Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Формирования творческого мышления на уроках родного языка и литературы

Дата публикации: 2024-03-09 19:29:30
Статью разместил(а):
Александрова Алсу Исмагиловна

Формирования творческого мышления на уроках родного языка и литературы

Автор: Александрова Алсу Исмагиловна

МБОУ «СОШ № 27», г. Нижнекамск, Татарстан

 

Аннотация: В статье раскрывается проблема развития творческого мышления  в процессе обучения. Рассматриваются вопросы обеспечения роста творческого потенциала школьников и развития творческой личности обучающегося на уроках родного (татарского) языка и литературы.

Ключевые слова: творческое мышление, проблемное обучение, родной язык.

 

Высшими уровнями развития ребенка являются опыт креативной (творческой) деятельности и личностное (эмоционально-оценочное, положительное) отношение к учебному предмету и труду. Главная задача обучения заключается в становлении личности, развития познавательной активности, инициативы и творчества.

Развитие творческого мышления важно в преподавании учебных дисциплин и во внеклассной деятельности, но родной язык и литература являются теми средствами, которые являются залогом  развития творческих способностей в любых сферах человеческой деятельности.

М.И. Махмутов отметил, что в качестве  основной цели школы на первый план выступает задача формирования таких свойств личности, как умение решать творческие задачи, самостоятельно критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, убеждения, непрерывно пополнять и обновлять свои знания и применять их для творческого преобразования действительности [2, стр.  24].

Что такое творчество, каковы его основные признаки?

Специфику творчества, по мнению А.Т. Шумилина, раскрывают следующие два его признака: первый — «преобразование явлений, вещей, процессов действительности или их образов, наглядно-чувственных или мыслительных»; второй - новизна, оригинальность. Имеется в виду новизна продуктов деятельности, необычайность приемов или средств, применяемых в деятельности. Творчество оригинально в главном: «оно антипод подражанию, копированию, деятельности по шаблону, по готовому образцу, по правилу, по алгоритму» [3, стр. 8—11].

Творческое мышление – это суть проблемного обучения. Проблемное обучение – это система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе: формирование способности быть автором, творцом своей жизни, развитие умения ставить цель и искать способы ее достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить ученика  не на получение определенного объема знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала. Проблемное обучение на уроках татарского языка приводит к хорошим результатам, оно ˝учит учиться˝, также создает атмосферу непринужденного общения, где меняется роль учителя. Оно исключает бездумное заучивание и пересказ ˝книжных˝ знаний, внедряет активное мышление, творческую самостоятельность в процесс познания мира 

Основным средством воздействия на школьника было и остаётся слово, ведь только родное слово нашего великого языка может заставить звучать различные струны души ребёнка.

Слово должно будить фантазию ребёнка, его самостоятельный поиск, формировать познавательный интерес и высокую активность. Чтобы решить эти задачи, преподавателю необходимо использовать интересный для учащихся дидактический материал, предлагать разнообразные варианты творческих заданий, применять новые формы организации урока: семинары, практикумы, дискуссии, путешествия, открытых мыслей и т.д., которые обеспечивают демократичное общение учителя и учащегося, развивают творческий потенциал ребят.

На каждом уроке татарского языка нужно предлагать учащимся задания, требующие творческого подхода, начиная от элементарных (составить словосочетание или предложение) до более серьёзных, требующих глубоких рассуждений (сочинение, рассказ, рецензия и т.д.). Только тогда работа будет продуктивной.

Мышление, которое опираясь на критерии избирательного поиска, позволяет решать сложные, неопределенные, проблемные ситуации, называют эвристическим.

Развитие творческого воображения позволяет создать на уроках нестандартную ситуацию, вовлечь учащихся в творческий поиск, помочь им само раскрыться, принять участие, как в устной, так и в письменной речевой деятельности.

На таких уроках важно поставить такую задачу, которая предполагает развитие логического мышления, формирование собственной точки зрения, умения вести дискуссию и в тоже время выполнить поставленную задачу. Ведь именно при успешном решении той или иной проблемы появляется вдохновение и просыпается интерес к учению.

Эвристическая задача – это лучший способ мгновенно возбудить внимание и учебный интерес, приблизить возможность открытия. Например, учащимся предлагается вставить буквы в текст упражнения – стандартное задание, ставшее традиционным в школе. Но можно превратить его в интересный творческий процесс, предложив ученикам разнообразные поисковые вопросы и задания, касающиеся самых разных аспектов ситуации. Например: Нам необходимо составить задание  по пройденной теме «Орфография» для учеников другого класса по данному тексту. Какие буквы вы заменили бы точками?

Это эвристический вопрос, результаты которого многоплановы. Возникает творческий интерес учащихся, их внимание сосредотачивается на предложенном тексте. Они приучаются самостоятельно видеть «ошибкоопасные» места, а, значит, законы орфографии становятся достоянием их творческого опыта.

В ряде случаев уместно корректирование и редактирование текста, который содержит опечатки. Подобные упражнения обеспечивают концентрацию внимания, а также самопроверку (при непременном контроле со стороны учителя: факт исправления в любом случае подлежит аргументации). Внимание активизируется творческим заданием, предполагающим обоюдную готовность учителя и учащегося к нестандартным творческим решениям.

Ученики выписывают слова, в которых есть сомнения или которые, по словам педагога, «ты написал бы иначе». На первом этапе анализируются печатные или письменные тексты (периодика, плохо отредактированные книги, непроверенные работы учащихся), на втором – устные (телепередачи, текст услышанной песни или речи). Со временем ребята начинают искать грамматические закономерности, оценивать собственную возможность следовать им.

Подобные задания развивают языковую интуицию, заставляют школьников более пристально всматриваться в слово в единстве его структуры, в том числе исторически обусловленной, влияющей на современное написание.

Очень эффективно изложение информации учащимися при ролевой игре или диалоге с позиций «я – учитель», «я – составитель правила», «я – автор специально деформированного текста» (знающий, как на самом деле следует писать, и адресующий своё произведение воображаемым или реальным собеседникам). Идёт работа по анализу и синтезу уже известного, а также перестройка его в структуру, вызывающую вопрос. 

Любой, даже самый «скучный» материал, можно оживить, сделать его интересным, познавательным, развивающим. Так, при изучении в 7 классе темы «Синтаксис и пунктуация», можно предложить игру «Найди себе попутчика», суть которой состоит в следующем:

На каждой парте лежит карточка с простым предложением. Ученики зачитывают эти предложения, им откликаются те учащиеся, у которых записана вторая часть предложения. Два предложения ученики объединяют в сложные, записывают свои предложения и доказывают, что записанные предложения являются сложными.

Так, решая творческую задачу, учащиеся вспоминают признаки сложного предложения, вспоминают материал о постановке знаков препинания в сложном предложении.

Активизация креативного мышления с помощью ассоциаций помогает ученикам запоминать новые слова. Запоминание слов татарского языка эффективно только тогда, когда все виды памяти работают вместе: 

- внимательно рассмотрите новое  слово - работает ваша зрительная память,

-  прослушайте, как его произносит диктор - работает слуховая память,

-  произнесите  слово вслух - работает артикуляционная память,

-  напишите его - работает двигательная память.

Основа, предлагаемого здесь метода, заключается в привязке звучания татарских слов к конкретной фантазийной ситуации, как правило, неестественной и так называемой "шоковой", именно она позволит нам запомнить слова быстро и без особого напряжения. Это метод учёные называют методом мнемотехники или ассоциативным.

Суть метода заключается в подборе созвучных (т.е. звучащих похоже) слов к запоминаемому иностранному слову из слов родного (или хорошо знакомого) языка [1, стр. 6]. 

После этого необходимо придумать фразу, стишок, сценку или историю с правильной ассоциацией и грамотным переводом. Все, что остается ученику - это запомнить историю. Последующие 2-3 дня фраза повторяется несколько раз в день. Специалисты утверждают, что после четырех дней повторения определенной фразы, слово запоминается, а надобность в цепочке отпадает. С этого момента в долговой памяти человека остается только сокращенная цепочка - «слово – перевод». До этого момента в долговой памяти будет только выдуманная история. Например:

Коза – это каза (беда).

Кум принес ком (песок).

Кулак белән колакка ( на ухо).

Кәеф (настроение) бүген кайф.

Образная ассоциация

В начале к слову подбирается сходное по звучанию русское слово и в строчку записывается: само слово - похоже звучащее русское слово - и настоящий перевод. Постараемся придумать картинку, пусть даже лишенную нормальной логики, но соединяющую в себе образы. Отношения между словами должны быть необычными, нелогичными и содержать в себе компонент движения.

Способ основан на непроизвольной памяти, слова запоминаются сами, без усилий и без специально поставленной цели запомнить их.

Метод фонетических ассоциаций (МФА). Этот метод появился благодаря тому, что во всех языках мира есть слова или части слов, звучащих одинаково, но имеющих разное значение.

Кабак (тыква) - кабак

Табак (тарелка) - табак

Бал (мед) - бал

Сыр (полоска) - сыр

Кит (уходи) – кит

Май (масло) - май

Метод взаимодействия всех ощущений (МВВО). Этот мнемонический подход полезен для тех, кто хочет научиться свободно общаться на татарском языке. Если слова не будут всплывать в вашей памяти автоматически, то вы не сможете бегло говорить на языке. Поэтому, главное - не запоминать  слово как перевод  слова, а сразу ассоциировать  слово непосредственно с соответствующим ему понятием. Например, запоминая слово бәхетле”(счастливый), вы повторяете бәхетле”и мысленно представляете себе как вы выходите из магазина “Бәхетле” счастливый с покупками. Для запоминания слово “эссе” (жарко), представляете магазин “Эссен” и как было вам там  жарко.

Метод ассоциативные жесты. Довольно часто мы, что-то припоминая, делаем движения руками, которые помогают нам выразить свою мысль, вспомнить слова и образы. Этот прием «вспоминания руками» довольно эффективен. Уже давно люди заметили связь между моторикой рук, памятью и общим развитием ребенка с самого раннего возраста. Наши предки использовали методики «пальчиковых» упражнений. Они до сих пор остались в фольклорных детских потешках. Это полезно и потому, что запомненное таким образом сохранится надолго. А на уроках татарского  языка таким методом можно помочу ребенку эффективно запоминать и быстро «доставать из памяти» лексические единицы  языка.

По структуре самое сложное в методе мнемотехники или ассоциации, это –мнемотаблицы. Но весь объем информации, который заложен в мнемотаблицах, очень легко усваивается, так как при запоминании работают одновременно и визуальное и слуховое восприятие. Поэтому ребенок смотрит на картинку и слышит слова, относятся к этой картине, у него возникает взаимосвязь образом. Мозг запоминает эту связь, и в дальнейшим, когда ребенок ассоциативно вспоминает по одному из образов, то мозг сразу же воспроизводит все ранее сохраненные образы.

Ике аягы Әнвәрнең, ике кулы.

Берсе кече, берсе олы ике тубы.

Ике колагы бар тагын, ике күзе,

Һич теленнән төшми торган ике сүзе:

Әти, әни, бар белгәне ике булды.

Аның үзенә дә ике тулды. (С.Сөләйманова)

Чтобы метод сработал, ассоциации должны быть:

• по созвучию с неким русским словом, или хотя бы по внешнему буквенному сходству – только тогда помните о правильном произношении! (хатА, не хАта);

• логичными (май – весна – масленица – масло);

• при этом смешными, забавными или нестандартными – чем ярче и эмоциональнее ассоциация, тем легче запоминается;

• желательно, динамичными (когда картинка движется).

По результатам исследований, движущиеся сюжетные картинки запоминаются легче.

Формирование творческого мышления на уроках, в форме увлекательных игр и методов  обогащает педагогический процесс, делает его более содержательным, влияет на развитие ребенка, как на творческую личность.

 

Список литературы:

1. Матюгин И.Ю., Слоненко Т.Б. Как запомнить английские слова. - М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2001. – 416 с.

2. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Казань: Магариф- Вакыт, 2016. 397 с.

3. Шумилин А.Т. Проблема структуры о содержания процесса познания. М: Изд-во МГУ, 19б9. – 34 с.

 

. . . . .