Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Развитие творческого потенциала ученика в рамках формирования функциональной грамотности

Дата публикации: 2024-03-17 14:04:09
Статью разместил(а):
Вершинина Лариса Владимировна

Развитие творческого потенциала ученика в рамках формирования функциональной грамотности

Автор: Вершинина Лариса Владимировна

МОУ ИТЛ № 24 им. Е.А. Варшавского, г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)

 

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы развития личностного потенциала ребёнка в рамках формирования функциональной грамотности, предлагаются современные подходы к развитию критического и креативного мышления ученика, нестандартные методы обучения.

Ключевые слова: функциональная грамотность, развитие личностного потенциала, нестандартные методы обучения, проектная деятельность.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Что такое «личностный потенциал»? И в социологии, и в психологии существуют разные трактовки этого понятия. Интересным является определение психолога Г.М. Зараковского, который личностный потенциал рассматривает как самоэффективность человека. Личностный потенциал, на мой взгляд, можно понимать и как способность человека использовать свои способности.

Психологи выделяют разные потенциалы личности: познавательный, ценностный, творческий, коммуникативный, эстетический (художественный).

Одним важным аспектом развития личности является развитие творческого потенциала ребенка, его креативного мышления. Творческий потенциал включает в себя способность генерировать новые идеи, находить нестандартные решения проблем, проявлять креативность и воображение. Это и потребность в творческом самовыражении, демонстрации своей уникальности. В каждом ребёнке изначально природой заложен огромный творческий потенциал, нужно только помочь школьнику раскрыть его.

Одним из способов развития творческого потенциала личности, в том числе креативного мышления, является функциональная грамотность. Функциональная грамотность - это способность человека использовать полученные знания и навыки для решения повседневных задач. 

Развитие творческих способностей ученика в рамках формирования функциональной грамотности может быть достигнуто через следующие подходы: 

1. Развитие критического мышления (использование нестандартных заданий, требующих анализа и интерпретации информации, вопросов, стимулирующих критическое мышление) 

2. Проектную деятельность. 

3. Нестандартные методы обучения (игры, эксперименты, квесты, помогающие развивать творческие способности ребёнка).

В практике учителя словесности считаю важным разрабатывать задания, связанные с сегодняшним днём, понятные и интересные современным ученикам.

Так, очень интересным считаю творческое задание по созданию буктрейлеров (коротких видеороликов, рассказывающих в произвольной художественной форме о какой-либо книге).

В процессе создания буктрейлера ученику необходимо пройти ряд этапов: от выбора книги до видеомонтажа. Наиболее творческим и важным является этап создания сценария, т.к. к каждому виду буктрейлера нужен свой подход. В повествовательном - важно создать интригу и выстроить сюжет так, чтобы читателю непременно захотелось узнать продолжение истории. В атмосферном - надо определить, какое настроение имеет книга и с помощью каких средств его можно передать. Проявить креативность и воображение ученик может и при подборе материалов для видеоряда: нарисовать рисунки к произведению самостоятельно или отсканировать иллюстрации известных художников, снять свое видео или найти видео в интернете, использовать кадры из фильмов-экранизаций.

Считаю вполне уместным использовать буктрейлер, созданный учеником индивидуально или в соавторстве, при изучении новой темы, знакомстве с творчеством писателя.

Особенно удачно получается создание буктрейлера в рамках проектной деятельности. Так, буктрейлер к роману Джорджа Оруэлла «1984» был создан ученицей 10 класса. Для визуального исполнения ею был выбран неигровой вид (набор слайдов с иллюстрациями и цитатами), т.к. он лучше всего отражает суть, передаваемую автором в сюжете, держащем читателя в напряжении до конца произведения. В соответствии с остродраматическим содержанием книги была наложена на видеоряд нагнетающая музыка, добавлены кадры из киноленты, рисунки читателей. Все это позволило добиться попадания в атмосферу происходящих событий и настроений антиутопичного общества.  

Работа над созданием буктрейлеров, несомненно, способствует развитию критического мышления, требующего анализа и интерпретации информации, даёт возможность ученику генерировать новые идеи, проявлять свою индивидуальность.

Не менее интересными считаю задания, связанные с деформацией текста. Примером такой творческой работы может стать создание каллиграмм. Каллиграмма — это вид деформированного текста, который представляет собой фигурный стих, то есть такое особое стихотворение, в котором буквы или слова изображают то, что они значат. Каллиграмма является формой визуальной поэзии, её называют "визуальная лирика", "поэтическая типографика", "изысканное фигурное стихотворение". Сегодня жанр каллиграммы применяется в различных сферах жизни (реклама, граффити, психология и  др.)

Создание каллиграммы - творческий процесс, требующий от ученика умения работать с текстом и создавать визуальные образы, погружаться в их смысл. Чтобы правильно создать каллиграмму, ученику необходимо постараться соотнести словесный ряд (стихотворение) с рисунком таким образом, чтобы визуальный принцип соответствовал содержанию.

В рамках проектной деятельности ученицей 11 класса был создан альбом «Мир прекрасных женских образов». Работая над альбомом, старшеклассница составила список предпочтений, в который вошли близкие ей по духу или яркие образы героинь, созданных русскими писателями-классиками (Анна Одинцова, героиня романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»; Любовь Раневская, героиня пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»; Александра Николаева (Шурочка), героиня повести А.И. Куприна «Поединок»;  Варвара, героиня пьесы А.Н. Островского «Гроза»; Кабаниха, героиня пьесы А.Н. Островского «Гроза»). Каждой героине было посвящено стихотворение, отражающее её характер, судьбу. Сделаны наброски рисунков – портретов героинь, после – в программе СorelDraw созданы и сами каллиграммы.

Работа получилась уникальная, неординарная. Попробовав себя в искусстве составления каллиграмм, ученица продемонстрировала способности к нестандартному решению вопроса, связанным с привлечением школьников к чтению русской классики, проявила креативность и фантазию, реализовала потребность в творческом самовыражении. 

Интересным и творческим способом развития критического мышления и креативности, а также навыков работы с текстом являются задания на создание спойлеров. Спойлер - преждевременно раскрываемая информация о сюжете художественного произведения или кинофильма.

Чтобы создать спойлер, ученику необходимо хорошо знать текст художественного произведения, уметь выделять в нём наиболее яркую информацию - необычный поворот сюжета, интригующее название, напряжённый момент - делать выводы на основе этой информации, а также соотносить содержание книги со стилистикой спойлера.

Задание составить спойлер к произведению можно предложить ученикам в начале учебного года, а на последнем уроке литературы подвести итог – выбрать лучшие работы, которые могут стать основой для составления рекомендации для летнего чтения. Такой список в виде спойлеров, коротких и шутливых текстов, это, несомненно, вызовет у школьников больший интерес и к чтению, и к созданию новых спойлеров. Идея создать спойлер к книгам, рекомендуемым для самостоятельного чтения, возникла после знакомства со статьёй Сергея Волкова, учителя русского языка и литературы школы-студии МХАТ.

Работу над созданием спойлеров рекомендую ученикам-книголюбам. Именно такие ребята способны предложить одноклассникам собственный список книг для чтения. Вот один из примеров таких списков-спойлеров для летнего чтения, созданный группой учеников 10-11 классов:

· Тургенев И.С., роман «Отцы и дети» - Динамичный роман о межпоколенческих «тёрках». О человеке, что презирал любовь, но решил поступиться своими принципами. От чего и умер. Стоит прочитать хотя бы для того, чтобы умело спорить с родителями и уверенно их побеждать!

· Гончаров И.А. «Обломов» - Книга для тех, кто хочет знать, как правильно лежать на диване и не испытывать за это чувство вины. Для тех, кто выше мнимой успешности и имеет силы оставаться собой (даже лёжа на боку). Для тех, кто понял жизнь и не торопится. 

· А.П. Чехов, комедия "Вишнёвый сад" - Несмешная комедия адресована современнику, попавшему в катастрофическое финансовое положение. Как жить, когда денег нет? Есть два пути: первый - от экс-президента Д.А. Медведева (денег нет, но вы держитесь!), другой - вы обязательно найдёте, прочитав комедию Чехова. 

· Островский А.Н., драма «Гроза» - Что есть любовь? Прекрасное чувство, возвышающее человека над обыденностью? Или химическая реакция, которой человек вряд ли способен управлять? Ответ на эти вопросы можно попробовать найти, прочитав  знаменитую драму А.Н. Островского «Гроза»

· Толстой Л.Н., роман-эпопея «Война и мир» - Об этой книге наслышаны все. Грандиозный роман-эпопея с количеством персонажей, перевалившим за шесть сотен. Драмы, любовь, разочарование, ужасы войны, смерть, морально-нравственный выбор, короче говоря, «карты, деньги, два ствола» – всё это, и даже больше, есть на страницах четырёх томов великого произведения. Кажется, человек, прочитавший эпопею от корки до корки, сможет понять все тайны вселенной и преисполниться в своём познании. 

· Достоевский Ф.М. «Идиот» - Пожалуй, это есть настоящий хардкор русской литературы. Чего стоит только название романа! Это история одного блаженного эпилептика, который смог изменить жизнь всех, кто однажды с ним соприкоснулся. Это великая книга о том, как плохо быть хорошим человеком. Стоит познакомиться с романом тем, кто умеет читать умные философские книги и считает себя знатоком русской классики. 

· Харуки Мураками, роман "Послемрак" – Запутанно, непонятно и немного пугающе. Эта книга явно для тех, у кого хорошая память, ведь, чтобы не потеряться в развилках интересной истории ночного Токио нужно быть как минимум фанатом знаменитого детектива – Шерлока Холмса.

· Джордж Оруэлл, роман-антиутопия "1984" - «Это было предупреждение!». Роман стоит прочитать тем, кто хочет понимать путь, по которому история может пойти дальше. 

Использование буктрейлеров на уроках и во ВД, составление каллиграмм, создание  спойлеров, в том числе для рекомендаций для летнего чтения, дают возможность учителю развивать личностный потенциал школьника, объединять учеников в творческие группы, позволяют организовать конкурсы на составление спойлеров, каллиграмм, буктрейлеров. 

Творчество – это процесс создания нового, значимого для самой личности. Каждый человек становиться творцом, если он научился самостоятельно находить решение любой темы в области своей деятельности. Личностный потенциал формируется в процессе творческой работы через практический опыт. И функциональная грамотность в этом случае является одним из способов развития личностного потенциала.

 

. . . . .