук отвечает всем требованиям проектно-исследовательской деятельности, что немало важно для современного обучения.

Главной ценностью этого дидактического пособия является информация. Весь материал, который должен усвоить ребёнок представляется в виде рисунков, схем, карточек, графиков, небольших текстов и т.д.

Таким образом, можно сказать главная задача лэпбука – это визуализация текстовой информации.

Создание лэпбука содержит все этапы проекта:

· целеполагание (выбор темы);

· разработка лэпбука (составление плана);

· выполнение (практическая часть);

· подведение итогов.

Ещё одним плюсом лэпбука является вариативность форм работы. Это может быть как индивидуальная, так и групповая или парная работа. Когда дети демонстрируют свои лэпбуки, на уроке происходит дискуссия, обсуждение работ, тем самым ученики снова повторяют и закрепляют материал.

Работа над лэпбуком может быть разнообразной. Учитель в данной работе выступает куратором. Он не является источником информации, а лишь помогает ребенку и направляет его. Лэпбук позволяет детям проявить свои творческие и поисковые способности, а еще он эстетичен.

Шаги по формированию лэпбука.

I. Выбор темы. Обозначив тему, учащиеся определяются с целью своей работы.

II. Составление плана.

III. Создание макета лэпбука (дети работают с материалом учебника или заранее найденными ресурсами при получении опережающего задания).

IV. Оформление.

V. Презентация.

Лэпбук способствует:

· формированию самостоятельного поиска информации;

· пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме;

· повторению и закреплению материала по пройденной теме.

Лэпбук помогает:

· структурировать сложную информацию;

· развивать познавательный интерес и творческое мышление;

· разнообразить даже самую скучную тему;

· научить простому способу запоминания;

· объединить учеников для полезного и увлекательного дела.

Лэпбуки хороши и для внеклассной работы. С их помощью можно делать памятки, буклеты, инструкции и т.д. Здесь все ограничивается фантазией учителя. Чем больше работаешь с этой формой, тем больше возможностей она тебе открывает.

Шаблоны и идеи для лэпбуков можно найти в интернете и удивиться, насколько многообразными они могут быть.

А еще ЛЭПБУК - очень мобильная система. Легко можно переносить (меняться) эти папки, так сказать «презентовать», в другой класс на аналогичную тему. 

Немного преобразовав формат работы и уже можно оформить совершенно другой тип проектной деятельности – БУКЛЕТ. Обычный лист бумаги мы с учениками складываем книжкой (в два или в три раза, в форме буклета или форме распашного окошка) и наполняем его содержанием, относящимся к теме урока. Заранее я готовлю шаблоны ярлычков, кармашков, подбираю рисунки (стараюсь подобрать черно-белые, чтобы ученик самостоятельно их раскрасил), продумываю наполнение.

В зависимости от уровня способностей учащихся получаются различные виды проектов. Более подготовленные дети могут создать интегрированный лэпбук, содержащий информацию по двум и более предметам.

Необходимо отметить, что, работая над творческими заданиями лэпбука, учащиеся часто открывают для себя темы следующих своих исследований. Такая работа не только интересна, увлекательна, но и положительно влияет на успеваемость учащихся моего класса. Повысилась самооценка учащихся и мотивация к проектной деятельности.

Создание лэпбука решает ряд задач современного образования, давая учащимся не только знания предмета, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации. Применяя в своей работе технику создания лэпбука, у учителя появится возможность подготовить именно такую личность к новой жизни в новых условиях. 

Задача учителя - лишь придавать учащимся уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов. 

 

. . . . .